25 мая 2012. Строительство глубоководного пирса в бухте Китовая на острове Итуруп находится под серьезной угрозой из-за сидящего на мели танкера "Каракумнефть", рассказал РИА SakhalinMedia руководитель агентства по развитию Курильских островов и инвестиционных программ Сахалинской области Сергей Абабков. Напомним, возведение нового гидротехнического сооружения - мероприятие федеральной целевой программы развития Курильских островов.
- Еще в прошлом году в портпункте Китовый было начато строительство нового морского вокзала, сейчас завершаются подготовительные работы и начинается активная фаза. В понедельник подрядчик планирует начать работы на воде. Мы думаем, что этот сидящий на мели танкер будет нам очень мешать уже в июле-августе и надеемся, что федеральные структуры, которые должны эту проблему решать, сделают свою работу. Мы, со своей стороны, всячески этому содействуем, ведь спасательная операция, которая там проходила, была организована правительством области, его КЧС, свою вахту и муниципальные власти на территории района выполнили. Сейчас "федералам" надо напрячься и заставить страховую компанию и владельца судна до конца ликвидировать последствия. А для нас они сейчас очень ощутимы, - заметил Сергей Абабков.
Так, по словам руководителя агентства, вдоль побережья Итурупа до сих пор "путешествуют" масляные пятна от разлившегося с танкера дизельного топлива. В танках "Каракумнефти" и сейчас находится до семи сантиметров соляра поверх воды, а это серьезный объем, учитывая габариты судна.
- Самое главное – что он может нам просто физически помешать строить. Судно не закреплено, штормами шевелится, с изменением направления течения и ветра оно может сдвинуться в любую сторону, совершенно непредсказуемо, - говорит Сергей Абабков.
Понимания серьезности проблемы судовладельцем, ООО "Нико" из Владивостока, властям пока добиться не удалось.
- На словах они все понимают, а на практике мы не видим никаких действий, - сказал Сергей Абабков, - может быть, их подстегнет то, что наш подрядчик может понести серьезные убытки от простоя или от решения проблем, связанных с сидящим на мели судном. Это будут серьезные издержки, которые нужно будет кому-то компенсировать. Мы из бюджета этого делать не собираемся.
Если страховая компания и судовладелец не решат вопрос о том, кто будет убирать танкер с места строительства пирса, подрядчик строительства, ЗАО "Гидрострой", сможет через суд добиться возмещения своих убытков. А их появление вполне реально – как пример, Сергей Абабков привел 6-й пирс в той же бухте Китовой. В его основе лежит корпус парохода "Саломея Нерис", севший на мель в 70-х годах. У судна разобрали до киля всю надстройку, заполнили корпус скальным грунтом, обетонировали и только так смогли решить проблему.
- Если есть мысли, что это облегчило нам строительство, то это заблуждение. Слишком много было проведено мероприятий и понесено затрат, чтобы корпус судна вошел в тело пирса, - говорит Сергей Абабков.
Напомним, авария танкера "Каракумнефть" произошла поздно вечером 15 февраля этого года. Капитан судна попытался вывести его из портпункта, спасаясь от шторма. Из пробитых танков тогда вылилось около 300 тонн дизельного топлива. Корпус танкера после откачки соляра до сих пор находится на том же месте. Экологические проблемы, вызванные разливом нефтепродуктов, не решены до сих пор – специалисты местных рыборазводных заводов всерьез опасаются негативного влияния дизтоплива на выпускаемую молодь лосося.