IT-преступность на Сахалине продолжает расти: эксперт МВД о защите от киберугроз

Полковник полиции Андрей Ким рассказал о нынешней ситуации с мошенничеством на Сахалине
Тематическое фото
Фото: Дмитрий Осипчук, ИА PrimaMedia.ru

SakhalinMedia, 26 ноября. За последние 10 месяцев жители Сахалинской области столкнулись с тревожной тенденцией: количество преступлений в сфере информационных технологий (ИТТ) продолжает расти. Число краж удалось немного снизить, однако мошенничество, напротив, демонстрирует уверенный рост — на 10,1% (1156 случаев против 1050 в прошлом году). 

Эти цифры — не просто статистика, а отражение реальности, в которой каждый может стать жертвой изощренных схем обмана. О том, как распознать мошенников и как не попасть в их сети, рассказал ИА SakhalinMedia заместитель начальника управления уголовного розыска УМВД России по Сахалинской области, полковник полиции Андрей Ким.

Сценарии обмана: от "безопасных счетов" до крупных инвестиций

Мошенники не дремлют, постоянно адаптируя свои методы к меняющейся обстановке. Наиболее распространенные сценарии, по данным правоохранительных органов, включают:

  • Сотрудники госорганов и правоохранители: Злоумышленники представляются сотрудниками банков, полиции или других государственных структур, убеждая жертву перевести деньги на "безопасный счет" или задекларировать наличные средства. Особенно часто жертвами становятся пенсионеры, которым звонят на стационарные телефоны или пишут в мессенджерах.
  • Инвестиции: Обещания быстрой и легкой прибыли от инвестиций в криптовалюту, акции или другие активы — классический прием мошенников. Они используют агрессивную рекламу, поддельные сайты и липовых экспертов, чтобы убедить людей вложить свои сбережения, которые в итоге исчезают.
  • Продажи в сети Интернет: Обман при покупке или продаже товаров через интернет-площадки — еще один распространенный способ мошенничества. Жертвами становятся как покупатели, так и продавцы, которые теряют деньги или товары.


Тематическое фото. Фото: Брютова Ольга

Курьеры, криптообменники и "сотрудники" спецслужб

Мошенники используют целый арсенал инструментов, чтобы оставаться анонимными и затруднить расследование преступлений. Они часто прибегают к услугам курьеров, которые приезжают в регион, чтобы забрать деньги у жертв. Нередки случаи, когда обманутые люди сами продают свое имущество, чтобы перевести деньги злоумышленникам на "безопасный счет".

Так, 37-летняя южносахалинка отдала аферистам более 4,5 млн рублей для спасения своих сбережений. Инцидент произошел 12 ноября. Потерпевшей позвонил неизвестный мужчина и сообщил, что ее денежные средства находятся под угрозой, и для их спасения необходимо срочно перевести их на так называемый "безопасный счет". Поддавшись на уловку злоумышленника, женщина, используя платежную систему и банкоматы, перевела свои личные накопления.

В истории с 66-летней холмчанкой мошенники отработали по слаженной схеме. Все началось со звонка в мессенджере. Неизвестная девушка позвонила пенсионерке и сообщила, что необходимо сделать перерасчет пенсии, после чего попросила продиктовать код, якобы поступивший с портала "Госуслуги" (12+). После того как женщина сообщила номер кода, злоумышленники получили доступ к данным заявительницы. Затем ей позвонил мужчина и представился сотрудником "Госуслуг". Он сообщил, что личный кабинет женщины был взломан. После по видеосвязи с пенсионеркой связался лжесотрудник ФСБ. Он обратился к женщине с просьбой помочь в поимке мошенников. Женщина отдала мошенникам более 2 млн рублей.

В полиции сообщают, что для сокрытия следов преступники активно используют средства анонимизации: сим-боксы, арендованные аккаунты в мессенджерах и криптообменники, через которые обналичивают похищенные средства.

