Сергей Олонцев: об искусстве управления, работе с Лимаренко и развитии Сахалина

Большое интервью ИА SakhalinMedia с зампредседателя сахалинского правительства
Интервью с Сергеем Олонцевым
Фото: ИА SakhalinMedia

21 декабря 2023. В Сахалинской области стремительно наращивают темпы строительства нового жилья, улучшают транспортную инфраструктуру, строят современные социальные объекты, трансформируют аэропорт в Южно-Сахалинске и морской порт в Корсакове в крупные логистические хабы. И эти стратегически важные темы, хоть и начинали решать много лет назад, нашли полную поддержку и получили "зеленый свет" с приходом в 2019 году команды управленцев во главе с губернатором Валерием Лимаренко. Последние 5 лет вопросы строительной, а также ряда других, сфер в регионе курирует заместитель Председателя Правительства Сахалинской области Сергей Олонцев, который многие годы посвятил этой отрасли в различных ипостасях. Какой путь чиновник прошел в сфере строительства, как пришел к должности зампреда, какие строительные проекты удалось реализовать в регионе с 2019 года, какие изменения ждут область, и самое главное — какое место во всем этом занимает искусство управления, Сергей Олонцев рассказал в эксклюзивном интервью корр. ИА SakhalinMedia. 

— Сергей Петрович, вы многие годы отдали сфере строительства. Что вас в ней привлекает?

— Путь в сферу строительства был достаточно интересный. Вообще, я по образованию инженер-механик. Занимался машинами, аппаратами химического производства многие годы. В начале пути работал механиком на большом химическом предприятии в Дзержинске, а потом уже дорос до исполняющего обязанности директора завода — скажем так, перешел в административную область. В этом помогло и образование, которое давали в Советском Союзе — помимо специальных профессий тогда учили разбираться в стратегических, экономических и прочих вопросах. Ну и дальше жизнь сложилась таким образом, что приходилось заниматься коммерческими вопросами в 90-х годах. В ходе их решения мне приходилось заниматься и строительством объектов, в том числе.

Впоследствии работал коммерческим директором еще на одном из больших химических предприятий в Дзержинске. И тогда получил уникальный опыт — в одной из стран Карибского бассейна мне довелось строить завод. После тоже занимался коммерческой деятельностью и построил завод по производству пружин.


Интервью с Сергеем Олонцевым. Фото: ИА SakhalinMedia

Затем меня пригласили работать в НИАЭП. И опять же, тут я был начальником управления поставок при строительстве второго ростовского энергоблока. И как-то так получилось, что после запуска четвертого калининского блока начал работать там же начальником управления. После директор нижегородского атомного проекта Валерий Игоревич Лимаренко предложил мне руководить проектом по возведению третьего ростовского блока.

Затем последовал четвертый блок и предложение быть старшим вице-президентом по строительству российских блоков, не только ростовского. За это время мы построили два блока Нововоронежской АЭС, начали строительство двух блоков Курской атомной станции. Также строили объекты специального назначения по утилизации отходов — одно из наших направлений на предприятиях атомной отрасли. Эта деятельность компании внутри России была на мне, в том числе и строительство тепловой Южно-Уральской станции. Таким образом плавно я практически полностью перешел в область строительства.

Последний объект, которым я руководил, была Белорусская атомная электростанция. Ее первый блок уже функционирует и находится в сети, а второй — введен в эксплуатацию 3 ноября 2023 года.

— Вы работали во многих отраслевых компаниях. Что самое важное вы узнали о сфере за эти годы?

— Казалось бы, что может быть проще, чем "класть" кирпичи? На самом деле, это достаточно сложный технологический процесс, который связан именно с объектами. Конечно, многое зависит от типа объекта, но, в любом случае, существуют базовые вещи — нет нормального строительства, если нет нормального проекта. Все ошибки, как правило, начинаются оттуда — плохие изыскания, отсутствие типовых реализованных проектов.

Следующая вещь, на мой взгляд, ключевая. Я сторонник реализации объектов через схему строительства под ключ — когда компании отдается весь комплекс работ от задумки проекта до передачи его в эксплуатацию. Но это работает только в том случае, если проект находится в одних руках. В атомной энергетике мы строили объекты исключительно по этой схеме — были и изыскателями, и проектировщиками, и конструкторами и теми, кто реализует этот проект. Не бывает абсолютно правильных технических решений — всегда есть объективные и субъективные ошибки. И чтобы максимально минимизировать их последствия, все должно находиться в одних руках. Вот ты отвечаешь за объект, и поэтому у тебя есть подразделения, правильно? Одно поставляет материалы и оборудование, второе возводит объекты, а третье производит пусконаладочные работы и прочее. Вот это, считаю, принципиальная для стройки вещь. И, кстати, такую ситуацию разделяет руководство строительной отрасли России.

— Есть ли в строительных профессиях место искусству и творчеству или это максимально регламентированный процесс?

— Искусство ведь — это не только красота архитектуры. Есть такое понятие как искусство управления, и это тоже искусство. Оно, может быть, не такое формализованное, как живопись или стихи, но это тоже искусство, и этому надо учиться. Безусловно, когда разрабатывается проект и возникают архитектурные решения — это важно.


Интервью с Сергеем Олонцевым. Фото: ИА SakhalinMedia

Мы уже давно ушли от той ситуации, когда строили типовые хрущевки, либо панельки. Безусловно, даже если существует типовой проект, мы стараемся максимально придать ему индивидуальность. Вот возьмите, например, наши школы, которые сегодня строим. Условно, есть один типовой проект, скажем, в Луговом и на "Горизонте", но, поверьте мне, они будут выглядеть совершенно по-разному. Во-первых, они впишутся в другое место. Во-вторых, у них чисто эстетическое оформление будет другое, хотя типологически они одинаковые.

Жилищное строительство технологически везде одинаковое. Допустим, сегодня "Лиго-Дизайн" возводит несколько объектов в разных частях города — технология будет одной и той же, но эстетика и предназначение совершенно разные. И если мы коснулись этого вопроса, то большое значение, безусловно, играет и дизайн-код, который мы разрабатываем, чтобы не просто так возводить "какие-то коробки".

Ну, а если говорить про объекты социальной культуры или бытового назначения, то это вообще отдельная песня. Возьмем Центр водных видов спорта — долго спорили, куда его вписать, и искали архитектурное решение, а в конечном итоге пришли к нестандартному варианту. В архитектуру аэровокзала тоже вошла творческая составляющая. Иными словами, творческое начало всегда присутствует в разработке и реализации проекта.


Следующая новость
18+
© 2005—2024