13 августа. В Южно-Сахалинске 17 июля заработала первая платная автопарковка. Разговоров об этом было много и начались они еще много лет назад. Парковка расположилась на участке улицы Дзержинского от Компроспекта до улицы Буюклы. Здесь установили два паркомата и комплексы фиксации нарушений правил парковки. Подробнее о системе платных парковок ИА SakhalinMedia рассказал вице-мэр Южно-Сахалинска Виталий Данилов.
— Какова прогнозируемая доходность пилотного проекта на улице Дзержинского за период с 17 июля по 1 октября 2025? Как эти средства будут распределены между развитием дорожной инфраструктуры и содержанием самой системы?
— Прежде всего, реализация пилотного проекта платных парковок — это необходимая мера для обеспечения оборачиваемости парковочных мест, чтобы каждый житель мог оперативно получить необходимые услуги в государственных учреждениях, банках и социальных организациях.
В период реализации пилотного проекта стоимость создания и содержания системы для муниципалитета равна нулю. Прогнозные доходы составляют 500 тысяч рублей. Данные средства будут направлены на развитие дорожной инфраструктуры.
— Планируется ли расширение зоны платной парковки в случае успешного завершения пилотного проекта? Какие улицы и районы рассматриваются в качестве приоритетных для следующего этапа? Рассматривается ли в планах введение платных парковок в районах крупных ЖК (например, Уюн-парк, Авангард и так далее)?
— Да, планируется. Но, прежде всего, после изучения общественного мнения. Посредством проведения круглых столов с экспертным сообществом, обсуждение новой для города инициативы будет идти в различных форматах, социального проектирования и анкеты горожанина.
Платная парковка. Фото: пресс-служба администрации Южно-Сахалинска
— Как мэрия планирует решать проблему дефицита парковочных мест в других районах города при внедрении платных парковок в центре?
— Путем организации перехватывающих парковок на транспортно-пересадочных узлах при въезде в город.
— Учитывая высокий уровень автомобилизации, какие меры предусмотрены для поддержки сотрудников, работающих в центре города и вынужденных ежедневно пользоваться платной парковкой?
— Тему поддержки сотрудников, работающих в центре города, подняли на одном из семинаров по развитию транспортной системы Южно-Сахалинска. Встречи-консультации на днях проводил известный в России урбанист Святослав Мурунов. Сегодня он выступает одним из основных исследователей общественного мнения по вопросу внедрения в областной столице практики платных парковок. Идеи, выработанные вместе с жителями на семинарах, уже находят реальное отражение в реализации пилотного проекта. В августе Святослав Мурунов планирует провести отдельную встречу с руководителями различных организаций, сконцентрированных в центре города. Особое внимание в ходе диалога будет уделено поиску альтернативных способов доставки сотрудников учреждений до работы.
— Предусмотрены ли специальные тарифы или абонементы для резидентов центральных районов, аналогично опыту Санкт-Петербурга (1800 рублей в год)?
— Вопрос изучается. Под резидентами могут рассматриваться жители многоквартирных домов вблизи платных парковок.
— Как будет контролироваться правомерность использования льгот восемью социальными категориями граждан? Планируется ли расширение этого списка?
— Правомерность будет контролироваться комплексами фиксации. Программное обеспечение будет автоматически устанавливать, относится автомобиль к льготной категории или нет.
— Как обеспечивается техническая надежность системы, особенно мобильного приложения RuParking (18+), которое является основным способом оплаты?
— Система имеет резервирование как на физическом, так и на канальном уровне.
— Какие меры предусмотрены против технических сбоев и как будут решаться спорные ситуации с неправомерным начислением штрафов?
— При назначении штрафа проходит двойная предобработка структурными подразделениями муниципалитета: оператором парковки и сотрудниками административной комиссии.
— Как будет организована работа комплексов фиксации нарушений в зимний период, учитывая климатические особенности Сахалина?
— Комплексы установлены с учетом климатического режима региона.
— Как платная парковка сочетается с реализуемой транспортной реформой, в рамках которой уже обновлено 80% автобусного парка?
— Внедрение первой платной муниципальной парковки стало одним из этапов масштабной транспортной реформы. Она стартовала в 2022 году и, в том числе, была направлена на решение проблемы с устаревшим автобусным парком. За почти три года подвижной состав в областном центре удалось обновить на 80%.
Кроме этого, в рамках транспортной реформы удалось:
По результатам исследований, более 70% жителей Южно-Сахалинска на данный момент удовлетворены качеством перевозок и одобряют транспортную реформу. Результат — все больше людей отдают предпочтение общественному транспорту для поездок по городу, отказываясь от личного автомобиля.
Вице-мэр Виталий Данилов. Фото: пресс-служба администрации Южно-Сахалинска
— Планируется ли создание перехватывающих парковок на въездах в город для стимулирования использования общественного транспорта?
— Да.
— Какие конкретные предложения жителей были учтены при разработке проекта?
— Платный режим парковки сокращен на 1 час, он действует до 19.00, а не до 20.00, как планировалось ранее. По результатам мониторинга определена стоимость тарифа. Время бесплатной парковки увеличено с 15 до 30 минут.
— Планируется ли публикация подробной статистики по использованию парковки в тестовом режиме для обеспечения прозрачности принятия решений?
— Да, планируется.
— Каков размер штрафа за неоплаченную парковку, и как он соотносится с тарифами в других регионах России?
— Размер штрафа 2500 рублей, средневзвешенный по РФ.
— Как организована процедура обжалования штрафов и кто рассматривает спорные ситуации?
— Рассматривает административная комиссия.
Платная парковка. Фото: пресс-служба администрации Южно-Сахалинска
— Предусмотрена ли возможность постоплаты в течение текущих суток, как это реализовано в ряде других городов?
— Да, предусмотрена. Оплату можно произвести до конца суток (до 23.59), в которых гражданин воспользовался платной парковкой.
— Какие меры будут приняты для защиты дворовых территорий от наплыва автомобилей, вытесненных из центра?
— Рассматривается вопрос установки шлагбаумов с автоматической системой пропуска жителей по белым спискам государственных регистрационных номеров транспортных средств.
— Планируется ли строительство дополнительных парковочных мест (подземных или многоуровневых) для компенсации платных зон?
— Вопрос в проработке.
Терминал платной парковки. Фото: пресс-служба администрации Южно-Сахалинска
На момент 12 августа, по данным пресс-службы администрации города, возможностью платной парковки воспользовались более 1500 автомобилистов. На текущий момент проходит второй этап анкетирования "Развитие транспортной концепции Южно-Сахалинска. Организация парковок, поиск решений".
Как рассказали в администрации города, опрос имеет конкретную цель: совместно с жителями определить, может ли введение платной парковки в самых загруженных зонах города улучшить текущую ситуацию, и на каких условиях это было бы приемлемо для горожан. Подробные ответы позволят сформировать концепцию, которая будет максимально учитывать интересы всех участников дорожного движения: и автомобилистов, и пешеходов, и жителей центральных районов. Принять участие в опросе можно по ссылке.