11 февраля. Во вторник, 11 февраля, метеоусловия позволили специалистам Морспасслужбы приступить к обследованию китайского грузового судна "AN YANG 2", севшего на мель в районе Невельска. Подводную часть сухогруза осматривают водолазы. Также по правому борту корабля спустили трап для подъема механиков, которые изучат состояние корабля изнутри, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на пресс-службу правительства Сахалинской области.
— Водолазы спустились в воду и осматривают правый борта судна, левый борт пока осмотреть невозможно из-за высоких волн. Также по правому борту спустили трап с комбинированной лестницей до линии воды для подъема сюрвейера — страхового агента судовладельца. Работают специалисты Морспасслужбы — кроме водолазов, это механики, которые изнутри смогут оценить работоспособность агрегатов для перекачки топлива. Решение о дальнейшей судьбе сухогруза будет вынесено по результатам совместного заключения, когда будет проведено полное обследование и станет понятно, есть ли у судна повреждения, — прокомментировала руководитель Агентства по делам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Сахалинской области Анна Михеева.
Судно и акваторию обследовали с воздуха с помощью БПЛА, работа подводного дрона пока не ведется из-за мутности воды. По последним данным разлива нефтепродуктов в зоне происшествия не обнаружено. Это подтверждают исследования проб морской воды — ежедневный лабораторный контроль осуществляет Роспотребнадзор.
По поручению губернатора Валерия Лимаренко ситуацию контролирует оперативный штаб по предупреждению ЧС. Он действует по отработанной модели, примененной областными властями в 2021 году — тогда региону в похожем случае удалось избежать экологической катастрофы. В районе севшего на мель судна "AN YANG 2" круглосуточно дежурят аварийно-спасательные службы, вдоль берега установлены боновые заграждения и развернут аварийный комплект материалов и средств для ликвидации разливов нефти.
У Сахалинской области уже есть успешный опыт ликвидации последствий ЧС с участием иностранных судов. При этом удалось избежать экологической катастрофы и утечки углеводородов. В декабре 2021 года у берегов Сахалина затонул китайский сухогруз Xing Yuan под флагом Сьерра-Леоне.
Китайские собственники сухогруза отказались принимать меры по утилизации судна. Средства на это пришлось выделить правительству Сахалинской области. Комплекс мероприятий по выводу судна из-под таможенного контроля завершен в декабре 2023 года, это была первая подобная практика в России.
В 2024 году был заключен контракт на утилизацию сухогруза. На сегодняшний день утилизировано около 70% судна, всего же со дна поднимут около 1000 тонн металла. Работы должны завершить весной 2025 года. Экологической катастрофы удалось избежать: все нефтепродукты были своевременно утилизированы.
В Сахалинской области ведется масштабная работа по очистке акваторий от затонувших судов. С 2022 года в регионе удалены 72 затонувших судна. С этого года работы будут вестись в рамках реализации нового нацпроекта "Экологическое благополучие". Сейчас власти региона и федеральный центр ищут системное решение, как привлекать иностранных судовладельцев к ответственности, если они отказываются проводить работы по утилизации затонувших судов за свой счет. Собственник, даже если это иностранная компания, должен нести полную ответственность за свое имущество.