9 ноября. В современном мире, где технологии стремительно эволюционируют, а борьба за человеческие ресурсы становится решающим фактором существования на национальных и международных рынках, образование выдвигается на передний план как одна из важнейших институций, формирующих будущее общества. Оно служит не только основой для профессионального роста, но и краеугольным камнем социальной мобильности, обеспечивая каждому человеку возможность раскрыть свой потенциал. В этой динамичной среде знание и умение адаптироваться становятся главными капиталами, способными определить успех и процветание как индивидов, так и целых наций. Образование в университетах обретает новые формы, становясь более доступным и разнообразным, чтобы соответствовать требованиям времени. Оно наделяет нас не только теоретическими знаниями и практическими навыками, но и критическим и системным мышлением, необходимым для осознания глобальных вызовов. Одним из таких образовательных учреждений, стремящихся соответствовать высоким стандартам современного мира, является Сахалинский государственный университет.
За последние несколько лет СахГУ претерпел значительные изменения, направленные на создание университета нового поколения. Эти изменения затрагивают все аспекты учебной и научной деятельности, включая модернизацию инфраструктуры, разработку новых образовательных программ и активное внедрение цифровых технологий. Стратегия развития университета ориентирована на подготовку высококвалифицированных кадров, обладающих актуальными знаниями и навыками, необходимыми для успешной карьеры в условиях быстро изменяющегося рынка труда. Стратегия развития университета направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих актуальными знаниями и навыками, необходимыми для успешной карьеры в быстро меняющемся мире труда. Сахалинский государственный университет становится высокотехнологичной "фабрикой" по созданию успешных и счастливых людей, где каждый студент обретает не только знания и компетенции, но и уверенность в завтрашнем дне, готовясь занять достойное место в обществе.
Корр. ИА SakhalinMedia пообщался с ректором островного вуза Александром Самардаком и узнал о принципах создания университета нового поколения.
— Александр Сергеевич, расскажите, пожалуйста, какие направления развития являются приоритетными для Сахалинского государственного университета в рамках программы создания университета нового поколения?
— В настоящее время мы активно работаем над трансформацией университета с целью роста его конкурентоспособности и умения отвечать на возникающие вызовы не только национального, но и мирового масштаба. Развитие идет под брендом "СахалинТех", в ядре которого находится СахГУ в тесном окружении академических и индустриальных партнеров. Можно заметить, что СахалинТех созвучен с названиями таких технологических университетов, как Сколтех и Caltech. Однако в СахалинТех.СахГУ, мы делаем ставку не только на инженерные и естественно-научные направления, но и педагогические и социально-гуманитарные в разрезе создания новых междисциплинарных технологий и всестороннего развития личности.
Если говорить конкретнее, то одно из ключевых направлений развития — нефтегазовая отрасль, которая является визитной карточкой региона. Мы обладаем уникальными компетенциями в этой сфере и имеем специалистов с богатым практическим опытом. Другим важным направлением является экономика океана и глубокая переработка морских биоресурсов. Кроме этого, Сахалин является одним из лидеров в разработке и внедрении беспилотников и систем ИИ, и мы уже начали активно развивать эту сферу в СахГУ, сформировав молодежное конструкторское бюро совместно с компанией-партнером. Востоковедение и лингвистика — еще одна наша сильная сторона. Мы предлагаем программы, связанные с изучением азиатских языков и культур, что особенно актуально в контексте нашего геополитического положения. Педагогика также является одним из сильнейших направлений, и наш университет по праву считается одним из ведущих центров педагогического образования на Дальнем Востоке.
Тематические фото. пресс-служба Сахалинского государственного университета
В этом году в СахГУ начал реализовываться федеральный проект "Передовые инженерные школы", цель которого — улучшить качество подготовки инженеров для нефтегазовой и энергетической отраслей. Но помимо профессиональной подготовки, важно развивать у студентов надпрофессиональные компетенции, на которые "смотрит" работодатель. А это в первую очередь выстраивание коммуникаций и создание партнерств, планирование и организация деятельности, ориентация на результат и анализ информации.
Абсолютно новым направлением для нашего университета стала водородная энергетика. В этом году именно на Сахалине появился первый в России водородный полигон, который создан в тесном партнерстве с Московским физико-техническим институтом. Эта инфраструктура уже служит в качестве учебной площадки для магистрантов, обучающихся по профилю "Водородная энергетика". Результаты набора в этом году оказались весьма успешными, нам удалось собрать группу из 10 человек. Магистерская программа реализуется совместно с одним из сильнейших инженерных вузов страны — МГТУ им. Баумана. Специалистов готовим для развития водородной энергетики на Сахалине, началом которого послужит строительство первого водородного завода Росатомом.
