11 ноября. Сегодня Сахалинский областной краеведческий музей — это центр притяжения туристов, ценителей культуры и истории Сахалинской области. Учреждение за всю историю претерпело множество изменений, сменило несколько зданий и город, а сейчас является одним из центров культурной жизни Южно-Сахалинска. В фондах музея множество экспонатов, каждый из них имеет свою уникальную историю.
Как и в любом другом музее, фонд экспонатов, связанных с культурой и бытом народов, зачастую пополняют этнографы. О том, как менялся Сахалинский краеведческий музей, кто такие этнографы и чем они занимаются на Сахалине, и как сейчас сохраняют культуру коренных малочисленных народов — в материале ИА SakhalinMedia.
Первый музей на Сахалине был открыт в посту Александровском 6 декабря 1896 года. Интеллигенция и администрация каторги собрали в первом музее этнографические, археологические, геологические, ботанические, зоологические и другие коллекции. Почти полвека спустя, в 1937 году, был построен музей в городе Тойохара (ныне — Южно-Сахалинск) в том самом здании, что сейчас является одной из визитных карточек города. Там на выставках были представлены коллекции по естественной истории.
После окончания Второй Мировой войны японский музей национализировали и преобразовали в ныне существующий областной краеведческий музей. А музей в Александровском посту закрыли, перевезя все экспонаты в Южно-Сахалинск, где уже хранились коллекции бывшего японского музея.
Сейчас в современном краеведческом музее кипит культурная жизнь: помимо постоянных и временных выставок, здесь периодически проходят мастер-классы и лекции, научные конференции, фестивали и форумы. Здесь собраны многочисленные сокровища области, связанной с историей, природой, флорой и фауной островного региона. Одной из гордостей музея является коллекция связанна с историей, культурой и бытом коренных народов Сахалинской области — айнов, нивхов, уйльта, эвенков, нанайцев. Как отмечают сотрудники, для музея большая честь иметь в своем фонде такие уникальные объекты. Но все эти артефакты не возникли там сами по себе — это результат кропотливого, многолетнего труда этнографов.
Этнография — это наука, изучающая и описывающая материальную и духовную культуру народов. Основная задача этнографов — выезжать в экспедиции, где они из первых уст слушают легенды и мифы народов, учатся ремеслам, описывают и документируют ритуалы, обряды, праздники. Но одними лишь словесными находками труд этнографа не ограничивается: ученые также привозят из экспедиций артефакты — от массивных лодок до крошечных амулетов.
Бронислав Осипович Пилсудский. api.culture.pl
Одним из основоположников островной этнографии по праву считается Бронислав Осипович Пилсудский. В 1896 году его отправили в ссылку на 15 лет на Сахалин за покушение на императора Александра III, где он описывал быт и культуру айнов. Там же он познакомился с этнографом Львом Штенбергом, вместе с которым Пилсудский изучал и документировал культуру нивхов.
В 1902 году Бронислав Пилсудский вновь отправился на Сахалин, но на этот раз — с этнографической миссией по поручению Императорской Академии Наук. В южной части острова он должен был закупить у айнов и уйльта коллекции предметов культа и быта для Этнографического музея Академии в Петербурге. Выполнив поручение, Пилсудский решает остаться на Южном Сахалине, чтобы полнее изучить культуру и быт айнов.
Результаты работы ученого были впечатляющими. Кратко суммируя их, в отчете Пилсудский пишет:
"Вывезенный мною материал представляется в следующем виде: собрано этнографических записей об айнах — 1880, гиляках — 320, ороках — 180, на Амуре — 400 стр.; текстов айнских 870 стр. (часть их осталась непереведенной); текстов гиляцких 285 стр.; орокских 13 стр.; слов айнских более 10000; гиляцких немного меньше; уйльтинских и мангунских ольчей около 2000. Фотографических снимков около 300. Записанных валиков для фонографа с песнями и сказками айнов 30 штук..."
Огромный материал, собранный на Сахалине, обрабатывался ученым все последующие годы и стал основой многих научных публикаций. Большинство из них сейчас являются классическими и давно стали библиографической редкостью. При жизни Пилсудский не смог полностью обработать и опубликовать записи по языку и фольклору сахалинских айнов, нивхов и уйльта, в рукописях остались некоторые статьи. Признание и понимание вклада ученого в науку пришло только в наше время.
Благодаря Брониславу Пилсудскому, музей обзавелся предметами, которые датируются XIX веком. В основном это вещи, без которых не обойтись в хозяйстве: посуда, ритуальные предметы, одежда.
