11 октября. В Южно-Сахалинске продолжается Сахалинский краеведческий форум (16+), ставший важной площадкой для общения, обмена опытом и налаживания сотрудничества в сфере выставочной и научной деятельности. В его рамках проводится двухдневная всероссийская научная конференция "Четвертые краеведческие чтения" (16+), где участники форума выступают с докладами по археологии, этнографии, естественной истории и историческому источниковедению. Так, одну из секций конференции 9 октября посвятили археологии Сахалина и Курил. На ней докладчики смогли представить результаты собственных исследований и получить обратную связь от коллег по цеху. Подробнее о том, какие темы поднимались на тематической секции — в материале ИА SakhalinMedia.
Большой интерес вызвало исследование доктора исторических наук, заведующего кафедрой российской и всеобщей истории СахГУ Александра Василевского. Он представил на суд коллегам работу, недавно опубликованную в одном из выпусков научного журнала "Искусство Евразии" (18+). Предметом его исследования стала орнаментальная композиция на керамическом сосуде с острова Итуруп, датированном примерно 2 веком нашей эры. Фрагменты сосуда Василевский нашел во время экспедиции на стоянке "село Пионер" в 1975 году.
При анализе изображения археолог сделал вывод, что оно посвящено мифу о сотворении мира. Так, на сосуде есть три зоны: нижняя, символизирующая подземный мир, средняя — мир человека, верхняя — мир неба. В средней зоне симметрично друг другу расположены две антропоморфные фигуры. Как отметил Василевский, это напоминает о двоичном коде в древнеайнских мифах, где подчеркивается парность всего сущего.
Александр Василевский. ИА SakhalinMedia
Как рассказал Василевский, изучение этого сосуда пошло двумя путями. Первый — содержание композиции: его сравнили с другим сосудом из музея города Курильска, датированным 2 веком нашей эры. Сюжеты у сосудов оказались почти идентичными. Разница лишь в том, что на одном изображена антропоморфная фигура, на другом — волшебная. Это и навело на мысль, что в керамике воплощены образы богов.
— Этот сюжет стабильно повторяется в разных вариантах на южных Курилах и на Хоккайдо, соответственно, он достаточно развит. Во-вторых, он хорошо проработан и существует давно. Это говорит о том, что айнское общество в этих районах находилось на этапе поисков смысла, национальных ориентиров и так далее. Иначе объяснить повторение сюжета в одном и том же развитии невозможно, — заключил Александр Василевский.
Он добавил, что публикация в журнале — это только начало пути. Исследование о воплощении айнского мифа на керамическом сосуде с острова Итуруп будет продолжено.
Кандидат исторических наук, заведующий Учебным археологическим музеем СахГУ Вячеслав Грищенко подготовил доклад об истории археологического изучения Курильских островов экспедициями ЮСГПИ — СахГУ. В своем выступлении он упомянул события от восхождения геолога Георгия Власова на кальдеру вулкана Богдан Хмельницкий в 1948 году, где были обнаружены образцы древней айнской пиктографии — с этого момента и началась советско-курильская археология — до раскопок широкой площади памятника "Янкито-4" на Итурупе в 2022 году, которые проводились сотрудниками университета СахГУ. В результате них было выявлено 11 погребенных айнских жилищ эпохи Средневековья.
— Мне захотелось взглянуть на историю изучения Курильских островов под другим углом, нетрадиционным. Поэтому мне показалось, что тема доклада будет интересна присутствующим, — отметил Грищенко.
Вячеслав Грищенко. ИА SakhalinMedia
Положительную оценку получило исследование старшего научного сотрудника Сахалинского областного краеведческого музея Антона Сапунова. В своем докладе он осветил историю открытия и исследования памятника археологии "Невельск-2" в 1930-х и 1955-1979 годах, а также постарался установить его точное месторасположение в настоящее время. Интересно, что данную информацию можно получить из официальных документов и различных публикаций, однако есть большая загвоздка — той планировки города, которая соответствует описанию расположения памятника, не сохранилось.
Как отметил Антон Сапунов, предметы со стоянки "Невельск-2" являются частью основного фонда Сахалинского областного краеведческого музея, некоторые из них уникальны для области. Например, мумифицированное погребение №3, вырезанное монолитом из культурного слоя [слой земли, содержащий остатки деятельности человека — прим. ред.]. Более того, эти материалы довольно часто используются и российскими, и японскими исследователями. Так, заведующий Центром физической антропологии ИЭА РАН Сергей Васильев со своими специалистами провел антропологическую реконструкцию облика айнов с помощью черепа из захоронения №2. Также эти погребения использовались в исследовании торговых связей с Китаем. Изучались железные изделия, изделия из лака, стеклянные бусы, металл.
Секция "Археология Сахалина и Курил". ИА SakhalinMedia
На секции также обсудили проблему противоречия правовой базы. Сахалин является единственным местом в России, где происходили события русско-японской войны — основные были на берегах Манчжурии, в районе Порт-Артура и так далее. Работы на местах боевых действий полностью попадают под федеральный закон "Об увековечивании памяти погибших при Защите отечества". Вместе с тем существует поправка 2013 года в закон об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ. Она гласит, что под культурным слоем подразумевается слой, содержащий находки возрастом старше 100 лет. Значит события 1904-1905 годов автоматически попадают под археологию.
— Тут противоречие. Мы к археологии относим вещи старше 100 лет. Русско-японская война изучена очень хорошо: есть масса архивных документов, опубликованных источников. С другой стороны, археологическим объектом является тот объект, информация о котором можно получить только при помощи археологических раскопок, — отметил начальник научного отдела ММК "Победа" Игорь Самарин.
Напомним, Сахалинский краеведческий форум проходит в Южно-Сахалинске с 7 по 11 октября. Он охватил сразу два мероприятия: научный совет исторических и краеведческих музеев России и традиционные Краеведческие чтения. В общей сложности в форуме принимают участие более 100 специалистов из разных регионов России.