24 ноября 2023. Система образование — одна из самых динамичных и приверженных изменениям сфер в России. Школьная программа всегда должна идти в ногу со временем и давать возможность школьникам учиться новому не только в теории, но и на практике. Юные сахалинцы и курильчане могут попробовать себя как в гуманитарных, так и в технических науках. Кванториумы, точки роста, литературные гостиные и школьные театры — это малый список того, что доступно для пытливых умов. О том, как выстроена система образование в Сахалинской области, о новых направлениях и вызовах, а также об успехах и достижениях области, рассказала в интервью ИА SakhalinMedia министр образования Сахалинской области Анастасия Киктева.
— Первый учебный день 2023 года начался с сильного циклона. Анастасия Николаевна, расскажите, какой ущерб был нанесен образовательным учреждениям в Южно-Сахалинске и других муниципалитетах?
— Безусловно, циклон, который прошел в нашей области в ночь на 1 сентября, нанес ущерб нескольким образовательным учреждениям, в том числе пострадали четыре школы Южно-Сахалинска.
В Лицее №1 и школе №8 в областном центре были повреждены подвальные помещения — это столовая, кухня, гардеробные, кладовые и мастерские. Из-за сильного дождя разбухли деревянные двери, перегородки, отслоились отделочные слои. В спортивном зале Восточной гимназии пострадали примыкающие к нему помещения, вышло из строя вентиляционные и отопительные системы. Еще больший урон нанес ливень школе №23 Южно-Сахалинска. Сильным напором воды выдавило створки окон и наружных дверей. Цокольный этаж затопило на всю высоту, из-за этого пострадали все помещения.
В настоящее время образовательный процесс идет в каждом учреждении. Восстановительные работы завершат до 30 ноября в лицее №1, Восточной гимназии и школе №1, а в школе №23 до 15 декабря.
Кроме того, серьезно пострадал детский сад №1 "Родничок" села Горнозаводска Невельского района. В учреждении повреждены системы управления вентиляции, отопления, пожарной охраны и видеонаблюдения. Образовательный процесс пришлось приостановить. Воспитанники "Родничка" переведены детский сад №2 "Рябинка". Восстановительные работы предположительно закончат до 31 декабря.
— В Сахалинской области с каждым годом появляется все больше школ и детских садов. Расскажите, сколько новых образовательных учреждений было введено с начала 2023 года в эксплуатацию и сколько еще планируется сдать до конца года?
— В Год педагога и наставника в Сахалинской области проделана колоссальная работа в сфере образования. За 2023 год мы ввели в эксплуатацию 5 объектов образования. В этом году свои двери распахнули 4 современные школы: в поселках городского типа Ноглики на 300 мест и Шахтерске на 400 мест, в Курильске на 400 мест и школа-детский сад в селе Кировском на 235 учеников и 60 малышей. Также мы приобрели здание под размещение детского сада в селе Троицкое Анивского района. Кроме того, до конца года в эксплуатацию будет введена школа-детский сад в селе Головнино.
Тематическое фото. Фото: пресс-служба правительства Сахалинской области
— Все ли районы области обеспечены достаточным количеством школ или есть те, где работа еще только предстоит? Что это за районы?
— В настоящее время ведется строительство 4-х школ в разных муниципалитетах области: в Северо-Курильске, в областном центре по улице Комсомольской на 1260 мест, во Взморье будет школа-детский сад, а в школе №30 планировочного района Луговое возводят дополнительное здание. Два детских сада появятся на Курильских островах: в селах Крабозаводское и Китовое. Кроме того, с 2024 года планируется строительство школы в 19 микрорайоне Южно-Сахалинска на 1100 мест.
В настоящее время в жилом микрорайоне "Горизонт" в Южно-Сахалинске завершается строительство 2-х детских садов по 240 мест каждый, а также ведется строительство новой школы на 550 мест.
— В прошлые годы планировалось перевести всех школьников Южно-Сахалинска на первую смену. Насколько сейчас актуален этот план, и каков его прогноз исполнения?
— Вопрос организации учебного процесса в школах Южно-Сахалинска в две смены остается пока актуальным для 9 тысяч юных островитян. Прежде всего это обусловлено ростом численности школьников именно в областном центре. По сравнению с прошлым учебным годом их увеличилось почти на 900 человек. В 2024 году мы планируем завершить строительство новых школ и дополнительных зданий к образовательным учреждениям, что, безусловно, увеличит количество мест и решит вопрос с организацией занятий в первую смену.
