12 февраля. На побережье Сахалина морские спасатели продолжают работать с китайским сухогрузом "AN YANG 2", выброшенным на мель во время шторма. На месте дежурят специалисты Морспасслужбы, они действуют по фактической погоде. Сейчас водолазы планируют осмотреть левый борт судна, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на пресс-службу правительства Сахалинской области.
— Как только позволят метеоусловия, продолжат обследования подводной части судна. Как известно на текущий момент, повреждений корпуса не обнаружено, разлива нефтепродуктов нет. Осмотреть нижнюю часть корпуса водолазы не могут, так как балкер сидит на камнях. Даже при его незначительном повреждении помех для дальнейшего использования балкера нет. Расположенные на дне балластные отсеки и так предназначены для хранения воды и обеспечения устойчивости судна. Мы не исключаем сценарий, что по итогам полного обследования судовладелец может принять решение снять корабль с мели, — прокомментировал заместитель председателя правительства Сахалинской области Алексей Римша.
По решению региональных властей к месту происшествия будет построен колонный путь для откачки топлива, которым "заправлен" балкер. Это необходимая мера для сохранения экологической стабильности. Экипаж корабля, состоящий из 20 граждан КНР, остается на борту, люди обеспечены всем необходимым.
В Невельском районе действует режим ЧС, в регионе — режим повышенной готовности. По поручению губернатора Валерия Лимаренко ситуацию контролирует оперативный штаб по предупреждению чрезвычайной ситуации. Он действует по отработанной модели, примененной областными властями в 2021 году — тогда региону в похожем случае удалось избежать экологической катастрофы. В районе севшего на мель судна "AN YANG 2" круглосуточно дежурят аварийно-спасательные службы, вдоль берега установлены боновые заграждения и развернут аварийный комплект материалов для ликвидации разливов нефти.
У Сахалинской области уже есть успешный опыт ликвидации последствий ЧС с участием иностранных судов. При этом удалось избежать экологической катастрофы и утечки углеводородов. В декабре 2021 года у берегов Сахалина затонул китайский сухогруз Xing Yuan под флагом Сьерра-Леоне.
Китайские собственники сухогруза отказались принимать меры по утилизации судна. Средства на это пришлось выделить правительству Сахалинской области. Комплекс мероприятий по выводу судна из-под таможенного контроля завершен в декабре 2023 года, это была первая подобная практика в России.
В 2024 году был заключен контракт на утилизацию сухогруза. На сегодняшний день утилизировано около 70% судна, всего же со дна поднимут около 1000 тонн металла. Работы должны завершить весной 2025 года. Экологической катастрофы удалось избежать: все нефтепродукты были своевременно утилизированы.
В Сахалинской области ведется масштабная работа по очистке акваторий от затонувших судов. С 2022 года в регионе удалены 72 затонувших судна. С этого года работы будут вестись в рамках реализации нового нацпроекта "Экологическое благополучие". Сейчас власти региона и федеральный центр ищут системное решение, как привлекать иностранных судовладельцев к ответственности, если они отказываются проводить работы по утилизации затонувших судов за свой счет. Собственник, даже если это иностранная компания, должен нести полную ответственность за свое имущество.