7 декабря 2023. В Сахалинской области активно развивается малое и среднее предпринимательство, в частности и социальный бизнес, которому оказывают широкую поддержку благодаря инициированному президентом Владимиром Путиным нацпроекту "Малое и среднее предпринимательство". Социальный предприниматель — это не просто представитель малого или среднего бизнеса, ориентированный на достижение коммерческого успеха. Они ставят перед собой цель помочь социально уязвимым категориям граждан и постараться решить наиболее значимые общественно-полезные задачи. Одним из таких социальных предпринимателей в Сахалинской области является руководитель южно-сахалинского центра "Индивид" Яна Путилова, которая развивает в регионе инклюзивное образование [форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться и социализироваться — прим. ред.] детей разных возрастов. Предпринимательница рассказала корр. ИА SakhalinMedia о деятельности центра "Индивид", сути и отличительных чертах инклюзивного образования, а также о получаемой государственной поддержке.
— Расскажите о своей предпринимательской деятельности. С чего начался ваш путь?
— Сама я педагог, работала в Екатеринбурге больше 7 лет учителем начальных классов и детским психологом. Параллельно работала и в реабилитационном центре, где был формат образовательного дистанционного обучения для детей-инвалидов, поэтому мне эта сфера была знакома.
Бизнес же открыла в 2019 году. Тогда у меня был маленький кабинет на улице Амурской, 62. Сначала работала с детьми как репетитор, а потом появился запрос на обучение детей с особенностями.
Социальную направленность мое предпринимательское дело приобрело, наверное, когда ко мне пришел мальчик с расстройством аутистического спектра [психическое расстройство детского возраста, характеризующееся нарушением социального взаимодействия и общения, повторяющимися и стереотипными моделями поведения и неравномерным интеллектуальным развитием, часто с умственной отсталостью — прим. ред.]. Тогда я начала изучать проблемы инклюзии на Сахалине, а именно, почему в Южно-Сахалинске система инклюзии представлена иначе, почему часть детей все-таки не находится в условиях инклюзии, и для них есть определенные ограничения. И стало понятно, что педагогической базы здесь будет недостаточно, поэтому пошла учиться по направлению клинической психологии, нейрокоррекции и логопедии, чтобы понимать, как грамотно помочь деткам с особенностями. Соответственно, репетиторство ушло уже на второй план, и я стала больше заниматься с детьми, которые нуждаются не только в педагогической коррекции, но и в психологической.
В помещении на улице Комсомольская, 251 принимаю детей одна, здесь же впервые получили лицензию по нормам СанПиНа. Постепенно начали расширять команду, число детей, с которыми работаем на коррекционно-развивающих занятиях в рамках психолого-педагогической коррекции, также увеличивалось. Поэтому я начала искать помещение побольше. Основной наш офис находится на улице Горького, 58, там детки посещают занятия, ходят к дефектологу, логопедам и специалистам по адаптивной физкультуре. Сегодня у нас огромный поток детей — в среднем по программам обслуживается до 170 детей, начиная от 3 лет.
— Каким было дальнейшее развитие центра "Индивид"?
— После расширения помещений и увеличения количества занимающихся у нас детей мы начали развивать такое направление как сертификат ПФДО. Он дает детям возможность получения дополнительного образования за счет бюджетных средств, как в государственных и муниципальных, так и в частных организациях. То есть мы в данном случае являемся поставщиками, а государство компенсирует нам средства на реализацию этой программы. Здесь у каждого обучающегося у нас ребенка есть свой сертификат с номиналом часов, которые родители могут потратить на сертифицированную образовательную программу.
Кроме этого, развиваем проект "Игры на воде", который реализуется на базе Аква-Сити. Эта программа не коммерческая, она направлена на детей с различными ограничениями здоровья. В ее рамках вместе с мамами-активистами и мамами особенных детей, я их называю волонтерами, организовываем занятия в бассейне. Есть мамы, которые шьют для нашего центра подушечки и игрушки.
Чтобы больше и лучше развивать социальное предпринимательство, я открыла еще одну организацию, в которой выступаю генеральным директором, — АНО "Семейный центр психолого-педагогической коррекции и нейрореабилитации "Индивид". Ее создала, потому что она дает больше преимуществ для получения президентских грантов, что позволит нам все целевые средства реализовывать в рамках определенного проекта. Например, в центре "Индивид" мы оказываем образовательные услуги, а в АНО развиваем медицинское направление. На данный момент делаем лицензию на медицинский массаж для деток. Это позволит большему количеству особенных детей получать комплекс бесплатных услуг на Сахалине за счет социальных грантов и субсидий.
