Сергей Прохоренко: Ситуация с медведями в Сахалинской области оценивается как напряженная

На Сахалине и Курилах резко выросло число выходов медведей к людям в 2025 году
Тематическое фото
Фото: Игорь Чёрный, ИА MagadanMedia

13 октября. В 2025 году на Дальнем Востоке, особенно в Сахалинской области, отмечается критическое обострение ситуации с выходом диких животных, прежде всего медведей, в населенные пункты. По данным агентства лесного и охотничьего хозяйства островного региона, поступило более 430 обращений от жителей — это в полтора раза больше, чем в 2024 году. Отстрелено 69 особей, тогда как в прошлом году — 43.

О том, почему хищники стали выходить к людям и что с этим можно сделать рассказал ИА SakhalinMedia начальник управления по организации использования объектов животного мира и деятельности особо охраняемых природных территорий агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области Сергей Прохоренко.

— Сергей Александрович, как вы оцениваете текущую ситуацию с выходами медведей в населенные пункты Сахалинской области в 2025 году? Какова актуальная статистика по сравнению с предыдущими годами?

— Текущую ситуацию в Сахалинской области мы оцениваем как напряженную. По оперативным данным, количество обращений граждан по поводу встреч с хищником значительно возросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 2025 году в Агентство поступило более 430 обращений граждан по фактам выхода бурых медведей к людям, что в полтора раза больше, чем в прошлом году.


Тематическое фото. Фото: Игорь Чёрный, ИА MagadanMedia

В рамках мероприятий по регулированию численности изъято 69 особей бурого медведя, а в 2024 году — 43 особи. Одна из основных причин участившихся выходов медведя к людям в текущем году — кризис кормовой базы. Средняя плотность бурого медведя в охотничьих угодьях Сахалинской области составляет 0,47 особи на 1000 га. Показатели плотности не превышают ранее установленный максимальный показатель в 1,5 особи на 1000 га.

— Какие факторы являются ключевыми в активизации медведей в 2025 году? Действительно ли сокращение рыбных запасов, браконьерство и рост численности популяции играют решающую роль?

Кризис кормовой базы — это одна из основных причин. В очередной раз сложилась уникальная ситуация, когда одновременно проявились несколько негативных факторов. Аналогичная ситуация была в 2017 году и на Камчатке в прошлом году.

К природным факторам относится дефицит лососевых. Наблюдалась критически низкая заполняемость рек горбушей. Это связано с комплексом причин: повышение температуры воды, естественная сезонная цикличность и браконьерство. Рыбы лососевых пород являются одним из основных нажировочных кормов в предзимний период. Также промышленный вылов кеты. В текущем сезоне кета могла бы стать основным компенсаторным ресурсом. Однако значительная часть стада, включая рыбу искусственного воспроизводства, изымалась в начале нереста на подходах к нерестилищам вместе с дикой рыбой.

Еще одним природным фактором стал неурожай кедрового стланика. Этот традиционный альтернативный источник питания практически отсутствует в этом году.

Что касается антропогенных факторов, то мы вынуждены констатировать, что во многом проблему создаем сами — легкодоступная пища для медведя в границах населенных пунктов. Стихийные свалки вблизи населенных пунктов и СНТ. Проблемы системы ТКО, то есть мусорные контейнеры размещаются на окраинах, легкодоступны для медведей, недостаточно обрабатываются и вывозятся несвоевременно.

Также бесконтрольное содержание животных, наличие бесхозных животных и выпас скота. Бытовые нарушения тоже влияют на поведения медведей. Например, использование рыбных отходов как удобрения, кормление диких животных.

Важно понимать, что не все выходы медведя связаны с поиском пищи. Наши населенные пункты часто расположены на традиционных путях миграции. В период гона молодые особи и самки с медвежатами специально приближаются к человеческому жилью, чтобы спасти потомство от агрессии взрослых самцов.

— Изменилось ли поведение медведей за последние годы? Наблюдаете ли вы потерю природного страха у животных и как влияют сезонные факторы на риски для населения?

