19 декабря. Техосмотра легковых автомобилей с начала 2025 года вырастет в зависимости от региона на 7,3–7,5%: в большинстве регионов уже утвердили новые тарифы. Больше всего начнут тратить жители Кубани и Приамурья — более 1,5 тысяч рублей. Дешевле всего техосмотр обойдется жителям Ивановской и Кемеровской областей, а также ЛНР — менее 1 тысячи рублей. По мнению представителей рынка, такая стоимость невалидна: она не покрывает затрат операторов, которые проводят технический осмотр ТС, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на "Ъ" (18+).
Как следует из приказа ФАС, до 20 декабря местные власти должны утвердить тарифы на ТО транспортных средств. По состоянию на 18 декабря эксперты "Ъ" нашли подтверждение таких планов более чем в 50 субъектах РФ: часть из них уже закреплены на уровне местных правительств, а часть — пока на этапе проекта.
С 2021 года владельцы легковых автомобилей, которыми ранее владели физлица, обязаны проходить техосмотр при постановке на учет и перерегистрации машин старше четырех лет, а также если в конструкцию ТС вносятся изменения. Как следует из данных МВД, ежегодно техосмотр проходит 5–6 млн легковых авто. Грузовики, автобусы и такси обязаны проходить ТО с определенной периодичностью, зависящей от возраста машины.
В большинстве регионов ТО легковой машины подорожает на 7,4–7,5% — с 1021–1022 руб. до 1097–1098 руб. Один из самых высоких тарифов в стране установлен в Амурской области (цена вырастет с 1,57 тысяч рублей до 1,69 тысяч рублей) и Ненецком автономном округе (с 1,5 тысяч рублей до 1,6 тысяч рублей), Краснодарском крае (с 1,45 тысяч рублей до 1,56 тысяч рублей). Почти в два раза меньше за процедуру придется отдать жителям Ивановской (981 рублей), Кемеровской областей (997 рублей) и ЛНР (980 рублей). По Санкт-Петербургу, Дагестану, Ингушетии данных о новых тарифах нет.
Как сообщили в пресс-службе ФАС, анализ новых цен служба начнет в начале 2025 года. Ежегодная индексация тарифов введена службой с 2022 года. Регионы обязаны запрашивать у операторов техосмотра сведения о расходах и на основании этих данных выводить "экономически обоснованный" тариф ежегодно до 20 декабря. Если данные предоставили менее половины отраслевых компаний, то чиновники увеличивают стоимость согласно индексу потребительских цен.
Обосновать тариф практически невозможно, — пояснил руководитель пункта техосмотра в Красноярском крае (оператор ООО "Марс") Иван Кекин.— Операторы должны предоставить два десятка отчетов, расчетов и подтверждений — это огромное количество расчетов, на которые тоже нужны деньги. При этом нет никаких гарантий, что процедура приема документов пройдет успешно.
70% операторов незаконно торгуют диагностическими картами ТО, не проводя техосмотр фактически, поэтому им неважен официальный тариф в регионе, полагает глава союза "Техэксперт" Сергей Зайцев. МВД много лет борется с отраслевыми мошенниками и после проверок в 2024 году из 5,6 млн карт ТО аннулировали 7 тысяч. В 2023 году из 6,3 млн недействительными признаны 6,6 тысяч карт.
По словам экспертов, законопослушных автовладельцев, проходящих "настоящий" ТО, не более 15–16%. Для борьбы с мошенниками нужно передавать контроль за ТО в руки государства: сейчас операторы проходят аккредитацию в Российском союзе автостраховщиков. Законопроект о передаче полномочий в Росаккредитацию подготовлен в 2023 году, но не принят. Действующий тариф, продолжает он, реальных затрат операторов ТО не покрывает и "выглядит как насмешка".
В регионах достаточно операторов, способных собрать кворум и добиться повышения тарифов больше чем на 7–8%, уверен директор по защите активов Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов. А мошенников в сфере ТО, говорит он, становится с каждым годом все меньше. РСА в 2024 году лишил аккредитации 420 операторов, в том числе за различные нарушения. Это более 10% от общего числа компаний. Со временем количество легковых машин, проходящих ТО, будет расти. С 1 сентября 2024 года в такси разрешили работать ИП: машины должны проходить техосмотр регулярно (каждый год — для машин младше пяти лет, каждые полгода — для машин старше).
Нужно разъяснить это таксистам, не все это знают,— говорит Сергей Ефремов.— Большинство думают, что "я везу пассажиров на своей личной машине и ТО для меня необязателен", но по факту осуществляется перевозка. Нужно наладить контроль за этим со стороны ГИБДД и агрегаторов заказов.