Мы практикуем выезды на Курилы, привозим с собой специальное оборудование, на котором занимаемся вместе с детьми. На островах в принципе нет организации такого плана, поэтому эти коррекционные занятия полезны как для родителей, так и для детей.
Также стараемся взаимодействовать с детскими садами в части социального партнерства. К примеру, вместе с заведующей детского сада "Аленка" на Курилах реализовали небольшой семинар для педагогов, на котором поделились своим опытом. Получили от педагогов позитивную обратную связь — они хотят запустить некоторые наши практики у себя.
— Что такое инклюзия, и чем она отличается от стандартной системы образования?
— К сожалению, люди не знают, что такое инклюзивность, но я хотела бы раскрыть это понятие. Инклюзия — это не значит, что по программе занимаются дети исключительно с особенностями здоровья. Инклюзия предполагает взаимодействие здоровых детей с детками с особенностями, в частности и социальное их взаимодействие. И обычные дети занимаются в группе, где есть ребенок с особенностями, не обязательно с расстройством аутистического спектра. У нас в рамках инклюзии есть и образовательная направленность, и физкультурно-спортивная, и художественно-техническая — иными словами развитие детей в рамках нескольких программ. Это, например, арт-гимнастика, "Ступеньки к знаниям", "Давай заговорим", которые направлены на речевое и коммуникативное развитие.
Если говорить об отличительных чертах, то в образовании есть четкая программа, по которой ребенок должен идти, от нее нельзя отклоняться. У нас же нет границ для ребенка, обучаем его по программе столько лет, сколько ему требуется.
— А какие еще программы в рамках инклюзивного образования проводятся в центре?
— У нас есть программа научно-технической направленности — "Мультстудия и детская анимационная студия", где детки создают свои мультфильмы. В прошлом году они делали свои социально направленные проекты: мальчик сделал мультфильм про поведение при пожаре, где Человек-паук спасает девушку, а кто-то создает мультики с героями из советских мультфильмов. В каждом мультфильме дети сами озвучивают героев, создают рисунки, занимаются лепкой.
По спортивной направленности реализуется программа "Игры на воде". В ближайшее время хотим запустить проект по созданию команды по специальному хоккею для детей. В Сахалинской области уже есть следж-хоккей, а мы хотим собрать команду детей с расстройством аутистического спектра, она также может быть и инклюзивная. Развиваем и спортивные танцы, прорабатываем создание инклюзивных групп, в которых наравне с обычными детьми будут дети с особенностями, но без нарушения опорно-двигательного аппарата.
Мы вводим и хореографическое направление. Здесь преподаватель готовила наших детей к инклюзивному фестивалю "Острова особых талантов" (6+). На самом деле, это была чистая импровизация потому, что наши дети не профессиональные танцоры, и никогда специально нигде не занимались. В итоге в течение двух месяцев репетировали семейный танец "Медуза", в котором принимали участие как обычные детки, так и детки с особенностями, в частности и родители.
В рамках художественно-эстетического развития с детьми занимается прекрасный педагог с музыкальной школы, которая развивает у детей музыкальный слух. Второй год она проводит уроки музыки, в связи с чем у нас родилась идея создать шумовой оркестр, где наравне с обычными ребятишками принимали бы участие и детки с особенностями. Наш шумовой оркестр достойно выступил на фестивале "Острова особых талантов".
Развиваем сертифицированную программу на бюджетной основе по английскому языку "Диалог на иностранном". И здесь опять-таки ставим перед собой социальную задачу — у многих деток, например, с речевыми нарушениями, возникают трудности в изучении иностранного языка, а мы стараемся помочь им адаптироваться в этом направлении. Подбираем специальные учебники для младших школьников, в которых обучение не соприкасается со школьной программой. Иными словами, мы знакомим детей в возрасте от 6 до 8 лет с английским языком.
Яна Путилова. Фото: предоставлено центром "Индивид"
— Какой проект вы представляли на региональном этапе конкурса "Мой добрый бизнес"? Почему решили принять участие в конкурсе?
