8 декабря 2023. Новые образовательные возможности появляются не только в учебных заведениях Сахалинской области, но и в различных социальных центрах, работа которых нацелена на воспитание в детях разносторонней личности и помощь в социализации. И если в островных школах и колледжах сегодня делают упор на изучение научных и инновационных технологий, то в детских центрах социального развития взяли курс на популяризацию инклюзивного образования. Что собой представляет эта сфера, и как она развивается на территории Сахалинской области — читайте в материале корр. ИА SakhalinMedia.
Инклюзивное образование, которое появилось на Сахалине значительно позже, чем в остальных регионах России, — это форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться и социализироваться. Иными словами, инклюзивность подразумевает, что все люди в одинаковой степени имеют доступ к чему-либо.
— К сожалению, люди не знают, что такое инклюзивность, но я хотела бы раскрыть это понятие. Инклюзия — это не значит, что по программе занимаются дети исключительно с особенностями здоровья. Инклюзия предполагает взаимодействие здоровых детей с детками с особенностями, в частности и социальное их взаимодействие. И обычные дети занимаются в группе, где есть ребенок с особенностями, не обязательно с расстройством аутистического спектра. Такие группы детей могут заниматься по образовательным, физкультурно-спортивным и художественно-техническим направлениям. Если говорить об отличительных чертах инклюзии, то в стандартной системе образовании есть четкая программа, по которой ребенок должен идти, от нее нельзя отклоняться. В инклюзивном образовании, наоборот, нет границ для ребенка, обучаем его по программе столько лет, сколько ему требуется, — объяснила корр. ИА SakhalinMedia сахалинский социальный предприниматель Яна Путилова, работающая с детьми, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья.
Яна Путилова. Фото: предоставлено центром "Индивид"
По данным Всемирной организации здравоохранения, около 1 млрд людей в мире имеет инвалидность, при этом более 100 млн человек из них — это дети. Права людей с инвалидностью защищает принятая ООН в 2006 году Конвенция о правах инвалидов, которую Россия ратифицировала в 2008 году. Согласно этому документу, подписавшие его страны должны обеспечить людям с инвалидностью равенство, доступность среды, образование и возможность трудиться, участие в культурной жизни и индивидуальную мобильность.
У некоторых родителей, к сожалению, еще остался страх перед детьми с ограниченными возможностями здоровья. Одни не хотят, чтобы в школьных классах наравне с обычными детьми учились детки с особенностями. Другие ограничивают пространство своего особенного ребенка стенами квартиры, боясь гулять с ним на детских площадках из-за страха быть непринятыми обществом. А ведь все дети одинаковые, их нельзя разделять по физическим, умственным или ментальным особенностям. Поэтому очень здорово, что инклюзивности сегодня уделяют столь пристальное внимание. Это помогает не только взрослым чувствовать себя, так сказать, в своей тарелке, но и детям дает понимание, что они такие же члены общества с полноценными правами, как и окружающие, — поделилась мнением с корр. ИА SakhalinMedia мама троих детей Евгения.
Смысл инклюзии состоит в том, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в жизнь класса, помочь ему социализироваться в обществе. В идеале инклюзивный класс должен объединять несколько групп детей с особыми образовательными потребностями, чтобы дети имели возможность общаться друг с другом. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
— Думаю, нам необходимо создавать единую образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности. При этом если правильно внедрить принципы инклюзивного образования в обучение, то от этого выиграют, на мой взгляд, все дети, не только детки с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивные классы помогают особенным деткам социализироваться, стать полноценной частью окружающего мира, а детям без нарушений здоровья — понять, что люди с ОВЗ ни чем не отличаются от них, что их не стоит бояться, и они могут научить вас чему-то новому так же, как и вы их, — рассказала в беседе с корр. ИА SakhalinMedia молодая мама Ольга.