— Сохранилась ли тенденция ухода школьников после девятого класса в учреждения среднего специального образования вместо поступления в ВУЗы?
— Действительно, за последние годы тенденция к увеличению поступающих в систему СПО укрепляется. Это происходит за счет тех усилий, которые предпринимает государство в работе по повышению привлекательности рабочих профессий и специальностей. Сейчас учиться в региональных профильных учреждениях по истине престижно — и конкурсный отбор на востребованные специальности зачастую выше, чем в вузе. Так, в приемную кампанию конкурс в Сахалинский промышленно-экономический техникум составил на некоторые направления 6 человек на место, в областном техникуме сервиса — 3 человека на место.
— Какие направления наиболее популярны у школьников, которые поступают в колледжи?
— Радует то, что большинство наших школьников заранее знают, на какие направления собираются поступать. И, конечно же, выбор специальностей у всех разный. Сегодня самые востребованные специальности среди абитуриентов — это программист, повар, специалист индустрии красоты, учитель физической культуры и юрист.
— Поговорим о возможностях, которые предоставляются в стенах школ. К примеру, во многих образовательных учреждениях открылись Кванториумы, где ребята могут изучать программирование, робототехнику и другие технических направления. А какие возможности область предоставляет для школьников, которым ближе гуманитарные направления?
— В Сахалинской области большое внимание уделяется не только естественно-научному направлению, но гуманитарному. В региональных образовательных организациях все чаще открываются медиа-студии, где ребята изучают основы журналистики, издательского дела. Там же они работают над созданием видеосюжетов и мультфильмов. Также функционируют литературные гостиницы, где школьники пробуют себя в литературном творчестве. На островах стремительно развиваются школьные театры, благодаря чему юным артистам дается уникальная возможность попробовать себя в разных видах творческой деятельности, что способствует социализации и самоопределению. Расширяются возможности по изучению иностранных языков как в школах, так и в системе дополнительного образования. На территории региона ребята изучают восточные языки — японский, корейский и китайский язык, а также европейские языки — английский, французский и немецкий.
Наши школьники показали отличные результаты в олимпиадах и конкурсах гуманитарного профиля в 2023 году. Сахалинские ребята стали призерами Всероссийской олимпиады школьников по русскому и английским языкам, победителями Всероссийского конкурса сочинений и достижений талантливой молодежи "Национальное достояние России". Этот список побед можно продолжать еще долго, ведь наши ребята огромные молодцы!
Тематическое фото. Фото: t.me/kvantorium_65
— Что касается образовательных программ в Сахалинской области. Расскажите, сколько их на данный момент и какие из них оказались самыми востребованными?
— С начала нового учебного года все школы региона занимаются по обновленным федеральным государственным стандартам начального общего и основного общего образования. Теперь, как и о чем именно рассказывать школьникам установлено государством и обязательно к соблюдению, а не рекомендовано, как раньше. В результате перехода на обновленный стандарт в области появятся новые учебные курсы. Например, в математике с 7 класса внедрен курс теории вероятности и статистики. Гуманитарных предметов это тоже коснулось. Так, обновился учебник для 10-х и 11-х классов по истории России. Кроме того, на уровне среднего общего образования школьники с 10-го класса могут выбирать профиль обучения. Это может быть естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический или универсальный профиль.
Кроме того, в школах региона реализуется целый ряд проектов. С этого учебного года в 104 школах региона введен курс по управлению Беспилотными летательными аппаратами для школьников 2-11 классов. К занятиям по основам начальной военной подготовке приступили восьмиклассники из 132 школ. Здесь и строевая подготовка, и воинское приветствие, и правила обращения с оружием. Ребята учатся оказывать первую медицинскую помощь и знакомятся со средствами индивидуальной защиты. По инициативе губернатора области Валерия Лимаренко реализуется проект "500 школьников". Участниками проекта стали школьники 10-11 классов, мотивированные на углубленное изучение математики, физики, химии, биологии и информатики.
— В этом учебном году в образовательных учреждениях области стартовал модуль "Тэг-регби". Расскажите, как школы встретили новый вид спортивной дисциплины, нашел ли он отклик у детей и есть ли планы масштабировать опыт не только на школы, но и, например, на колледжи?