— Да, мы фиксируем изменения в поведенческих моделях. Хотя они носят не массовый, а единичный характер, у некоторых особей отмечается снижение дистанции пугливости, так называемая "потеря природного страха" перед человеком. Это прямое следствие привыкания животных к запахам, связанным с деятельностью человека, и доступным пищевым отходам.

На риски для населения влияют два ключевых сезонных фактора. Это период гона и осенний период нажировки. В первом случае молодые особи и самки с медвежатами могут намеренно приближаться к человеческому жилью, чтобы спасти потомство. Это естественное защитное поведение.

Второй фактор: перед погружением в зимний сон, в условиях скудности кормовой базы, голодные звери активно перемещаются в поисках пищи. Это многократно увеличивает вероятность их выхода к человеческому жилью, которое в Сахалинской области часто расположено вблизи рек и побережья, а привлекает их туда "легкая добыча" в виде пищевых отходов.

— В каких районах области фиксируется наибольшее количество инцидентов? Какие места в населенных пунктах наиболее привлекательны для медведей и почему?

— Наибольшее количество выходов медведей приходится на густонаселенные южные районы области, а также населенные пункты граничащие с традиционными местами обитания медведей и нерестовыми реками.

Наиболее привлекательными точками являются:

  • несанкционированные свалки и мусорные контейнерные площадки;
  • территории садовых некоммерческих товариществ (СНТ);
  • места разделки рыбы и переработки морепродуктов;
  • места выпаса скота;
  • кладбища.

Животное руководствуется инстинктом: "где пахнет едой — там можно поесть". Потеря страха происходит, когда этот принцип раз за разом подтверждается.

— Какие меры по регулированию численности медведей принимаются в области? Планируется ли увеличение квот на отстрел или изменение подходов к управлению популяцией?

Регулирование численности ведется строго в рамках законодательства. Агентство осуществляет отстрел особей, представляющих угрозу, ежегодное открытие любительской и спортивной охоты, в том числе с увеличением сроков и квот, формирование оперативных групп в муниципальных образованиях.

Мы также проводим обследование территорий, направляем рекомендации по обеспечению устойчивого пропуска рыбы на нерестилища. Информируем граждан и хозяйствующих субъектов, проводим занятие со школьниками и конечно же взаимодействуем с УМВД, диспетчерской службой и органами местного самоуправления.

— Сколько охотников получили разрешения на отстрел медведей? Сколько особей было "выбито" охотниками?

— С начала года выдано 758 разрешений на добычу бурого медведя. По результатам весенней охоты добыто 132 особи. Осенняя охота продлится до 30 ноября, после чего будут известны итоговые данные. Ежегодно в рамках охоты изымается около 50% лимита (это хороший показатель по сравнению с другими регионами), также часть особей отстреливается членами оперативных групп, браконьерами и гибнет в ДТП.

— Как оцениваете эффективность существующих мер по предотвращению выходов медведей к людям? Что нужно изменить в текущих подходах

— Существующие меры позволяют оперативно реагировать на угрозы, однако их эффективность в полной мере достигается только при комплексном подходе. Ключевым изменением должно стать смещение акцента с ликвидации последствий на их системное предотвращение. Это включает в себя и создание эффективной системы обращения с ТКО, исключающей доступ животных, и активную разъяснительную работу с населением, а также развитие межведомственного взаимодействия.


Тематическое фото. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia

— Какую роль играет человеческий фактор в привлечении медведей? Как часто причиной становятся свалки, мусорные контейнеры, подкармливание животных?

— Роль человеческого фактора — решающая. Основной причиной является доступность "легкой пищи". Если рядом с людьми можно легко найти еду, медведь выберет этот путь. В 90% случаев появления медведей в населенных пунктах виноват человек. Свалки, мусорные контейнеры и подкармливание — это основные причины, которые превращают дикого зверя в опасного соседа. Борьба с этой проблемой лежит исключительно в плоскости человеческой ответственности.

— Какие конкретные рекомендации вы можете дать жителям области и муниципалитетам для предотвращения встреч с медведями?