Полиция не остается в стороне и использует различные методики для раскрытия и расследования ИТ-преступлений. Основной приоритет — незамедлительная блокировка транзакций и минимизация причиняемого ущерба. Однако сложности остаются, — рассказал Андрей Ким.

Жертвы мошенников

В 2025 году участились случаи манипуляции несовершеннолетними. Более 10 жертв мошенников — несовершеннолетние. Злоумышленники под предлогом звонка со школы, обновление сетевого города или электронного дневника, получают код, а после запугивают детей и просят взять телефон родителей, чтобы сделать перевод денежных средств.

Мошенники обманом получают удаленный доступ к мобильным устройствам родителей, после чего похищают деньги. Дети, поддавшись обману, передают злоумышленникам коды доступа, открывая им путь к банковским счетам родителей.

Так, в сентябре этого года на Сахалине девочка хотела помочь матери защитить ее сбережения, но попалась на уловки мошенников. Злоумышленники убедили ее перевести с телефона мамы 2 млн рублей на "безопасный" счет.

В Невельске 16-летней школьнице позвонил неизвестный и попросил продиктовать код из смс, что она и сделала. Через время девочке вновь позвонили и сообщили, что в отношении ее отца могут возбудить уголовное дело за финансирование Украины. Чтобы избежать последствий, ей нужно перевести денежные средства отца в размере 150 000 рублей.

Хотя жертвой мошенников может стать абсолютно любой человек, правоохранительные органы уделяют особое внимание группам риска: пенсионерам, людям с ограниченными возможностями, участникам и семьям СВО. Именно эти категории граждан чаще всего становятся жертвами обмана.

По информации полиции, ярким примером мошеннического преступления в 2025 году является кража более 15 млн рублей. 4 октября жительница Южно-Сахалинска обратилась в отдел УМВД и сообщила, что под угрозой привлечения к уголовной ответственности за финансирование ВСУ перевела мошенникам 15,5 млн рублей, 6 из которых взяла в кредит. Все события происходили в течение одного месяца.

"В последнее время мне часто стали звонить "сотрудники" различных ведомств. Вот сегодня был один такой звонок. Позвонили со службы доставки и сказали, что мне отправили письмо с налоговой, но чтобы его получить, надо назвать данные некоторых документов. Я, конечно, не поверила. Тогда они начали разговаривать на повышенном тоне и сообщать, что посылку отправят, но ежедневно за ее доставку будут начисляться 168 рублей. Бросила трубку и рекомендую делать так всем остальным. Сотрудники госорганов не будут звонить и требовать личные данные или коды из СМС", — рассказала сахалинка Екатерина.

Расследования 

На сегодняшний день общая раскрываемость IT-преступлений в регионе достигла исторического максимума — 29,3%. В прошлом году этот показатель был значительно ниже — 18,8%. А процент раскрываемости мошенничества составил 12,7%, что на 2,9% выше по сравнению с прошлым годом.

Внесенные изменения в действующее законодательство и комплексный подход к противодействию данного вида преступности позволили стабилизировать и снизить количество краж денежных средств с банковских счетов, однако количество мошеннических действий в регионе продолжает увеличиваться из-за доверия граждан, которые поддаются психологическому воздействию.

С момента совершения преступления до установления личности злоумышленника проходит значительное время. Практически все непосредственные исполнители находятся за пределами Сахалинской области, что затрудняет их задержание и привлечение к ответственности.

Кроме того, заявления о мошенничестве часто поступают спустя значительное время после совершения преступления, иногда проходят месяцы. Это существенно снижает шансы на оперативное реагирование и раскрытие преступления.

Полиция призывает граждан быть бдительными и не поддаваться на уловки мошенников. Главный совет — кладите трубку! Помните, что безопасных счетов не существует. Сотрудники банков и правоохранительных органов никогда не проводят специальные операции с участием граждан и их финансами.

Смотрите полную версию на сайте >>>