18 июня. Каннский кинофестиваль (18+) известен своими революционными фильмами, которые задают тренды в мировой киноиндустрии. Достаточно вспомнить, что именно там в 1994 году был показан легендарный фильм Квентина Тарантино "Криминальное чтиво" (18+), который изменил представление о современном кинематографе. В этом году главный приз фестиваля — "Золотая пальмовая ветвь" — получила картина "Анора" (18+) Шона Бейкера, которая повествует об отношениях между секс-работницей и сыном русского олигарха. В фильме снимались российские актёры Марк Эйдельштейн, Юра Борисов, Алексей Серебряков и Дарья Екамасова.
Сегодня наша редакция совместно с KION от экосистемы МТС (12+) решила окунуться в мир кино и вспомнить некоторые из фильмов-победителей и номинантов Каннского кинофестиваля разных лет. Но будьте осторожны, ведь среди них могут оказаться настоящие бриллианты, которые способны перевернуть ваше представление о киноискусстве.
Первый и единственный советский фильм, отмеченный главной наградой Каннского кинофестиваля "Золотая Пальмовая ветвь" в 1957 г. — это военная драма режиссера Михаила Калатозова "Летят журавли" (12+). Трагическая история двух влюбленных, которых разлучила война, не оставила равнодушными членов жюри. Особенно тогда была отмечена новаторская работа оператора Сергея Урасевского. Именно он придумал и сам сделал специальные круговые рельсы для съёмок сцены гибели главного героя.
Исполнительница главной женской роли Татьяна Самойлова после премьеры стала звездой европейского уровня. Но система "железного занавеса" в СССР не позволила ей откликнуться на многочисленные предложения зарубежных режиссеров, ей просто не позволили сниматься за пределами Родины.
При просмотре этой классики отечественного кино обратите внимание на такой факт: в картине очень много персонажей. Их поступки вызывают самые разные чувства: уважение, презрение, любовь, ненависть. Но ни к кому из них зритель не остается равнодушным! Это тоже — настоящая сила киноискусства!
Кадр из фильма "Летят журавли" (12+). Фото: Скриншот
Еще один обладатель "Золотой Пальмовой ветви" — криминальная драма Ли Дэниелса "Газетчик" (18+). Высокая награда была получена в 2012 г. Все кинокритики в один голос отмечали, что режиссеру удалось сломать привычный жанр криминальной драмы, сняв совершенно интригующую для зрителя киноисторию. Это смесь социальной драмы о расизме, триллера о загадочных убийствах и детектива с не самыми положительными героями.
Очень непривычные для себя роли в фильме сыграли Николь Кидман (ее экранное перевоплощение заслуживает только добрых слов), Мэтью Макконахи (он редко так откровенно играет негодяев) и Джон Кьюсак (всю жестокость своего героя он мастерски передает с помощью взгляда).
Кадр из фильма "Газетчик" (18+). Фото: Скриншот
Французскую мелодраму "Мой король" (18+) стоит посмотреть ради игры актрисы Эмманюэль Берко. Именно она в 2015 г. была отмечена на Каннском кинофестивале призом за "Лучшую женская роль".
Не обольщайтесь, увидев название фильма — он не о любви в привычном понимании. Здесь и близко нет светлого, теплого чувства, в основе которого поддержка и забота влюбленных. Здесь скорее показаны классические и неоднократно описанные в учебниках по семейной психологии абьюзивные отношения.
И как можно было сразу не разглядеть в главном герое не пылкого влюбленного, а эгоиста? Разве недостаточно было быстрого знакомства, ограждение женщины от ее привычного мира, зависть к успехам своей избранницы? Женщины, наверняка, особенно будут негодовать после просмотра этой киноистории. Ну а мужчины, возможно, что-то возьмут себе на вооружение для своих дальнейших отношений с дамами.
Кадр из фильма "Мой король" (18+). Фото: Скриншот
Среди представителей кинематографа Юго-Восточной Азии — победителей Каннского кинофестиваля, хочется отметить фильм режиссера из Республики Корея Пон Джун-хо "Паразиты" (18+). В 2019 г. фильм был назван лучшим на киносмотре в Каннах. Это история о том, как семья бедняков обманом получает работу в доме богачей. Но принесет ли это им счастье?
Очень интересно режиссер выстроил в картине темпоритм. Увлекательный триллер с элементами комедии хорош тем, что обороты в киноповествовании набираются по ходу. А к финалу зрителю просто приходится на всё смотреть, затаив дыхание.
Редкий случай, когда на экране нет однозначных героев. Сложно сказать, кто здесь паразиты: обе семьи по-своему неправы и чью-то сторону занимать совершенно не хочется.
Огорчает немного, что фильм лишен колорита южнокорейской культуры. Здесь нет красивых видов Сеула. Зрителям просто показываю два мира, где живут главные герои: одни — в маленьком подвале, другие — в шикарном доме.
Кадр из фильма "Паразиты" (18+). Фото: Скриншот
Относительно новый российско-финский фильм "Купе №6" (18+) в 2021 г. получил Гран-при жюри Каннского кинофестиваля (хотя даже номинировался на "Золотую пальмовую ветвь"). В поезде Москва — Мурманск в одном купе едут студентка из Финляндии и грубоватый русский шахтер. Нечаянное соседство помогает обоим пассажирам осознать своё одиночество и тоску по человеческим отношениям...
Не нужно фильм воспринимать как простую дорожную киноисторию. В нем есть очень многое, что делает картину событием в мире кино: яркость красок, изящество речи, реализм психологических отношений. Героям веришь и искренне переживаешь за них, несмотря на то, что они очень разные.
А еще просмотр этого фильма — прекрасная возможность посмотреть на жизнь в российской глубинке: картину снимали не только в Москве и в Санкт-Петербурге, но и в Мурманске, Петрозаводске, Оленегорске и в маленьком селе Териберка.
Кадр из фильма "Купе №6" (18+). Фото: Скриншот
Лауреаты Каннского кинофестиваля очень разные. Но по этим фильмам можно проследить как меняются тенденции в кинематографе. А еще эти фильмы точно дадут почву для размышлений о своей жизни и желание завтра стать лучше, чем ты есть сегодня.