11 апреля. В Сургуте стартовал всероссийский форум "Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка" (16+), участники которого обсудят, как обеспечить непрерывность и бесшовность поддержки особенных детей. Форум пройдет с 10-12 апреля 2024 года. В мероприятии принимает участи делегация Сахалинской области, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на пресс-службу Агентства стратегических инициатив.
Педагоги, представители Некоммерческая организация (НКО), психологи, родители и сами дети подготовят методы помощи человеку и семье в инклюзивном обществе. Особое внимание будет уделено образованию, медицине, досугу и самореализации. "Инклюзивная школа" запущена Агентство стратегических инициатив (АСИ) и правительством ХМАО при поддержке Минпросвещения России.
— Форум собрал всех, кто связан с инклюзивным образованием. Сегодня более половины школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обучаются инклюзивно. Мы делаем все, чтобы обеспечить детям с особыми потребностями высокое качество образования, необходимое сопровождение и помощь. Образовательные организации получают современное оснащение. Педагоги повышают свою квалификацию. Качество и доступность инклюзивного образования во многом зависит от совместного труда родителей, педагогов, руководителей образовательных организаций и самих ребят. Только сообща мы можем добиться высоких результатов на этом важном пути, — сказал глава Министерства просвещения России Сергей Кравцов.
Инновации в образовании: от Москвы до Сахалина. Фото: пресс-служба Агентства стратегических инициатив
Замглавы АСИ Анна Сухова на пленарном заседании отметила, что Агентство и партнеры организовали форум для создания новых решений, которые будут обеспечивать максимальное благополучие каждого российского ребенка и его семьи.
— Нам еще много предстоит работы. Особенно сложно там, где нам необходимо синхронизировать работу ведомств, людей, институтов по различным компетенциям. Ответом на этот вызов может стать проработка транзитного планирования. Мы говорим о необходимости непрерывного и бесшовного перехода для того, чтобы состоялось благополучие человека в инклюзивном обществе и государстве — от медицинского сопровождения и реабилитации до социализации, адаптации и программ обучения, основанных на осознанном подходе по самоопределению и самоидентификации личности, — подчеркнула Анна Сухова.
По ее словам, сегодня два вектора требуют максимальной проработки:
Уверена, что в завершающий день форума мы сможем подвести положительные итоги и разработать необходимый план действий, который мы сможем уже внедрить в реальности и закрепить на законодательном уровне, — добавила Анна Сухова.
Инновации в образовании: от Москвы до Сахалина. Фото: пресс-службу Министерства образования Сахалинской области
Детский омбудсмен Мария Львова-Белова призвала создавать в регионах условия для непрерывного сопровождения семей с детьми-инвалидами. Институт уполномоченного по правам ребенка уже разработал программу "Сопровождение через всю жизнь", которая должна сделать помощь бесшовной. Так, пилотный проект по протоколу сообщения диагноза родителям детей с инвалидизирующими патологиями реализуется в 14 регионах, семьи информируют и о том, как получить поддержку от государства и общественников.
Омбудсмен обратила внимание, что стране не хватает детских психиатров и клинических психологов, также нет алгоритма действий при подозрении на наличие психического расстройства у ребенка. Кроме того, в дефиците практики наверстывающего обучения, когда ребенок перестает учиться, например, из-за болезни.
Часто сталкиваемся с тем, что детей из школ вынуждают переходить на домашнее обучение. Это позиция администрации недопустима. Есть различные формы образования, вопрос решаем. Образовательные организации сталкиваются с нехваткой педагогов и профильной подготовки учителей, дефектологов, тьютеров или ассистентов, — рассказала Мария Львова-Белова.
Замглавы Министерство труда и социальной защиты России Алексей Вовченко отметил, что такие форумы, как "Инклюзивная школа", помогают ведомствам понять, какие еще задачи в инклюзивной сфере необходимо выполнить. По его словам, в России живет почти 260 тысяч детей с инвалидностью в возрасте до 17 лет, но при этом ежегодно система среднего и высшего профессионального образования выпускает не более 20 тысяч таких детей. Он призвал подумать, как исправить эту ситуацию.
— В апреле мы принимали поправки в закон о занятости и в закон об инвалидах, которые ввели понятия "сопровождаемое проживание инвалидов", "сопровождаемая трудовая деятельность" и "социальная занятость". Сейчас мы на этапе подзаконного регулирования и внедрения этих понятий. На законодательном уровне урегулировано понятие "комплексная реабилитация" во всех ее видах. Мы впервые расставили полномочия как федерации, так и субъектов по реализации этого направления и внедрению системы комплексной реабилитации на основе стандартов по каждому виду комплексной реабилитации. Социальная сфера в этой части сейчас вступает в новую эпоху стандартизации, — сообщил Алексей Вовченко.
Кроме того, в законе об инвалидах впервые внесено понятие "ранняя помощь", в первую очередь оно касается тех детей, которые еще не имеют статус инвалида, но уже получают его. Понятие ранней помощи — это квинтэссенция межведомственного взаимодействия, когда на самом раннем этапе подключается не только медицина, но и образование, соцзащита, все отрасли социального блока с одной целью — направить все усилия на развитие ребенка и его полноценного образа жизни, — отметил замминистра.
Присоединиться к форуму можно онлайн — все трансляции доступны по ссылке.