Руслан Степанец: Создаем счастливые истории, связанные с путешествиями

Генеральный директор АО Аэровокзал Южно-Сахалинск рассказал ИА SakhalinMedia о развитии объекта, новых вызовах и достигнутых успехах
Руслан Степанец
Фото: пресс-служба АО "Аэровокзал Южно-Сахалинск"

30 мая. Аэровокзал Южно-Сахалинска — главный аэрохаб Дальнего Востока. Об этом неоднократно говорил губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко. И правда, после запуска долгожданного объекта осенью 2023 года Сахалин, как минимум, встал в один ряд с коллегами по ДФО. Авиационный транспортный узел ежегодно наращивает пассажиропоток, внедряет современные технологии и ищет новые пути для развития. О новых рейсах, подготовке кадров, наращивание мощностей и многом другом в интервью ИА SakhalinMedia рассказал генеральный директор АО "Аэровокзал Южно-Сахалинск" Руслан Степанец.

— Аэровокзал открыли 7 августа 2023 года, а вы приняли руководство в феврале 2024 года. Расскажите, в каком состоянии вы приняли "хозяйство" и что успели сделать к текущему моменту?

— Наш аэровокзал принял первых пассажиров 7 августа 2023 года. Для персонала воздушной гавани это был долгожданный, праздничный день. Мы всего за сутки перевели обслуживание всех рейсов из старого терминала в новый. С точки зрения производства это сложный процесс, поэтому среди аэропортов России такая практика не распространена. Я горд командой, которая сработала слаженно, без задержек и заминок.

К моменту открытия я уже работал в аэровокзальном комплексе на должности заместителя генерального директора, то есть координировал всё, что связано с производственной деятельностью авиагавани. Каким был аэровокзал в тот момент? Здесь чувствовалась зарождающаяся синергия. В службах трудились уже опытные работники авиации и новички. К нам в команду прибывали специалисты из разных регионов России, они осваивались к островным условиям. Вместе мы запускали уникальные для Сахалина технологии: применяли телескопические трапы для посадки и высадки пассажиров, новые интроскопы для досмотра багажа, автоматизированные стойки для регистрации.

Первые полгода мы осваивались, настраивали рабочие процессы. К примеру, в ноябре мы запустили новый бизнес-зал, позже он получил название — "Анива". На привокзальной площади мы оборудовали просторный парковочный комплекс с несколькими зонами стоянки авто. К февралю, когда коллектив сложился, технологии взаимодействия между службами отстроены, мы принялись за наращивание мощностей.

Перед нами стояла задача: увеличить годовой пассажиропоток на 5%. То есть прибавить к показателям 2023 года около 80 тысяч пассажиров. Мы же этот план перевыполнили и улучшили статистику на 9%. Для этого мы расширяли маршрутную сеть и усиливали действующие направления. В частности, самое востребованное среди сахалинцев — московское. Летом мы ежедневно обслуживали по три рейса на линии "Южно-Сахалинск — Москва", а по вторникам и вовсе — по четыре. Чтобы обеспечить пассажирам максимально комфортные условия, мы расширили спектр услуг, добавили зоны отдыха, усилили службы персоналом и техникой. 

— Какие инновационные или передовые технологии вы используете в работе аэровокзала? Насколько цифровизированы рабочие процессы?

— Мы с гордостью говорим: аэровокзал "Южно-Сахалинск" — один из самых технологичных в России. Все службы работают в единой системе. Российское программное обеспечение позволяет нам управлять буквально всеми процессами в воздушной гавани: запускать регистрацию, открывать выходы на посадку, приступать к загрузке или выгрузке багажа. А ещё мы активно развиваем так называемые безлюдные технологии. В терминале работают репринтеры — на них можно распечатать посадочный, минуя стойки регистрации, ситуацию на территории комплекса контролируют камеры видеонаблюдения с функциями распознавания лиц и номеров, багаж досматривается автоматически системой безопасности. Прежде сотрудникам приходилось это делать вручную. Сейчас же задачу выполняет конвейер, оснащённый интроскопами. Инспектору остаётся мониторить изображение на экране. В перспективе хотели бы внедрить концепцию "Тихий аэропорт". С её помощью мы сократим звуковые оповещения и переведём их на экран, а значит, снизим утомляемость пассажиров от шума.

— Когда вы только пришли на пост, в СМИ была информация, что перед вами стоит задача увеличить пассажиропоток авиагавани до 5 млн человек в год. На текущий момент, насколько это достижимая цифра и, если этот рубеж уже достигнут, к какой цифре стремитесь теперь?

