Итоги 2025 года: как Южно-Сахалинск развивался в год жесткой экономии

Мэр Сергей Надсадин подвел итоги 2025 года на встрече с представителями региональных и муниципальных СМИ, ответив на вопросы журналистов
Экскурсионный маршрут "Город-Галерея" в Южно-Сахалинске
Фото: пресс-служба администрации Южно-Сахалинска

SakhalinMedia, 19 декабря. 2025 год для Южно-Сахалинска стал периодом серьезной экономии бюджетных средств. Несмотря на сложную геополитическую и экономическую ситуацию, администрация выполнила большую часть запланированных программ развития. На пресс-конференции мэр Сергей Надсадин подвел итоги работы муниципалитета, не скрывая ни успехов, ни проблем. О главных результатах года Южно-Сахалинска — в итоговом обзоре ИА SakhalinMedia.

Образование как фактор роста города

В начале учебного года две новые школы приняли первых учеников. Школа №24 в жилом комплексе "Авангард" рассчитана на 1260 мест, общеобразовательная школа в ЖК "Горизонт" — на 550 мест. Обе школы открылись 1 сентября и оснащены современным оборудованием. 

Администрация отмечает, что дефицит мест в образовательных учреждениях остается актуальной проблемой. По словам мэра, открытие новых школ имеет большое значение:

Когда вводятся в эксплуатацию новые школы, это фактор развития и роста города. Работа по строительству новых образовательных центров будет продолжена. Так, уже ведется строительство нового здания школы №4. Возводимый объект почти в 3 раза больше предшествующего и будет рассчитан на 1100 мест. Завершить строительство планируется в 2027 году. Также в 2026 году планируется приступить к строительству детского сада в ЖК "Уюн-парк".

Преображение городской среды

На берегах ручья Пригородный на улице Горького открылся сквер "Щит и меч" с интересными архитектурными решениями. Мэр отметил важное патриотическое значение этого проекта:

"Все то, что важно для нашей страны, мы пытались вместе с коллегами воплотить в этом сквере".

Также была построена новая набережная ручья Пригородного. Как сказал мэр, это "младшая сестра набережной Рогатки". Третья очередь набережной реки Рогатка с пешеходным мостом была открыта в преддверии Дня города при участии губернатора Валерия Лимаренко

Жилищно-коммунальное хозяйство: текущее состояние и планы

Администрация продолжила большую работу по улучшению жилищно-коммунальной инфраструктуры. В этом году было отремонтировано 340 подъездов жилых домов — это видимые изменения, которые жители замечают в своих домах каждый день.

Работа по расселению граждан из ветхого и аварийного жилья продолжается. В 2025 году переселена 131 семья. После завершения текущего этапа программы останется примерно 20 тысяч кв метров жилья, подлежащего переселению. Работа ведется в соответствии с областной и федеральной программами.


Сергей Надсадин. Фото: пресс-служба администрации Южно-Сахалинска

На улице Больничной завершается строительство домов для переселения жильцов из общежития на Коммунистическом проспекте. Сами дома будут сданы жителям в текущем году, элементы благоустройства вокруг объекта планируются на 2026 год.

Работы по ремонту дворов жилых домов также продолжаются. На 2026 год планируется завершить основной объем капитальных ремонтов при условии достаточного финансирования. Мэр честно оценил ситуацию: "Желания в муниципалитете всегда больше, чем существующей возможности". Тем не менее, администрация намерена максимально использовать выделяемые средства.

Состояние системы теплоснабжения

Мэр уделил значительное внимание проблеме инфраструктуры теплоснабжения города, не скрывая сложности ситуации. Система практически полностью была построена в 60-70-х годах прошлого века. Сейчас, по современным нормам, подземные трубопроводы, которые имеют изоляцию, служат 25 лет. Однако в условиях Сахалина срок службы сокращается в полтора раза из-за агрессивности почвы и высокого уровня грунтовых вод.