В рамках развития Передовой инженерной школы мы активно взаимодействуем с индустриальными партнерами, в число которых входят "Сахалинская Энергия", "Газпром добыча шельф", "Петросах", "Газпромбанк", "Сбер", "СахалинЭнерго" и многие другие. Наша совместная цель — подготовка высококвалифицированных инженеров, способных внести вклад в развитие региона и страны в целом.
В следующем году мы планируем запустить несколько новых образовательных программ, включая инженерную физику, проектирование беспилотных систем и информационную безопасность. Это востребованные направления, которые мы начнем развивать в рамках Передовой школы. Мы также создаем ряд лабораторий, включая лабораторию электротехники совместно с ООО "Русэл" для нужд "Сахалинской энергии". Формируется химическая лаборатория для анализа веществ, особенно актуальная для нефтяной промышленности. Все лаборатории будут сертифицированы для выдачи достоверных результатов исследований.
На днях подписано соглашение в рамках федерального проекта "Передовые инженерные школы" между Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого и Сахалинским государственным университетом. Обе стороны намерены обеспечить условия для создания новой формы инженерной подготовки для прорывных разработок и исследований. Основной акцент будет сделан на решении актуальных задач в приоритетных областях технологического развития Российской Федерации, в области внедрения цифровых двойников в нефтегазовой сфере, подводных добычных комплексов, улучшения и применения машинного зрения и ИИ в ЖКХ, лесном хозяйстве, транспорте и экологии.
— Какие задачи ставит перед собой Передовая инженерная школа и какие проекты и инициативы уже запущены в рамках этой программы?
— Передовая инженерная школа или ПИШ СахГУ ставит перед собой ряд амбициозных и масштабных задач. Во-первых, перед ПИШ стоит не только задача подготовки высококлассных инженеров, но и поиск новых технологических решений в интересах энергетической отрасли. Мы делаем ставку на гибридную энергетику, сочетающую использование нескольких источников энергии. Гибридный энергокомплекс интегрирует в себе генерацию электроэнергии с использованием солнечных, ветровых и водородных технологий. Вместо традиционных дизельных генераторов используются экологически чистые источники энергии. Избыток энергии в гибридных энергоустановках используется для производства водорода. При этом водород не сжигается, а используется для накопления энергии: в отсутствии солнца и ветра генерация электричества идет через использование смеси водорода и кислорода в обратном электролизе. В настоящее время реализовано два проекта энергоустановок на водороде на Сахалине — в поселке Новиково для электроснабжения населения и поселке Огоньки для питания вышки сотовой связи.
Одним из ключевых направлений развития ПИШ СахГУ являются технологии систем искусственного интеллекта. В университете функционирует Сахалинский центр искусственного интеллекта, созданный в партнерстве со Сбером для решения актуальных задач в таких отраслях, как коммунальное хозяйство, транспорт, здравоохранение и образование. Практически готова система распознавания раковых клеток по микроскопическим снимкам, которая является продуктом работы специалистов СахГУ. Другое подразделение ПИШ — Исследовательский центр Газпромбанка — сфокусирован на системах предиктивной аналитики в области нефтегаза. Здесь искусственный интеллект помогает прогнозировать срок службы оборудования, такого как турбины, компрессоры и элементы трубопроводов, через которые прокачивают газ и нефть. Это позволяет заранее планировать замену дорогостоящего оборудования и избегать сбоев в работе.
Тематическое фото. пресс-служба Сахалинского государственного университета
Если подытожить, то ПИШ становится ключевым подразделением, в котором зарождается новая образовательная и исследовательская культура, где происходит трансформация классических подходов к деятельности в инновационные.
— Расскажите подробнее о вашей работе со школьниками. Насколько эффективны проекты "500 школьников" и "СахалинТех.Алаид"?
— В прошлом году по инициативе губернатора был запущен проект "500 школьников", который нацелен на увлечение старших школьников естественно-научными предметами через проектную деятельность в интересах наших бизнес-партнеров. Наши преподаватели и ученые работают с ребятами по таким предметам, как физика, математика, информатика с применением ИИ, химия, биология. При этом, реализуемые проекты являются междисциплинарными и выполняются командами. И у ребят есть возможность в дальнейшем продолжить реализацию проекта в стенах нашего университета, но уже на правах студента.
Еще одной важной инициативой по работе со школьниками стал проект "СахалинТех.Алаид", ранее известный как "Сириус.Сахалин". Как результат нашей совместной работы с Министерством образования Сахалинской области мы создали предуниверситет для подготовки ребят к поступлению в СахГУ. Талантливые ребята, пройдя конкурс портфолио, попадают на 21-дневные смены по направлениям "Наука", "Спорт", "Искусство". При этом школьники живут и учатся на базе спортивного лагеря "Восток". Преподаватели и студенты СахГУ принимают активное участие в этих сменах, выступая в роли наставников и воспитателей.