— С появлением нового терминала авиагавань Южно-Сахалинска стабильно показывает прирост по пассажирскому трафику. Каждый месяц мы фиксируем увеличение значений в сравнении с прошлогодними на 5-10%. Так, по итогам 2024-го аэровокзал обслужил около 1,45 млн путешественников, что на 9% больше показателей 2023-го. Постепенно движемся к цифре в 2 млн, планируем достичь этой отметки в ближайшие годы, но "потолком" это значение не считаем. На благо развития авиации на островах и региона в целом, мы будем и дальше наращивать мощности. 5 млн человек в год — это тот поток пассажиров, который мы с учётом наших площадей можем комфортно обслужить.


Тематическое фото. Фото: ИА SakhalinMedia

— Какие направления рейсов сейчас наиболее востребованы? Есть ли новые направления, которые планируется ввести в этом году?

— Чаще остальных сахалинский пассажир выбирает для путешествий Москву, Владивосток и Хабаровск. В пятёрку входят также Новосибирск и Красноярск. Именно эти направления мы усиливаем каждый сезон. Традиционно летом увеличивается количество рейсов на внутрирегиональных линиях. Отдых на Курильских островах пользуется спросом как у сахалинцев, так и у гостей региона, поэтому летом мы чаще принимаем и отправляем самолёты на Кунашир и Итуруп. Сейчас мы больше сосредоточены на том, чтобы усиливать действующие маршруты. Спрос на московские рейсы только растёт, по Дальнему Востоку наши пассажиры тоже летают довольно активно. Для нас важно сделать перелёты по этим направлениям максимально доступными.

— Губернатор Камчатки Владимир Солодов на встрече с президентом Путиным вновь поднял наболевшую тему высоких цен на авиабилеты между городами ДФО. Как сегодня выстроена схема полётов из Южно-Сахалинска к соседям и как она будет корректироваться в перспективе?

— Сегодня из Южно-Сахалинска можно отправиться небом в следующие города Дальнего Востока: Благовещенск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Советская Гавань и Хабаровск. С этими городами при помощи авиаперевозок у нас устойчивая связь. Во Владивосток и Хабаровск мы зимой отправляем рейсы каждый день. В летний сезон в аэровокзале обслуживаются до 5 рейсов по этим направлениям ежедневно. В Советскую Гавань к высокому периоду тоже выполняются дополнительные перелёты. Туда воздушные суда отправляются по будням. В связи с повышенным спросом в июле мы ожидаем увеличение частоты рейсов на линии "Южно-Сахалинск — Петропавловск-Камчатский". По воскресеньям авиалайнеры по этому маршруту будут взлетать дважды в день. А вот связь с Благовещенском мы усилили на старте весенне-летнего периода. Сейчас путешественникам доступны перелёты по этому направлению по вторникам, средам, пятницам и субботам.

Мы ведём активные переговоры с авиакомпаниями и привлекаем их к сотрудничеству, чтобы сделать связь между городами Дальнего Востока ещё основательнее. Тем самым выполняем важное поручение Президента: сделать авиаперевозки по Дальневосточному Федеральному округу ещё доступнее и нарастить пассажиропоток на этих линиях.

— Как строится ваша работа с региональным Минтрансом и правительством в целом? В чем она заключается?

— Мы работаем с Минтрансом и Правительством области как единая команда над развитием транспортной доступности региона. Проводим регулярные координационные совещания по расширению маршрутной сети, увеличению частоты рейсов и участию в программах субсидирования авиаперевозок. Благодаря этому в 2024 году удалось увеличить пассажиропоток на социально значимых направлениях почти на 15%. С Правительством области также работаем над долгосрочной стратегией развития аэровокзала как ключевого транспортного узла Дальнего Востока. Губернатор лично курирует проекты по развитию авиахаба. Такое тесное сотрудничество позволило перевыполнить план по увеличению пассажиропотока почти вдвое.

— Губернатор неоднократно позиционировал аэровокзал как главный аэрохаб Дальнего Востока. Насколько сейчас это соответствует действительности и что ему не хватает, чтобы таковым стать?

— Аэровокзал "Южно-Сахалинск" — один из самых крупных и технологичных на Дальнем Востоке. Как мы с вами обсудили ранее, у нас внедряются передовые цифровые проекты, пассажиропоток динамично растёт. Коллеги из аэропортов нашего округа и других регионов прилетают в нашу воздушную гавань, чтобы перенять опыт, проконсультироваться по вопросам оснащения тех или иных служб. В смысле технологий мы занимаем лидирующие позиции. По объёму авиаперевозок нужно "поднажать". Этим мы и занимаемся с момента открытия. Поступательно и уверенно наращиваем мощности по пассажирскому и грузовому трафику.

— Какие топливно-заправочные компании (ТЗК) сегодня обслуживают аэропорт? Случаются ли проблемы с топливом?

— Заправку воздушных судов сегодня выполняют две компании: "Aerofuels" и "ТОК". Сообщения о перебоях в поставке топлива с момента открытия нового терминала мы не получали.

18+
© 2005—2025