— Для граждан мы рекомендуем ознакомиться и соблюдать правила, размещенные на сайте Агентства, а также не создавать условий, способствующих выходу бурого медведя к человеку: не оставлять пищевые отходы, не подкармливать диких животных.

Муниципалитетам мы рекомендуем немедленно ликвидировать несанкционные свалки, модернизировать открытые площадки на контейнерные площадки, оснащенные запирающими механизмами, устойчивыми к вскрытию медведем, размещать места накопления отходов вдали от дикой среды обитания.


Тематическое фото. Фото: Игорь Чёрный, ИА MagadanMedia

Муниципалитеты должны организовать строгий контроль за соблюдением графика вывоза ТКО, регулярно обрабатывать (проводить дезинфекцию и дезодорацию) контейнеров, установить ограждения и освещение на контейнерных площадках и просвещать население.

— Как вы прогнозируете развитие ситуации в ближайшие годы? Ожидается ли стабилизация или дальнейшее обострение проблемы?

— Надеемся, что в следующем году естественная кормовая база будет в достатке. Вместе с тем, без реализации комплексных долгосрочных мер ситуация может оставаться напряженной. Стабилизация возможна только при условии совместных скоординированных действий органов власти, местного самоуправления и населения, направленных на разрыв пищевой связи между медведем и человеком.

— Какие долгосрочные меры и направления межведомственного взаимодействия необходимы для гармонизации отношений между человеком и медведями в области?

— Гармонизация отношений с таким крупным хищником, как бурый медведь, требует комплексного, системного подхода. Речь идет не об уничтожении медведей и не об их полном оберегании, а об управлении конфликтом. Цель — сделать соседство безопасным для человека и при этом не требующим массового отстрела. Наша задача — не бороться с природой, а грамотно встраиваться в ее процессы и находить баланс, действуя строго в правовом поле.

Для этого необходима реализация следующих конкретных долгосрочных мер в рамках межведомственного взаимодействия:

Создание "медвежебезопасной" инфраструктуры обращения с отходами:

  • разработка и внедрение регионального стандарта оснащения контейнерных площадок, обязательного для всех муниципалитетов. Стандарт должен включать требования к установке ограждений, использованию контейнеров с запирающимися механизмами, устойчивыми к вскрытию медведем.

Формализация межведомственного взаимодействия:

  • заключение Соглашения между Агентством лесного и охотничьего хозяйства, МЧС, УМВД, Росгвардией, Роспотребнадзором, органами местного самоуправления и т.д;
  • создание единого регламента, который четко прописывает всю цепочку действий: от приема заявки по номеру "112" до выезда оперативной группы, отлова/изъятия животного и обязательной ликвидации выявленной причины его выхода (свалки, доступного мусора);
  • организация регулярных совместных рейдов по выявлению и ликвидации свалок в пригородных лесах и на территориях СНТ.

Научно обоснованное управление популяцией и средой обитания:

  • проведение ежегодного детального мониторинга не только численности, но и качества кормовой базы (учет урожая ягод, кедрового стланика, мониторинг заполняемости нерестовых рек);
  • ужесточение контроля за пропуском рыбы на нерестилища и борьба с браконьерством совместно с рыбоохранными ведомствами.

Комплексная система экологического просвещения и информирования:

  • внедрение в школьную программу обязательных уроков или факультативов по основам безопасности в медвежьих угодьях;
  • разработка и масштабное тиражирование наглядных материалов (памятки, листовки, социальные ролики) с простыми и четкими правилами для разных целевых групп: дачников, туристов, рыбаков, владельцев частных домовладений.

Правовое и экономическое стимулирование:

  • рассмотрение вопроса о введении административной ответственности для граждан за действия, провоцирующие выход медведей (сознательное подкармливание, оставление пищевых отходов).

Таким образом, наша стратегия — это переход от точечного реагирования на конфликты к созданию целостной системы, где ответственность распределена между властью, бизнесом и каждым жителем. Только такой комплексный подход позволит найти устойчивый баланс и обеспечить безопасное сосуществование человека и дикой природы на территории Сахалинской области.

Смотрите полную версию на сайте >>>