Рыбоводные заводы Итурупа остались один на один с последствиями аварии "Каракумнефти"

Власти равнодушны к возможным проблемам с разведением лососевых, говорит начальник рыбоводного отдела ЗАО "Гидрострой"
Экология
Людмила Федорова
Фото: Анатолий Самолюк

24 апреля 2012. Рыбоводные заводы острова Итуруп фактически остались один на один с последствиями аварии танкера "Каракумнефть", когда в море вылилось около 300 тонн нефтепродуктов, сообщает РИА SakhalinMedia. Начальник рыбоводного отдела ЗАО "Гидрострой" Людмила Федорова рассказала, что бездействие властей по этому вопросу вызывает у них удивление.

В систему "Гидростроя" входят четыре рыбоводных завода. Прошлой осенью они заложили на инкубацию около 226 миллионов икринок горбуши и кеты.

‑ Процесс выдерживания лососевых эмбрионов в зимний период проходил преимущественно стабильно, ‑ сказала Людмила Константиновна. – Большой объем выпавшего снега не создал нам проблем с подачей воды в питомные цеха. Происходившие иногда отключения электроэнергии  влияли на развитие эмбрионов только на заводе в Китовом: там для подпитки используется вода из скважины. К сожалению, данные неполадки приводили к понижению температурного режима подаваемой в каналы воды. Это привело к задержке развития малька. На остальных заводах вода подается в цеха самотеком.

Несколько слов о рыбоводном заводе в Китовом. Запущен он в эксплуатацию прошлой осенью, и первый год его работы, по сути, экспериментальный: проходит обкатка технологических процессов, водоводов со скважиной, новых цементных ванн. Всё это, включая проблемы с подачей электроэнергии, привело к повышенному (больше нормативов) отходу рыбоводной продукции. Тем не менее, мы планируем отправить  в дальний путь  взросления примерно 15 млн. малька кеты. А всего по заводам к выпуску готовится 203-205 млн. лососевой молоди.

Первый, кто приступил у нас к кормлению малька кеты, ‑ это завод в бухте Оля. На Рейдовом заводе тоже уже начался подъем молоди кеты на "плав", поэтому и здесь скоро начнут её подкармливать. В двадцатых числах апреля здесь приступят к подкормке малька горбуши. В конце апреля подойдет очередь молоди кеты на Курильском заводе, а в середине мая поднимется на "плав" самый "поздний" малёк кеты – на заводе в Китовом.

‑ Людмила Константиновна, есть у вас опасения, что на скат малька может негативно повлиять авария танкера "Каракумнефть"?

‑ Да, опасения имеются. Особенно нас беспокоит выпуск молоди на заводе в Китовом. До сих пор в адаптационном пруду, соприкасающемся с морской береговой линией, наблюдается пленка нефтепродуктов. Мы рассчитывали в период подращивания малька подавать в цех некоторое количество морской воды, чтобы молодь лосося скорее адаптировалась перед выпуском с завода в море. Но теперь, увы, это невозможно. Шахтный колодец для забора морской воды также загрязнен нефтепродуктами, попавшими в него во время мартовского шторма (запах солярки чувствуется до сих пор). Понятно, что и грунт вокруг колодца загрязнен соляркой. Если начать подавать воду в цех насосом, то обязательно со дна колодца поднимутся осевшие массы нефтепродуктов, и они попадут в систему водоснабжения завода. В результате  ими будут испачканы производственные цеха, и нам их не удастся отмыть еще долгое время.

Невозможность подачи морской воды на завод, конечно, негативно скажется на процессе выпуска молоди кеты.

С учетом вышеприведенных отрицательных факторов мы приступили к разработке мероприятий по перевозке лососевых мальков с завода в Китовом на завод в бухте Оля – после того, как там завершится выпуск малька. Планируется проводить на том заводе подращивание молоди из Китового вплоть до выпуска в бухту Олю.

‑ А как будет проходить выпуск малька на Курильском заводе? Ведь авария танкера затронула всю акваторию Курильского залива…

‑ Пока сложно в отношении данного завода сказать что-то определенное. Река Курилка имеет достаточно мощный дебит, и мы надеемся, что река сможет промыть прибрежные донные участки, где обычно нагуливается молодь лосося. Отсюда она, возможно, переместится в другие места залива, где более благоприятная экологическая обстановка. Эти загрязнения, не исключено, заставят малька изменить пути миграции. Возможно, это подобным образом отразится и на взрослых особях лосося.

В связи со всем этим вызывает некоторое удивление практически бездействие ряда наших федеральных органов (на остров приезжал только представитель Сахалинского территориального управления). Пока работы по определению уровня загрязнения залива и причиненного ему ущерба проводит только ЗАО "Гидрострой" за счет собственных средств. Но ведь как только лососевый малек покидает наши рыбоводные заводы, он тут же становится федеральной собственностью. Хотя  сегодня предприятия, содержащие свои рыбоводные заводы, никаких компенсаций за выращенного малька не получают от государства. И промысловые квоты на вылов лосося распределяются на общих основаниях.

Нужно отдать должное   местному  отделу госконтроля, надзора и охраны ВБР и среды их обитания,  его работники почти сразу после аварии провели мероприятие по отбору проб биоресурсов в прибрежной зоне Курильского залива.

‑ Что, по-вашему, следовало бы еще сделать сейчас для выяснения размеров экологического ущерба от аварии танкера?

‑ Нужно исследовать морскую акваторию. Для этого необходимо специализированное судно с лебедкой, драгой, чтобы производить забор грунта со дна залива, поднимать планкопные сети и прочее оборудование. В нашей компании ничего вышеперечисленного нет.

Кроме того, мы не видели каких-либо движений по подсчету ущерба, нанесенного аварией заливу и его биоресурсам. Ведь не исключено, что при постановке неводов можно взмутить донные осадки, может всплыть масляная пленка и загрязнить орудия лова, которые после этого надо будет просто выбросить. Есть и другие опасения.

И по всем этим позициям чувствуем себя оставленными один на один с последствиями разлива нефтепродуктов.

Смотрите полную версию на сайте >>>