Система теплоснабжения муниципалитета состоит из более чем 300 километров трубопроводов. Примерно 100 километров требуют ремонта. В прошлые годы удавалось ремонтировать до 18 километров в межотопительный период. В 2025 году отремонтировано 6 километров. Снижение темпов связано с экономическими трудностями.

Сергей Надсадин объяснил, что ремонт системы — перманентная работа: "Каждый год нужны ремонты — как ямы на дорогах, они появляются постоянно. Вот так устроен технологический процесс". Для повышения скорости ремонтных работ необходимо увеличение финансирования и привлечение дополнительных ресурсов.

Градоначальник также подчеркнул серьезность ситуации:

Мы не хотим рассказывать вам сказки. Для нашего снежного северного города ситуация, когда нет тепла, особенно в начале отопительного сезона — это плохая ситуация, это правда.

Тем не менее, как подчеркнул Сергей Надсадин, город совместно с "Сахалинской коммунальной компанией" уже планирует работу на следующий год:

"Планом мероприятий по ремонту сетей теплоснабжения в первую очередь предусматриваем магистральные участки сетей, а также участки наиболее подверженные повреждениям по статистике аварийности.  Ремонтная программа сейчас формируется с учетом текущих "болевых точек" и реалий финансирования."

Водоснабжение: новые решения для устойчивости

2025 год станет особенным для жителей Синегорска. Здесь в последние годы  годы остро стояла проблема с качеством питьевой воды. Жизнь людей в буквальном смысле строилась вокруг графика курсирования водовозки. В этом году по требованию мэра запустили станцию водоподготовки и очистили местное водохранилище. Эти работы буквально в ручном режиме контролировал Сергей Надсадин. Градоначальник ни раз лично приезжал в Синегорск. Как результат: жалоб на воду от синегорцев больше нет. 

Строительство еще одного знакового для города инфраструктурного объекта — Южного водозабора — возле аэропорта вышло на финишную прямую. Основные строительные работы завершены, остаются вопросы благоустройства и механической наладки. Ввод в эксплуатацию планируется на 2026 год. Этот объект будет обеспечивать устойчивое водоснабжение всей южной части города.

Газификация: медленное, но устойчивое развитие

В сфере газификации Южно-Сахалинска администрация продолжает работу согласно федеральной программе, реализуемой совместно с Газпромом. На территории муниципалитета находится 137 СНТ (садоводческих некоммерческих товариществ). Четыре из них уже подключены к газу, восемь находятся на стадии проектирования. На 2026 год планируется газификация 82 СНТ. 


Сергей Надсадин. Фото: пресс-служба администрации Южно-Сахалинска

Первоначально программа предусматривала сроки 2024-2027 годы. В настоящее время ведется пересмотр сроков реализации программы на период 2027-2032 годы. 

Что касается жилого сектора, то к концу 2025 года город подходит с неплохим результатом: плюс почти 900 подключенных домовладений. "Это — хорошие темпы",  — говорит Надсадин, но тут же добавляет, что работать, безусловно, еще есть над чем.  

Проблемы дорожного хозяйства и благоустройства

На территории всего городского округа, а это и Южно-Сахалинск, и все села и планировочные районы, более 400 километров дорог, из которых примерно половина не асфальтирована. Администрация проводит ежегодное благоустройство новых и восстановление существующих транспортных артерий. 

Ремонт проспекта Мира продолжается в соответствии с двухгодичным контрактом, разделенным на этапы. Задержки также связаны с нюансами проектной документации. Мэр объяснил:

Под землей — много коммуникаций и какие-то сети не были нанесены на карты. В реальности они есть, а в документах — нет. Это приводит к изменению проектной документации и смещению сроков. Но нацеливаю всех: и подчиненных, и подрядчика — работать ритмично, чтобы минимизировать дискомфорт для людей.

На улице Бумажной работы также задержались из-за наличия крупного электрического узла. Открытие части дороги на улице Бумажной запланировано на 19 декабря. Тротуарную часть от улицы Милицейской до улицы Ленина планируется завершить в 2026 году.

