12 февраля 2024. Лекция, посвященная памяти геодезиста Ивана Борисовича Евреинова (1694—1724,) состоялась в Казани в Культурном центре имени А.С. Пушкина. Казанский краевед и экскурсовод Марк Шишкин рассказал аудитории о географических задачах, которые по заданию Петра I решал путешественник, совершивший первую научную экспедицию на Курильские острова в 1719—1722 годах, сообщает ИА SakhalinMedia.
Внимание к этой фигуре в Республике Татарстан неслучайно. В 2022 году в Казани прошел целый ряд мероприятий, посвященных 300-летию визита в город Петра I. В один из июньских дней 1722 года именно в Казани состоялась встреча императора с Евреиновым, который только что вернулся с Охотского моря.
По словам Ивана Ивановича Голикова, биографа царя-реформатора, после посещения Петром Татарской слободы "явился к Его Величеству один из посланных от него геодезистов г. Евреинов в Камчатку и в Курильские острова. Монарх с великим любопытством препровел несколько времени с ним в разговорах, и с удовольствием рассматривал сочиненную им и товарищем его Лужиным карту Камчатки и помянутым островам, и описанием их вояжа. Он был тщаниями их весьма доволен, и сказал высочайшее свое к трудам их благоволение".
Лекция, посвященная памяти геодезиста Ивана Борисовича Евреинова. Фото: Сергей Ардатовский
Последние годы жизни ученого также связаны с Поволжьем. Возвратившись из экспедиции, Евреинов работал над картографированием Вятской провинции, и умер в Вятке (ныне город Киров) 3 февраля 1724 года.
Биография Ивана Евреинова и задачи его путешествия имеют несколько противоречащих версий. До сих пор в большинстве популярных источников в интернете он указан под отчеством "Михайлович", а в качестве места происхождения указывается Польша. Хотя, еще с 1980 годов, когда вышла книга Ивана Венедиктовича Глушанкова "Славные навигаторы российские", известна подлинная биография ученого. 15-летний шведский юноша Иоганн Родилгус попал в плен под Полтавой, жил у енисейского комиссара Бориса Евреинова, принял крещение в православии, а с ним взял новые фамилию и отчество. Стал одним из лучших учеников Навигацкой школы в Москве и Морской академии в Санкт-Петербурге, и вместе с напарником Фёдором Лужиным был избран Петром I для ответственной миссии.
Прибывшие из Санкт-Петербурга ученые изучали побережье Камчатки, а в мае—июне 1721 года исследовали северную часть Курильской гряды вплоть до острова Симушира. После недельного шторма судно прибило к Парамуширу, где айны помогли путешественникам пополнить запасы провианта и воды. Лишившись якоря, экспедиция вынуждена была возвратиться на Камчатку, но успела сделать многое. Параллельно, на Камчатке Евреинов разбирал жалобы местных жителей о злоупотреблениях начальства и даже произвел арест приказчика Шестакова, с котором вернулся в Охотск. Позже в докладе на имя Петра I Евреинов изложит основные проблемы и свое видение кадровой политики государства на Камчатке.
Краевед Марк Шишкин назвал свою лекцию "Для чего Петр I изучал в Казани карту Курильских островов", и постарался включить экспедицию Ивана Евреинова и Фёдора Лужина в широкий контекст эволюции географических представлений о Тихоокеанском регионе.
Марк Шишкин. Фото: Сергей Ардатовский
Старинные карты нередко изображали к северу от Японии сплошной массив суши, соединяющий Азию и Америку. Со времен голландской экспедиции 1643 года под руководством Мартина де Фриза бытовали представления о том, что остров Уруп (названный де Фризом "Земля Компании" в честь голландской Ост-Индской компании) представляет собой побережье Америки. С другой стороны, этой версии противоречили представления об Анианском проливе между Азией и Америкой.
Пётр I, хорошо знавший актуальную географическую проблематику своего времени, искренне интересовался "сошлася ли Америка с Азиею" на Дальнем Востоке Российской Империи. Иван Евреинов и Фёдор Лужин успешно решили первую часть задачи, доказав что восточнее Камчатки и Курильских островов Американский континент сразу же не начинается. Составленная во время экспедиции карта Дальнего Востока и Сибири стала первой картой России, где использовалась сетка параллелей и меридианов.
Вторую часть задачи о проливе между Азией и Америкой, по заданию Петра I, решил уже Витус Беринг в 1728 году, который взял на себя это направление после преждевременной смерти Евреинова. Участником Первой Камчатской экспедиции Беринга был Фёдор Лужин, который в 1727 году в ходе этой экспедиции умер на реке Юдоме, не дойдя до Охотска. Интересно, что отряд, где состоял Лужин, возглавлял Мартын Шпанберг. Во время Второй Камчатской экспедиции именно Шпанберг продолжит дело первых русских геодезистов на Тихом океане, исследуя побережье Курил и Японии.