— Да, мы участвовали в региональном этапе конкурса "Мой добрый бизнес", потому что хотели донести до жителей нашего региона мысль, что инклюзивность необходимо развивать. Наш проект "Инклюзион" получил первое место в номинации "Лучший проект в сфере дополнительного образования и воспитания детей". В рамках проекта мы реализуем образовательные программы в условиях инклюзии. Все программы, которые есть в центре "Индивид", объединили в один проект "Инклюзион", и в его рамках все наши группы детей инклюзивные. Проект получил признание на конкурсе.
— Какие виды государственной поддержки вы получали за все время предпринимательской деятельности?
— Я понимаю, что сегодня бизнес не может существовать без государственной поддержки. В целом, можно сказать, что наша деятельность стоит на трех китах — это господдержка от департамента образования администрации Южно-Сахалинска, региональных министерств социальной защиты и экономического развития.
Первый грант в рамках реализации моей программы, пока я работала еще без команды, получила в размере около 200 тысяч рублей от департамента по физической культуре и спорту администрации Южно-Сахалинска. И я сразу понимала, куда эти средства пойдут — заказала специальное оборудование для улучшения когнитивной функции у детей в рамках наших коррекционных занятий. У этого оборудования широкий спектр методов использования, поэтому мы используем его до сих пор.
Был грант в размере 200 тысяч рублей от Минэкономразвития. Помощь в реализации проекта "Нейро-старт" — успешные дети" мне оказали в центре "Мой бизнес", специалисты также провели бесплатное обучение.
В министерстве социальной защиты Сахалинской области возможно получить субсидию при работе с детьми с ОВЗ или инвалидностью. В нашем центре мы оказываем определенные услуги, которые есть в перечне, например, организация прогулок во время продленки и занятия спортом. В данном случае подаем документы в минсоцзащиты и получаем компенсацию, в том числе ее получают и родители нуждающихся в ней детей.
— Какие цели смог выполнить центр благодаря предоставленной господдержке?
— Практически все полученные субсидии я потратила на приобретение нового оборудования. Например, в этом году нам частично выплатил субсидию минсоцзащиты Сахалинской области, средства которой ушли на покупку дорогого оборудования из США для занятий с детьми InTime. Оно направлено на коррекционные и развивающие занятия с мультисенсорной аудиосистемой костной проводимости и барабанной установкой для детей с тяжелыми нарушениями речи и расстройством аутистического спектра.
Конечно, при выборе оборудования изучаем спрос сахалинцев, эффективность использования оборудования, его влияние в рамках, условно, педагогической коррекции.
Летом 2022 года полностью закупили оборудование с технологиями "БОС". Большие средства уходят и на программное обеспечение. К примеру, мы разработали свою программу, которую адаптировали под коррекцию фонематического слуха для запуска речи у детей. В ее разработке помогали программисты одной из сахалинских компаний, и на реализацию ушло достаточно много денег.
— Какие сложности встречались на вашем пути?
— Не первый год сталкиваемся с такой проблемой, как отсутствие четких требований по отчетности документации в положениях субсидий или грантов. К примеру, однажды при получении субсидии нам требовалось доказать, что приобретаемое оборудование является новым, но в документах это прописано не было. Думаю, для предпринимателей, если этот вопрос пересмотрят, и в положениях будет все четко прописано, будет не только проще, но и понятно, как собирать необходимые документы.
— Как вы считаете, тяжело ли быть социальным предпринимателем в Сахалинской области?
— Думаю, нет. Мне повезло, потому что удалось найти соратников, которые поддерживали и поддерживают мое видение развития социального направления, а именно инклюзивного образования. Для людей, которые всегда со мной рядом, реализуемое нами дело важно и значимо. К тому же, у меня не было цели заработать, хотелось заниматься тем делом, которое мне нравится и приносит пользу обществу.
— Что, на ваш взгляд, значит быть социальным предпринимателем?
— Зачастую общество понимает бизнес как машину, которая ходит и собирает деньги. Наш бизнес действительно социальный, потому что мы не просто занимаемся с особенными детьми, но и стараемся продвигать инклюзию.
— Какие советы вы можете дать начинающим социальным предпринимателям?
— Думаю, необходимо всегда составлять бизнес-план и планировать свой день. Кроме того, предприниматель при ведении своей деятельности должен поддерживать обратную связь со своими клиентами, не бояться предлагать людям свою помощь. Важно создать и открытую команду, которая поможет увеличить доход и будет поддерживать при любых начинаниях.