Во Владимировке ремонт дорог также проводится. Улица 1905 года, которая получила жалобы от жителей о больших ямах, частично отремонтирована, работы будут продолжены. Однако жители просят пустить по частному сектору автобусы. Сергей Надсадин объяснил логику организации автобусного сообщения в этих районах:

1 / 2

"Маршруты организуются там, где есть разворотные площадки, углы разворота, тротуары, освещение. Это связано с безопасностью дорожного движения. Во всех отдаленных и планировочных ходят автобусы. Да, возможно не на всех улицах, где хотели бы люди. Но, повторюсь, это не наша прихоть, а вопрос безопасности. Тем не менее, все обращения и пожелания жителей по тому или иному маршруту  мы берем в работу, анализируем, изучаем. И, там, где возможно пустить автобус — идем людям навстречу".

Парковочная инфраструктура: развитие и альтернативы

На улице Хабаровской после капитального ремонта произошло сокращение количества парковочных мест. Администрация объясняет это тем, что новые нормы проектирования в первую очередь ориентированы на безопасность дорожного движения. Мэр пояснил подход: "Количество бесплатных парковочных мест, которые нужно содержать и убирать, никогда не будет достаточным для удовлетворения всех. Это путь в никуда. Нужно планировать иначе — развивать платные парковки и многоуровневые паркинги".

На 2025 год реализованы и на 2026 год планируются следующие многоуровневые парковки:

  • улица Хабаровская (район Роснефти) — 82 места;
  • улица Комсомольская — 92 места;
  • улица Больничная — 456 мест;
  • улица Детская (возле городского парка) — 300 мест;
  • ЖК "Уюн-парк" — 506 мест.

Подземные и наземные парковки:

  • ЖК "Авангард" — 84 места;
  • ЖК "Южный парк" (ул. Больничная) — 144 места;
  • ЖК "Легенда" — 157 мест;
  • ЖК "Рождественская" — 60 мест;
  • консультативно-диагностический центр — 60 мест;
  • ЖК Авангард — 130 мест.

Всего в городе организовано 2223 парковочных места. И эта работа продолжается. 

Проблемы с инженерной инфраструктурой новых ЖК

В ЖК "Уюн-парк" возникла ситуация с внутренним освещением дворов. Управляющая компания ушла с рынка и не передала необходимую документацию. Администрация признала это недоработкой. Мэр подчеркнул извлеченные уроки:

Такие риски — когда подрядчик уходит и что-то остается недоделанным — не должны влиять на качество жизни людей. Мы должны не терять инициативу и не доверяться полностью подрядчику при строительстве целого микрорайона.

Проблему с освещением планируется решить  в текущем году.

Жители обращались с вопросом о запуске прямого автобусного маршрута до города. Администрация организовала кольцевой маршрут, который довозит жителей до остановки, с которой можно сесть на автобус в несколько направлений. Мэр объяснил подход: "Когда люди делали ремонт в квартирах, было мало жителей, и в регулярном автобусе не было необходимости. Когда пассажиропоток станет достаточным, мы придем к прямому маршруту".

В ЖК "Роза Таун" возникла проблема с канализацией — локальные очистные сооружения не справляются с объемом сточных вод. В администрации объяснили, что, когда строился комплекс, центральной системы канализации еще не было. Теперь она есть — труба, которая захватывает всю эту часть города. Сейчас ЖК нужно просто подключить к ней. В настоящее время проводится ускоренное подключение к центральной системе канализации. Это является ответственностью застройщика, но администрация взяла решение проблемы под контроль.

Планы на 2026 год

Бюджет на 2026 год принят, а планы детально обсуждаются и согласуются на всех уровнях. На следующий год администрация ставит  приоритеты: продолжение программ строительства жилья, развитие дорожной сети, создание новых общественных пространств.

Мэр подчеркнул и важность диалога с людьми:

Мы не прячемся от проблем и не скрываем их. Тесно работая  с горожанами, слушая и слыша южносахалинцев, мы расставляем приоритеты. Ведь главное — не отчеты, а комфорт людей. 

Смотрите полную версию на сайте >>>