— Модуль "Тэг-регби" нашел огромный отклик среди наших школьников. В учреждениях проект реализуется в рамках дополнительной общеразвивающей программы и внеурочной деятельности. В настоящее время занятия уже проводят в 13 школах области. Еще пять школ недавно получили спортивный инвентарь и еще 8 получат в ближайшее время. В основном это сельские школы, в том числе и на Курильских островах. Игра, не только интересна ребятам, она развивает физическую активность и учит работать в команде. Совместно с Сахалинской областной федерацией регби и региональным министерством спорта разработан проект положения о проведении соревнований школьных спортивных клубов по Тэг-регби "Школьная регбийная Лига". Не исключено, что к проекту захотят присоединиться островные колледжи и техникумы.
Тематическое фото. Фото: ИА SakhalinMedia
— Есть ли в планах внедрение в школьную программу еще каких-то спортивных дисциплин?
— Разумеется, в планах на 2024 год стоит внедрение в школах нового спортивного проекта — "Биатлон в школу". Такой вид спорта сочетает в себе физическую активность и развивает меткость. Кроме того, биатлон входит в список олимпийских видов спорта. Не исключено, что наши ребята смогут стать будущими чемпионами благодаря этому проекту.
— Анастасия Николаевна, а как обстоят дела с кадрами в области? Есть ли у региона запрос в пополнении педагогического фонда?
— В Сахалинской области особое внимание уделяется кадровым вопросам и оказанию всесторонней поддержки учителям. В общеобразовательных организациях региона работает более 4 тысяч учителей. Как показали результаты мониторинга, потребность в кадрах составляет почти 200 человек. В основном, это специалисты по математике, физике, русскому языку и литературе, а также по химии и истории. Региональное правительство предоставляет целый ряд мер поддержек для наших педагогов, что, несомненно, сказывается на привлечении кадров.
— А что насчет приглашенных из других регионов специалистов? Насколько они охотно переезжают на острова?
— Безусловно, основные меры, которые направлены на привлечение в регион учителей, это меры социальной поддержки. Молодые специалисты, которые приезжают к нам на работу и имеют среднее профессиональное образование, получают денежное пособие в размере 150 тысяч рублей, а 200 тысяч рублей получают специалисты, имеющие высшее образование. К тому же, эти выплаты увеличиваются на 1,25% в случае работы в сельской местности. Кроме того, в Сахалинской области молодым специалистам выплачивается надбавка к окладу, с учетом отработанного времени и ставки зарплаты в размере 40%.
Предусмотрены и другие меры поддержки: ежемесячная денежная компенсация на возмещение расходов на оплату жилья, освещения и отопления, а также единовременная денежная компенсация на возмещение расходов на оплату топлива и транспортных услуг по его доставке при проживании в домах, не имеющих центрального отопления. А педагогам, проживающим и работающим в селах, предусмотрена ежемесячная компенсация на оплату жилого помещения, освещения и отопления, а также проезда до места работы и обратно транспортом общего пользования.
На муниципальном уровне решаются вопросы по предоставлению жилья. Только за последние 4 года с помощью мер социальной поддержки в Сахалинскую область было привлечено 92 педагога из других субъектов РФ.
Благодаря реализации федерального проекта "Земский учитель" с 2020 по 2022 год мы привлекли к работе в нашем регионе 71 педагога. В следующем году планируем привлечь в регион для работы еще 24 педагога.
— И в заключении, расскажите, какое направление развития образования выбрала область на учебный год 2023-2024? Какие изменения системы образования можно ждать в следующем году?
— Как и в этом учебном году, в новом мы продолжим реализацию и развитие федеральных программ. Мы видим, что проекты, инициированные Президентом России Владимиром Путиным и губернатором Сахалинской области, дают нашим школьникам возможность всестороннего развития. Сегодня ребята занимаются по программам дополнительного образования — начиная от программирования, заканчивая театральными и спортивными направлениями, строят и обслуживают беспилотники, проходят подготовку по основам начальной военной подготовки, участвуют в университетских программах научного цикла. В предстоящем учебном году мы откроем новые проекты, которые найдут отклик в сердцах наших замечательных детей и их родителей.