15 января 2013. Чего больше всего боятся сахалинцы и как с этими страхами сосуществовать, рассказал корреспонденту РИА SakhalinMedia психотерапевт сахалинской психиатрической больницы Валентин Лобанов.
"На Сахалине не зафиксировано клинических случаев боязни числа 13, - говорит Валентин Павлович, - но, если вы об этом напишете, то они появятся. Вообще, многие психические расстройства порождаются средствами массовой информации. Любая публикация активирует скрытые желания людей с психическими расстройствами".
Прежде всего, надо понимать, что такое фобия в клиническом варианте. Вот существует такое понятие, как ксенофобия. Это просто негативное отношение, это не та фобия, которую в медицинском понимании надо лечить.
"Каких-то региональных особенностей страхов у населения на Сахалине нет, - рассказывает врач, - в конце концов, боятся землетрясения все, и это нормально. Медведей тоже нормально боятся, это правильно. Подозрительнее те, кто их не боится. Но при этом вопрос заключается, как бояться? Один боится так, что не выйдет из дома, а другой берет ружье и идет в лес, т.е. страх оберегает человека от реальной опасности, он просто применяет меры предосторожности".
Чаще всего, первое и самое большое из фобий, с которыми обращаются жители Сахалина, по мнению психотерапевта – агорафобия. Сейчас этот термин применяется в более широком понятии. Теперь он включает страхи не только открытых пространств, но также близких к ним ситуаций, таких, как наличие толпы и невозможность сразу же вернуться в безопасное место. Таким образом, термин включает в себя целую совокупность взаимосвязанных и совпадающих фобий, охватывающих страхи выходить из дома: входить в магазины, толпу или общественные места или путешествовать одному в поездах, автобусах и самолетах. Некоторые пациенты становятся полностью прикованными к дому. Многие больные ужасаются при мысли, что могут упасть и быть оставленными в беспомощном состоянии на людях. Большинство больных – женщины, и начало расстройства приходитс на ранний зрелый возраст. При отсутствии эффективного лечения агорафобия часто становится хронической, хотя и течет обычно волнообразно. В противоположность агорафобии – клаустрофобия, боязнь замкнутого пространства, в лифте ехать, в маршрутном такси, когда все как селедка там набились, либо частный случай агорафобии – боязнь летать в самолете, то же ведь боязнь замкнутого пространства. Сейчас эту группу фобий объединили, и правильно сделали, а то одних названий фобий неприличное множество, а суть одна.
Следующий очень важный по значимости момент, считает Валентин Лобанов, это социальные фобии. В отличие от других фобий, социальные – одинаково часто встречаются у мужчин и у женщин. Эти страхи часто начинаются в подростковом возрасте и сконцентрированы вокруг страха испытать внимание со стороны окружающих и в малых группах людей, что приводит к избеганию общественных ситуаций. Они могут быть изолированными, например, ограничиваясь только страхом еды на людях, публичных выступлений или встреч с противоположным полом) или диффузными, включающие в себя почти все социальные ситуации вне семейного круга.
Социальные фобии обычно сочетаются с заниженной самооценкой и боязнью критики. Они могут проявляться жалобами на покраснение лица, термор рук, тошноту или позывы к мочеиспусканию, симптомы могут прогрессировать вплоть до панических атак. Часто значительно выражено избегание этих ситуаций, что в крайних случаях может привести к почти полной социальной изоляции.
Следующие по значимости специфические (изолированные) фобии, т.е. частные варианты фобии. Эти фобии ограничены строго определенными ситуациями, такими как нахождение рядом с каким-то животным, высота, гроза, темнота, полеты в самолетах, закрытые пространства, мочеиспускание или дефекация в общественных туалетах, прием определенной пищи, лечение у зубного врача, вид крови, страх подвергнуться определенным заболеваниям. Все что угодно здесь может быть: боязнь экзаменов, боязнь острых предметов, интимофобия (боязнь близких отношений), многие люди почему-то не способны создавать и удерживать отношения, родительские фобии, это когда мама боится, что ребенок простудится, отравится, поэтому кутает его, намывает с мылом все подряд, или ребенку фобии прививают: смотри машины, смотри собаки, и ребенок живет в постоянном ощущении тревоги, что кругом опасности, вот эти родительские фобии очень сильно сказываются, когда произрастают в детях другими фобиями. Часто встречается десморфофобия, особенно у женщин и подростков, это когда они себя считают толстыми, некрасивыми и т.д. Специфические фобии обычно появляются в детстве или молодом возрасте и, если остаются нелеченными, могут сохраняться десятилетиями. Серьезность расстройства зависит от того, насколько субъект может избегать фобическую ситуацию.
