1 ноября. На Сахалине 31 октября стартовала деловая программа форума "Российская креативная неделя — Дальний Восток" (16+). В рамках нее проводятся рабочие встречи с участием представителей власти и круглые столы по поиску новых решений для развития индустрии творчества. Одна из панельных дискуссий была посвящена перспективам создания креативного кластера в Сахалинской области. Приглашенные эксперты предложили несколько направлений для старта этой инициативы, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на пресс-службу агентства по делам молодежи Сахалинской области.
Креативные кластеры сегодня являются одним из приоритетных инструментов прогресса творческой индустрии в России — по всей стране создано более 300 таких локаций. Важная часть работы над их созданием и развитием является экономическая составляющая.
Вклад креативной экономики в ВВП РФ по итогам 2023 года составил лишь 3,5% по сравнению с другими развитыми странами, где результат ощутимо выше — 8-12%. На Дальнем Востоке креативные индустрии развиваются медленнее, чем в остальных регионах России. Выручка по этому направлению в ДФО составила лишь около 1% от доли всех российских креативных компаний, а вклад в ВВП страны — 1,8%.
Если рассматривать основные креативные направления, которые сегодня считаются экономически наиболее прибыльными — это гастрономия, архитектура, разработка программного обеспечения, реклама. Именно эти индустрии нужно внедрять в экономику Дальнего Востока, где ключевыми отраслями являются машиностроение и пищевая промышленность. Не использовать креативную составляющую в регионах Дальнего Востока было бы неправильно, — подчеркнула заместитель генерального директора фонда "Центр стратегических разработок", экономический эксперт Татьяна Караваева.
По мнению участников панельной дискуссии, работу над проектом креативного кластера на Сахалине нужно начинать с изучения рынка. После того, как появится ясность в выборе специализации, аудитории и видов выпускаемой продукции, можно формировать субъектный состав — предварительный список резидентов, которые зайдут на новую платформу.
— Не забывайте, что каждой креативной индустрии нужно сопутствующее производство. Если мы говорим о моде, у нас должны в доступности быть текстильное производство, пошивочное производство, дизайн, точки демонстрации и сбыта. Каждая из индустрий специфична и требует своей инфраструктуры, своих обеспечивающих мощностей. А если мы говорим о таких городах-форпостах, как Южно-Сахалинск, здесь важно помнить и об особой экспортной миссии, ведь это дополнительный потенциал развития. Поэтому креативный кластер здесь нужно запускать с ориентацией не только на внутренний спрос, но и на аудиторию АТР, — сказала Татьяна Караваева.
Эксперты обсудили перспективы создания креативного кластера на Сахалине. пресс-служба агентства по делам молодежи Сахалинской области
Эксперт Наталья Нарушевич посоветовала учесть в будущем кластере креативных индустрий Сахалина возможность создавать коллаборации. Особенно интересным, по ее мнению, такой формат работы будет как раз для творческой молодежи.
— Я бы на Сахалине открыла площадку для ребят, чтобы они там могли собираться и придумывать общие идеи. Из коллабораций получаются уникальные продукты. Граффитисты и дизайнеры одежды создают классный мерч, который продвигает ценности региона и привлекает туристов. Таких вариантов сотрудничества может быть очень много, — считает руководитель первого в ДФО креативного кластера "Квартал труда".
Эксперты обсудили перспективы создания креативного кластера на Сахалине. пресс-служба агентства по делам молодежи Сахалинской области
Заместитель гендиректора общественно-делового пространства "Севкабель Порт" Валентина Артюшина порекомендовала учитывать общую проблематику удаленных регионов России, которая достаточно остро проявляется и на Сахалине. Речь идет об оттоке молодежи в более крупные города, в том числе для реализации своего потенциала в креативных индустриях. По ее мнению, работа над кластером должна начаться с создания инфраструктуры для молодого поколения, чтобы школьникам и студентам было интересно посещать новую площадку.
— Должны быть возможности для досуга, разнообразные способы реализовать себя. Когда сформируется аудитория по интересам, можно создавать площадку для дискуссий и коллабораций. Когда молодежь поймет и почувствует, что такое креативный продукт и зачем он нужен, можно говорить об экспорте. Но к этому времени молодое поколение сосредоточится на развитии креативных индустрий в своем регионе, — считает эксперт из Санкт-Петербурга.
Эксперты обсудили перспективы создания креативного кластера на Сахалине. пресс-служба агентства по делам молодежи Сахалинской области
Сахалинская область уже сделала шаг к развитию креативных индустрий на местном уровне. При поддержке региональных властей представители локальных творческих сообществ получают возможности реализовать свои таланты, получить практические советы от экспертов с материка, принять участие в мероприятиях федерального и международного уровня. Особое внимание уделяется программам и мероприятиям, реализующимся в рамках нацпроекта "Образование".
— Такой веер возможностей, которые сегодня есть у сахалинской молодежи, сложно было даже вообразить еще несколько лет назад. Островной регион уже который год подряд становится площадкой соревнований, форумов, образовательных интенсивов международного уровня. И в каждое такое мероприятие вовлечена наша молодежь — от чемпионата "Профессионалы" (12+) до форума "ОстроVа" (12+), от "Фестиваля Первых" (12+) до слета юнармейцев. Везде ребята могут проявить свои творческие таланты, выбрать наиболее близкое им направление и развиваться в нем. Мода и дизайн, архитектура, IT, уличное искусство — для всего этого на Сахалине есть все условия. Я уверен, что нам не нужно ничего изобретать: для креативного кластера у нас уже все есть, осталось лишь объединить это, — отметил директор Сахалинского молодежного ресурсного центра Александр Неустроев.