Станислав Радкевич: рейтинги отдельно, жизнь отдельно

Известный российский политолог прокомментировал положение в рейтинге выживаемости губернаторов главы Сахалинской области
Станислав Радкевич
Фото: Финам.ру

9 ноября 2012. По мнению доктора политических наук, гендиректора московского агентства "PR-3000" Станислава Радкевича, не стоит переоценивать рейтинги политиков. Комментируя опубликованный фондом "Петербургская политика" рейтинг выживаемости губернаторов, он поделился с РИА SakhalinMedia своим взглядом на ситуацию в Сахалинской области, положение Александра Хорошавина и будущее региона.

Напомним, выживаемость главы островной области в нынешнем рейтинге была оценена на "четверку"

- В рейтинге, составленном "Петербургской политикой", у Хорошавина довольно прочные позиции. По мнению политологов фонда, у него нет слабых сторон. Как вы считаете, какова реально "выживаемость" нашего губернатора?

- Твердая "четверка", крепкий политик. По опыту многих имиджевых проектов  могу сказать: у господина Хорошавина хороший возраст,  внешность, опыт публичной политики. У него за плечами руководство муниципальным образованием, Охинским районом, участие в выборах, опыт работы в бизнесе, а еще раньше – в партийных и советских структурах. Тем не менее, я бы предостерег от переоценки рейтингов. Их сейчас испекается довольно много разными компаниями, более или менее известными. Есть рейтинги вовсе конфиденциальные, для служебного пользования. Но все "хромают". Они составляются неким пулом экспертов, я сам входил в парочку таких. Вот человек соглашается войти в пул, ему присылают списки губернаторов, а в них – 83 фамилии, 83 совершенно уникальные ситуации, территории, культуры, если хотите. Физически каждый эксперт, поделенный на 83 региона, – это очень малый аналитический потенциал. Работает "одна восемьдесят третья" эксперта. Конечно, он знает какие-то регионы неплохо. Но про другие он не знает почти ничего и выставляет им оценку наугад. Тем более, это делается в условиях дефицита времени, обычно вне пределов рабочего дня. И это неглубокие оценки. Если бы экспертов было хотя бы человек 50, тут еще было бы о чем подумать. Но в реальности, особенно если вычесть тех, кто передоверяет свои обязанности помощникам и секретаршам, их насчитывается дай Бог десяток.

- Если так, способны ли рейтинги как-то реально повлиять на положение конкретного главы региона?

- Нет. Должен вам сказать, что люди из администрации президента и из аппарата правительства, которые готовят ключевые решения, в том числе и кадровые, меньше всего смотрят на рейтинги. Они пользуются совсем другими источниками информации. Либо получают ее непосредственно от чиновников из региона, либо от полпредства округа. У них есть такие источники, как ФСБ, полиция, служба финмониторинга... Люди из администрации президента, кураторы регионов, сами выезжают в регионы, наконец. И непосредственно там своими глазами смотрят и своими ноздрями нюхают воздух.

- Можете ли вы отметить что-то интересное в положении Александра Хорошавина с позиций Кремля, может быть, есть что-то, чего мы не знаем в регионе?

- Я бы не сказал, что сейчас Сахалин чем-то выделяется. Есть успокаивающий фактор – удачно для "Единой России" прошедшие выборы. Причем, выборы, на которых была применена интересная технология, я думаю, она сейчас распространится на другие регионы. Это "народные праймериз", давшие хорошие результаты. Выборы были проведены достаточно технологично. Вот этот момент отмечается как положительный. Но в сентябре 2013 года, насколько я знаю, у вас никаких знаковых выборов не проводится. Между тем сейчас внимание Москвы, высокопоставленных чиновников, экспертного сообщества – обращено, в первую очередь, на те регионы, где будут проходить выборы. Их будет очень много, порядка 8-9 тысяч кампаний, включая муниципальные. Только глав регионов будут выбирать восемь да плюс еще больше десятка региональных законодательных собраний. Вот там гораздо важнее сейчас определить степень стабильности ситуации, расстановку политических сил. Никто не думает, что в регионах, где не ожидаются выборы, тоже может что-нибудь произойти. И если не будет каких-то, не дай Бог, природных катаклизмов или крупных терактов, я боюсь, что эти регионы будут обойдены вниманием.

- Вы имеете в виду внимание, которое может негативно отразиться на конкретных чиновниках или влияет на бюджетную поддержку из федерального центра?

- Недостаток внимания – это, с одной стороны, хорошо. Губернатора Хорошавина не будут лишний раз дергать. Не будут насылать разные проверки по государственной и партийной линии. С другой стороны, ему и представителям других "непредвыборных", "неэлекторальных" регионов будет труднее лоббировать интересы Сахалинской области в Москве. Грубо говоря, если в казне есть "лишний" миллиард, его скорее дадут Магаданской области, где в сентябре 2013-го будут выборы губернатора и мэра Магадана. А Сахалину этот миллиард не дадут.

- Звучит цинично, но логично…

- Цинично? Так делается политика. Перед Кремлем 83 "открытых клюва". У него есть жирный госбюджетный червяк, но его надо разделить на 83 голодных птенца. Причем, открывают рот и те регионы, которые сами доноры. У убыточных запрос прямой: "выполняйте свои обязанности, мы бедные", а у доноров он закамуфлирован под разные проекты, инициативы и так далее.

- У нашего региона в этом плане есть преимущество. С 2014 года благодаря началу отчислений налога на прибыль по нефтегазовому проекту "Сахалин-2", бюджет области вырастет почти вдвое. Наверное, федеральный центр это также не оставит без внимания?

- Возможно, у Сахалина будут пытаться эти деньги отнять, хотя бы частично. Маленькие деньги – маленькая проблема, большие – большая. На месте губернатора и его окружения я бы уже сейчас задумался, как эти деньги – не освоить – а с пользой потратить. Надо смотреть по социологии, какие проблемы стоят перед людьми. Предположим, ваши главные проблемы – ЖКХ и дороги, как в большинстве регионов. Нужно очень четко заранее уяснить, на решение каких больных вопросов бросить деньги в первую очередь. Тогда эта относительная стабильность, которая, которая, как нам кажется в Москве, имеет место на Сахалине, сохранится и дальше. Если же дополнительные доходы бюджета будут брошены в какие-то чисто имиджевые проекты, то это даст только кратковременный эффект, а стратегически губернатор проиграет. Подойдет Судный день, серьезные выборы, и может получиться нездорово. Как недавно получилось, например, у губернатора Шпорта в Хабаровском крае. Человек от "Единой России" проиграл на выборах главы Ванино.

- Наши "единороссы" и областные власти вместе с праймериз испытали в этом году такую технологию, как сбор по всей области наказов и предложений по текущим проблемам муниципалитетов. Собрали более 15 тысяч предложений, в виде 3 томов их сейчас областные власти готовят для внесения поправок в бюджет 2013 года. Это решит вопрос обратной связи?

- Нет. Наказы избирателей существовали еще в Советском Союзе, но этот канал обратной связи никогда четко не работал. Единственный механизм, который работает безотказно, и как технолог, я подпишусь под этим пять раз, это социология. Это количественные опросы и качественные методы исследования, фокус-группы, которые дают возможность понять мотивацию людей. Опрос покажет, что люди думают, а фокус-группа – почему. Если не применять современную социологию, никакие наказы ее не заменят, они дают искаженную картину. Молодежь давать наказы не хочет, народ попроще – не может. Дадут наказы старики, дадут более образованные люди. Получится искаженная картина по возрасту и образованию, а это может привести к ошибочным политическим решениям, – считает Станислав Радкевич.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость