15 февраля. Повышение благополучия животных в зоопарках является крайне актуальным вопросом современности. Если раньше под этой задачей подразумевалось только поддержание их физического комфорта — кормление, содержание в чистоте, своевременное лечение, — то сейчас диапазон задач намного шире. Чтобы улучшить жизнь зверей в неволе, специалисты стремятся удовлетворять их психологические потребности, то есть стимулируют проявление естественного поведения животных, как если бы они жили в своих ареалах. Сейчас в зоопарках используют множество практических методов обогащения, которые направлены на разные виды зверей. Они решают такие задачи, как повышение активности, увеличение площади использования пространства, снижение девиантного поведения и другие. С недавних пор обогащение среды стало активно интегрироваться в работу Сахалинского зооботанического парка. О том, какие способы повышения благополучия практикуются в зоопарках, как себя чувствовали животные раньше, а также об изобретении способов обогащения, в интервью ИА SakhalinMedia рассказала заведующая зоологическим отделом Анна Новикова.
— Что такое обогащение среды? Почему эту практику необходимо внедрять всем зоопаркам?
— Обогащение среды — одна из задач повышения уровня благополучия животных, которые находятся в неволе. Многие животные ведут себя в природе не так, как в зоопарках: они могут быть более активными из-за большой территории, которую им приходится постоянно обходить в поисках еды или социальных контактов. А здесь им скучно, потому что у них есть еда, защита от осадков, комфорт, отсутствует какая-либо конкуренция, выбор партнера. Животным в группах нужно соседствовать с кем-то и по-своему справляться с этим: либо конфликтовать, устанавливать иерархию, либо, наоборот, занимать пассивную позицию. Всего у нас есть три задачи повышения уровня благополучия животных, одна из них — обогащение среды.
— Какие виды обогащений бывают? Расскажите про каждый.
— Обогащение среды животных делится на пять видов: предметное, кормовое, сенсорное, социальное и когнитивное.
Предметное обогащение — это когда мы переставляем декорации в вольере, добавляем что-нибудь. Даже если изменить одну конфигурацию, например, перевесить лесенку или перекрасить в другой цвет полочку, домик, укрытие, — для животного это будет в новинку. Кошки, допустим, в зимний период ходят одними и теми же тропами. Мы засыпаем эти дорожки, заставляя их делать новые, или создаем различные препятствия — елки, сугробы — чтобы они их перепрыгивали. Так мы повышаем и мозговую, и физическую активность.
Кормовое обогащение самое распространенное. Оно предполагает усложненную подачу корма, стимулируя проявление естественного поведения у животных. Если взять приматов, то они 80% своей активности проводят в поиске еды. Мы оттолкнулись от этого и стали раскладывать корма по вольеру. Миски не ставим, потому что у приматов установлена иерархия: первым к еде подходит доминантное животное, которое съедает все самое вкусное, затем уже и остальные. Поэтому, когда делается раскладка, у животных появляется больше возможностей получить что-то вкусное. Дальше идем по принципу усложнения: закапываем, замораживаем, подвешиваем, прячем и так далее. Также можем добавить какие-то запахи — это уже сенсорное обогащение.
Сенсорное обогащение идет на стимуляцию органов чувств. У людей их пять, у животных тоже. Если мы добавляем запахи, то хищникам они будут имитировать жертву и, наоборот, жертвам — хищника. Грызунам можно подвесить перья от птиц, шерсть какого-нибудь животного, кошкам или псовым — сено вперемешку с навозом копытных, им нравится валяться в этом, обмазываться. На шерсть такая же реакция бывает. В московском зоопарке мы принесли перья в вольер к даманам, они сразу начали кричать, извещая о том, что рядом находится враг. Также используются разные ароматические масла — можно спрыснуть ими коробки, сено, тряпочки. Это уже будет сенсорное обогащение вперемешку с кормовым.
Кормовое обогащение сурикатов. Фото: Наталья Янушкевич, ИА SakhalinMedia
— То есть для животных очень важны запахи?
— Да. Однажды мы проводили эксперимент. Я подготовила лекцию по обогащению среды и повышению благополучия, потом раздала задания заведующим секторами. Им нужно было разработать не менее пяти видов обогащений для животных, с которыми они не работали. Первоначально они изучали биологию животных, узнавали, что им нравится, какие обогащения для них проводятся в других зоопарках. Потом они уже все расписывали, готовили, затем начали воплощать в жизнь. Допустим, одна из заведующих прочитала, что рыси ассоциируют запах нашатырно-анисовых капель с кошкой в течке. Мы решили это проверить на паре, которая сидит у нас в зоопарке: намочили тряпочки каплями и положили в их вольер. Реакция у животных была совершенно разная. Самец обтерся об тряпочки, потому что почувствовал самку, то есть запах на него повлиял как нужно. Самка же, напротив, ощутила конкуренцию и больше суток не заходила в вольер, пока запах не выветрился. Она не стала бороться с другой "самкой", а просто ушла.
— Остаются еще два способа обогащения среды.
— Четвертое — социальное обогащение. Чаще всего это смешанные экспозиции животных, сейчас такая практика распространена, а за рубежом вообще является "мейнстримом". Раньше смешанные экспозиции создавались из-за нехватки мест, а животные в основном подбирались по зоогеографическому принципу, то есть из одного ареала. Теперь цель другая, и животных можем "компоновать" не только по зоогеографии, потому что если они никогда не встречались, то и не будут воспринимать друг друга как хищника и жертву. У нас такие экспозиции есть с приматами, с ними в вольерах находятся свинки, кролики, галаго. Здесь мы придерживаемся принципа занять пустующий нижний уровень. Обезьяны же в основном верхолазы, поэтому, как правило, к ним можно кого-нибудь посадить, тех же черепах даже. А у тамаринов сидит броненосец.
К социальному обогащению относится и взаимодействие между животными. У нас в зоопарке выгуливается осел, его проводят мимо всех вольеров. Очень интересно наблюдать, как на это реагируют хищники. Те, кто уже видел ослов, или им знакомы запах, фигура животного, — начинают проявлять свои хищнические инстинкты. Те, кто никогда не встречался, наоборот, остаются безразличными. Также социальное обогащение — это взаимодействие животных с людьми. Мы заходим к ним вольер, общаемся, кормим.
Последнее, когнитивное обогащение, направлено на развитие интеллекта. Это особенно актуально для приматов, они очень умные товарищи. С помощью головоломок, пазлов, бизибордов мы стимулируем умственные способности животных и даже мелкую моторику. А следом за когнитивным обогащением идет тренинг, я уже начала проводить его с некоторыми видами. Сейчас к этой работе привлекаю и зоологов, они постепенно начинают самостоятельно заниматься с животными.
— Расскажите подробнее про тренинги. Для чего они нужны?
— Тренинг у нас бывает двух видов — зоотехнический и ветеринарный. Если говорить про последний, ветеринарному врачу нужно подойти к зафиксированную животному, которое готово к различным манипуляциям. Это может быть взятие биоматериала, проведение инъекций, взвешивание, ветеринарный осмотр, где животные должны открыть пасть или показать лапу. Например, у многих кошек врастают когти, за этим необходимо следить и обрезать их.
Зоотехнический тренинг направлен на упрощение работы по обслуживанию животных. Те же перегонки зверей в другие помещения для уборки вольеров. Животные не всегда к этому готовы, особенно, если до этого имели неприятный опыт, когда их закрывали в одиночестве без каких-либо развлечений. В таком случае отрицательное поведение объясняется отрицательным поощрением, поэтому нужно работать с животным: дать ему игрушку, заинтересовать чем-то и так далее. Приучение зверей к транспортным клеткам, когда им предстоит отправка в другое учреждение, — тоже тренинг. Мы стремимся снизить частоту применения седативных средств для обездвиживания животных, потому что это большая нагрузка на сердце и другие органы. Важно, чтобы они заходили в транспортные клетки по своему желанию.