От реклаймера до судопогрузочной машины все путем, если маршрут угля в руках профессионала

Инженер-электроник 1-й категории Иван Герасимов о тонкостях работы в Восточном Порту
Инженер-электроник 1 категории Иван Герасимов
Фото: ИА PrimaMedia

9 ноября 2023. Восточный Порт можно рассматривать с разных планов. В экономическом — это один из крупнейших работодателей региона. В историческом — предприятие, где за полвека успели сформироваться более 40 трудовых династий. В технологическом — еще в 70-е годы его строили с применением уникальных для страны технологий, только что появившихся на мировом рынке. Однако и сейчас объекты Порта постоянно модернизируются. В социальном плане — здесь бережно относятся к труду и к территории присутствия. АО "Восточный Порт" вкладывает средства в инфраструктурные проекты и проекты благоустройства, а помимо стандартного соцпакета здесь — целый ряд корпоративных бонусов: спорт, санаторно-курортный отдых, детские программы и лечение сотрудников.

Следует отметить, что сотрудники отвечают взаимностью и не только из-за всего перечисленного. Инженер-электроник 1-й категории Иван Герасимов, в ведении которого находится система автоматизации на ППК-3 (проще говоря, передвижение угля в пределах порта), начиная интервью с корр. ИА PrimaMedia, первым делом сказал, что работать в порту не скучно.


Инженер-электроник 1 категории Иван Герасимов. Фото: ИА PrimaMedia

— Не скучно — потому что много работы?

— Работа очень напряженная. Сюда стекается огромный объем информации. От моих действий во многом зависит отсутствие простоев в работе других подразделений, а, если они случаются, то моя задача — их минимизировать.

— У вас нечасто берут интервью?

— Никогда. Это мой первый раз.

— Действительно, в основном, все привыкли о звездах эстрады и политики читать и рассказывать. Но ведь вы, как человек труда, наверняка, с удовольствием бы почитали про таких же людей, как вы?

— Конечно. Всегда интересно общаться со специалистами из других портов, например. Они часто приезжают к нам для обмена опытом. Мы ведь первыми запустили то, что другие только начинают запускать, — современные системы автоматизации работают у нас с 2003 года. Но и оборудование бывает разное, разные производители. Так что общение между специалистами — всегда очень полезное и познавательное.


Инженер-электроник 1 категории Иван Герасимов. Фото: ИА PrimaMedia

— Как вы пришли в Восточный Порт? Вообще, как выбрали свой путь в жизни?

— В школе, как и все пионеры, посещал кружок юного техника. Уже там мне привили любовь к физике и электричеству. Я сам из Арсеньева. Учился в 9-й школе. Там был хороший физик, толковый специалист, преподавал свое дело на высоком уровне. Это был, так сказать, базовый задел. Дальше — училище со специализацией именно по морским комплексам. Ну и направление — по распределению попал в Восточный Порт, на угольный комплекс. Шел тогда 1984-й год. Я здесь начинал, и уже 39 лет мой стаж здесь идет беспрерывно.

Работа, конечно, со временем усложнялась. Системы автоматизации, которые сейчас тут установлены, появились в 2003 году — во второй очереди угольного комплекса. Это высокотехнологичное оборудование, контроллеры производства знаменитого мирового бренда. Основное звено — парк конвейерного оборудования, которое формирует базовые маршруты погрузки и выгрузки. Если вы посмотрите на монитор — конвейерная часть в наборе маршрутов, которая горит зеленым, — это путь угля от начальной точки до конечной. Грубо говоря, от реклаймера до судопогрузочной машины.

Первая и вторая очереди давали 109 вариантов маршрутов. Когда у тебя на комплексе такая гибкость логистики, да еще и большое количество перегрузочных машин, намного проще решать задачи, исходя из ситуации на складе и подхода вагонов.


Инженер-электроник 1 категории Иван Герасимов. Фото: ИА PrimaMedia

После запуска третьей очереди маршрутов стало уже более 200. Понимаете? Сложность технологии увеличилась, и вместе с ней возросла гибкость логистики. Зачем это вообще надо? Изначально, когда выгрузка была, допустим, 6 млн тонн в год, оператор еще мог как-то участвовать лично, мог запомнить определенный объем информации. Но с увеличением выгрузки и вводом нового оборудования, увеличилось и количество информации, которая поступала оператору, что уже невозможно было сохранить в памяти и оперативно на все это реагировать. Тогда и возникла необходимость ввода систем автоматизации.

— Я вижу на мониторе набор красных и зеленых стрелочек. А что видите вы?

— Тут все не так сложно. Есть отправные точки — вагоны или судно. Мы либо разгружаем вагоны, либо грузим судно. В редких случаях перекидываем уголь между складами. Основная задача — погрузка судов и выгрузка вагонов. А на экране — их логистика. Маршруты так и построены. Вот обработка вагонов с вагоноопрокидывателей и выход угля на склад, где формируются штабели. Или вот погрузка судна. То есть штабель, который сформировали, потом за счет машины-реклаймера разберут, и уголь перейдет на судно.

— Вы быстро всему обучились?

— Персонал у нас всегда участвует в запуске нового оборудования. Честно говоря, другого варианта и быть не может. Или ты участвуешь, а потом с глубоким пониманием процессов эксплуатируешь его. Или ты принимаешь его, как данность, но потом тебе труднее решать проблемы эксплуатации и искать, где эти проблемы могут возникнуть. Поэтому обязательно люди участвуют в формировании, наладке и запуске системы. И потом — учеба. Я прошел много специализированных курсов по оборудованию, которое используется здесь. В порту без этого никуда.

— В 1984 году, когда вы только пришли в Восточный Порт молодым и увлекающимся техникой человеком, утолили свой профессиональный и человеческий интерес?

— В 1984 году оборудование было импортным. Тогда этот уровень автоматизации был реализован на релейных схемах. Реле могли запоминать и держать в памяти маршруты до 15 дней. Уже это впечатляло. Таких комплексов в стране, пожалуй, и не было. Потом уже, в 2003 году, то, что было реализовано на релейных схемах, было переведено на контроллеры.

— Общаясь со своими коллегами из других портов, делитесь опытом, учитесь чему-то? 

— Поучиться нам уже особо нечему. Я знаю, что руководители других портов к нам привозили своих специалистов, молодых ребят. Они черпали здесь информацию, узнавали все тонкости, технологию обслуживания и ведения систем автоматизации. Мы объясняли, с какими проблемами они могут столкнуться. Лучше это знать наперед, чтобы оперативно решать проблемы и закладывать эти решения на будущее. Это экономит очень много времени и материального ресурса.

— Были запоминающиеся моменты в вашей работе?

— Ситуации при эксплуатации бывают разные. Запоминаются решения нестандартных задач. Скажем, наиболее простой путь решения проблемы достигается заменой запчастей. Иногда интересно решить ее другим способом, экономя время и ресурс, не давая технологии долго простаивать. Такие моменты запоминаются.

— Вы получаете удовольствие от своей работы?

— 100 процентов получаю. Иначе я бы здесь столько лет не работал. И дело даже не в финансовой мотивации. Плюс работы в том, что она дает тебе социальный статус технического специалиста. Ты понимаешь, что в тебе нуждаются, и от тебя много зависит. Удовлетворение получаешь от результата собственных действий и усилий.

Смотрите полную версию на сайте >>>