Все это лечится в каждом случае индивидуально, ведь выраженность фобических расстройств разная, бывает до ужаса и паники только при одном представлении человек доходит.
"Нет таких людей, которые ничего не боятся, - считает Валентин Лобанов, - просто не нашли еще чего испугаться. Ничего не бояться – это безрассудство. Есть люди, которые хорошо контролируют страх, и в ситуации реальной опасности они его испытывают, но он их не парализует. Человек не цепенеет, он не обращается в бегство, он сохраняет способность трезво оценивать ситуацию и адекватно действовать, но это профессионалы. В очагах массовых бедствий, когда все охвачены паникой, а некоторые люди работают, организуют, им очень тяжело, но они тренировкой выработали в себе способность подчинять себе свой страх. Потому что не бояться ничего невозможно, можно не показывать страх".
Как рассказал врач-психотерапевт, главный принцип излечения фобии – это контакт с фобической ситуацией и преодоление страха, что называется клин клином. Рано или поздно страх все равно закончится. Это как один из вариантов поведенческой психотерапии. Либо мы человека постепенно подводим к объекту пугающему, например человек боится собак. Мы показываем сначала картинку, потом он смотрит видео, потом ему показывают собаку вдалеке в наморднике и ошейнике, потом намордник снимают, его подводят ближе…
"Мне иногда говорят, вы назначаете лечение, а причин возникновения фобии не знаете, рассказывает Валентин Павлович, - на самом деле причина не нужна. Причина была там и тогда. А боитесь вы сейчас. От причины это не зависит. Конечно, причину можно искать, бесконечно долго, зарабатывать на этом много денег, анализы проводить. Просто эксплуатируют заблуждения людские, хотя это все хорошо лечится поведенческими методами за 10-20 сеансов".
Большинство людей живут с этим, контролируя свой страх, т.е. зная чего они боятся, они просто избегают соприкосновения с источником своей фобии. Не летают самолетом – ездят поездом, или не ездят в лифте, а ходят по лестнице пешком, т.е. люди сознающие все это, но контролирующие свой страх.
И варианты разные есть, от легкой тревоги до ужаса. Но если фобия сильно выражена, тут надо лечить, либо человек останется прикованным к месту, в котором он считает себя в безопасности, чаще всего это дом.
Есть и такие варианты, что человек не понимает, что это фобия, особенно родительские фобии, когда ребенка оберегают со всех сторон, делая ему только хуже, но они считают себя правыми, и ничего им не докажешь, я – мама, я знаю. Поэтому таким надо разъяснять.
Прежде всего мы должны понимать, представляет ли его фобия реальную угрозу для него или окружающих. Ну если человек боится таракана до ужаса, до паники, т.е. психологически понятно должно быть или не понятно. Вот почему стрекозу боятся? Непонятно.
"Человек вроде рождается без фобий, но возникают детские фобии – боязнь темноты, боязнь Бабы-Яги, которая где-то под кроватью сидит. Отчего это? Иногда родители напугали, иногда в детсаде что-то рассказали, фантазия ребенка так сработала, в этом случае лечение не требуется. Если фиксировать внимание ребенка на этом, он начинает еще больше бояться. И в то же время игнорировать тоже нельзя. Главное лечение – это спокойное отношение взрослых. Да, конечно, если бы Баба-Яга там сидела, я бы тоже боялся, т.е. ты правильно боишься, если бы она там сидела. Обычно такие фобии сами проходят с возрастом или со временем", - уверил доктор.