Наряду с Пилсудским, одним из "первооткрывателей" сахалинской этнографии считается Лев Яковлевич Штернберг, коллега Бронислава Пилсудского. Штернберг, как и Пилсудский, на Сахалине оказались в результате ссылки 30 марта 1889 года выслан на поселение на Сахалин сроком на 10 лет. Местом жительства определено селение Виахту.
Находясь в ссылке, Штернберг занялся изучением культуры и быта нивхов. В 1891 году он совершил свое первое путешествие по Сахалину, провел посемейную перепись всего нивхского населения западного и восточного побережий острова, а в 1892 году совершил сплав по реке Поронай и далее на юг острова (вплоть до селения Кусунай), где также провел перепись нивхов и ороков.
Конечно, то, что сегодня представлено в музее — находки не одних лишь Пилсудского и Штернберга. За этим стоит также множество выдающихся историков и этнографов, внесших свой вклад в сохранение культурной памяти и пополнивших этнографическую "сокровищницу" музея. Работа в этом направлении продолжается до сих пор, в музей пришло уже новое поколение ученых, которые вносят свой вклад в сахалинскую этнографию. Один из них — старший научный сотрудник отдела истории Ольга Соловьева.
— Я уйльтинка, родилась в семье оленевода в селе Вал. Каждое лето мы с отцом ездили в тайгу в стойбище к оленям на побережье залива Чайво, кочевали и занимались традиционным рыболовством. Дедушка мой был эвенком, но считал себя негидальцем. В свое время был бригадиром оленеводов, владел эвенкийским и уйльтинским языкам. Конечно, сейчас народы ассимилируются, руссифицируются и адаптируются к современным реалиям. Некоторые из представителей коренных народов все равно пытаются сохранить свои традиции, занимаются рыболовством, но оленеводство, например, уже приходит в упадок, — рассказывает Ольга Соловьева.
Интерес к своим историческим корням задал вектор профессионального пути Ольги. В музее она работает уже более 10 лет. За это время Ольга Соловьева неоднократно принимала участие в научных командировках в традиционные места проживания коренных народов Севера. Поскольку Ольга сама представитель КМНС, когда она ездила в командировки, люди доверялись ей и охотно делились информацией. Ученая сдала в фонд музея 667 предметов и 30 предметов — в научно-вспомогательный фонд.
Помимо Ольги Соловьевой, большой вклад в этнографический фонд музея внесла этнограф Татьяна Роон. Ученая за все время работы внесла в фонд 3484 предмета, вошедших в 243 коллекции. Приоритетным направлением научной деятельности Татьяны Роон являлось изучение коренных народов Сахалина, в частности уйльта и эвенков, их материальной и духовной культуры, традиционного образа жизни. В 2003 году Татьяна Петровна возглавила Сахалинский областной краеведческий музей и оставалась директором до 2015 года.
Кроме артефактов с исторической ценностью, в музее представлены и предметы, которые изготовили значительно позднее. Их по праву можно назвать современным наследием коренного населения Сахалинской области. Несмотря на то, что они относительно новые, эти предметы изготовлены с соблюдением всех традиций. Так, среди них в музее выставлены традиционная одежда, обувь и различные предметы декора.
Работа по сохранению этнографического наследия Сахалинской области не прекращается по сей день. Археологи и этнографы продолжают изучать материальное прошлое КМНС, однако недавно в островном регионе началась глобальная работа по сохранению и нематериального культурного наследия: песен, мифов, сказок, музыки, танцев, игр и хозяйственных практик.
С этой целью в августе 2024 года на остров прибыла первая фольклорно-этнографическая экспедиция. Специалисты на Сахалине занимались изучением и описанием культурного наследия, чтобы добыть информацию для федерального реестра объектов нематериального этнокультурного достояния. Пока в реестр внесен только один объект культурного наследия из Сахалинской области.
— Этот реестр пополняется уже несколько лет, но еще не все регионы туда вошли. И задача цикла этих фольклорных экспедиций посетить те регионы, где нет объектов, которые бы были внесены в федеральные реестры, — рассказал член-корреспондент Российской академии наук, директор Института гуманитарных исследований Уральского отделения РАН Александр Черных.
Команда специалистов неделю работала на Сахалине, в том числе в местах проживания КМНС, и фиксировала явления, которые характеризуют культуру региона. В течении экспедиции ученые путешествовали по острову, общались со старожилами, представителями коренных малочисленных этносов, мастерами декоративно-прикладного творчества, экспертами и простыми людьми. Они делились с исследователями воспоминаниями из детства, рассказывали об обрядах и праздниках, традициях, истории, аутентичной культуре, демонстрировали семейные реликвии, старые фотографии и многое другое.
Все собранные ими материалы будут рекомендованы для включения в федеральный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния.
Смотрите полную версию на сайте >>>