22 февраля 2013. 20 февраля на площади перед кинотеатром "Октябрь" в Южно-Сахалинске состоялся митинг, организованный отраслевой организацией всероссийского "Электропрофсоюза". Члены профсоюза написали резолюцию митинга против низкой зарплаты работников электроэнергетики. На площадь вышли около 50 рабочих с транспарантами "Рабочий-энергетик не должен быть бедным!", "15 тысяч рублей – не зарплата, а подачка!", "Требуем реального повышения заработной платы!", "Работодатель, уважай права работников!", "Вернем престиж профессии энергетика!". Мероприятие прошло по всей России под общим лозунгом "Рабочий-энергетик не должен быть бедным!", сообщает РИА SakhalinMedia.
Энергетики Сахалина требуют поднять зарплату . Автор фото: архив "Электропрофсоюза"
Председатель отраслевой организации всероссийского "Электропрофсоюза" Галина Чернова работает в профсоюзе уже 21 год.
- Галина Федоровна, что представляет собой профсоюз электроэнергетиков?
- Сначала у нас было 24 организации, потом прошло реформирование Сахалинэнерго, у нас осталось 17 организаций, на сегодняшний день их у нас 13. В основном уходят люди на пенсию, а молодых не устраивает заработная плата. Потому что заработная плата для 2,3,4 разряда низкая. Ребята приходят к нам со школ и с техникумов, поступают в институты, три года отучиваются и уходят от нас. При беседе они говорят: я женился, у меня нет жилья, нет детского садика, мне надо содержать семью. Поэтому хорошие специалисты, отработавшие по 3-5 лет, а некоторые и по 10, уходят в другие организации. У нас очень многих профессионалов забрали нефтяники. Ведь наши специалисты достаточно грамотные и востребованы в другие компании.
Энергетики Сахалина требуют поднять зарплату . Автор фото: архив "Электропрофсоюза"
- Почему вы только сейчас забили тревогу?
- Мы 20 лет ждали и не думали ни о чем, потому что нам Чубайс обещал на III съезде энергетиков поднять заработную плату. Но потом он решил реформировать электроэнергетику. Чубайса нет, а у нас остались типовые нормы тарифных коэффициентов, принятые еще в 89 году. У нас заключен договор о социальном партнерстве. Правительство поднимает бюджетникам зарплату на 25%, я Хорошавину написала письмо, чтобы и нам подняли. Текучесть кадров у нас с 2010 по 2012 год составляет 10%, на 1 января 2013г. числится в профсоюзе 3722 человека, раньше было более 4500 человек, многие уходят на пенсию и увольняются по собственному желанию.
- Как директор относится к вашим выступлениям?
При мне было пять директоров, в настоящее время генеральный директор Бутовский состоит в профсоюзе. И его заместитель, депутат городского собрания Сидоренко, он тоже входит в профсоюз. Директор во время акции был за пределами области, но на мое сообщение о проведении митинга, он ответил: "Это ваше право".
В некоторых регионах профсоюзы и руководители предприятий договариваются с губернаторами о повышении тарифной ставки первого разряда, находят компромисс. В Башкирии, Татарстане, Краснодарском крае, там повышают заработную плату за счет тарифного коэффициента. Наш руководитель тоже работает с Хорошавиным, но губернатор стоит на том, что его не поймет население. Поэтому мы сегодня не просим повышать тарифный коэффициент, мы просим повысить в тарифах премию с 45% до 50%, что установлено в отраслевом тарифном соглашении. Там прописано до 75% премии, но у нас РЭК не принимает ОТС в полном объеме.
Энергетики Сахалина требуют поднять зарплату . Автор фото: архив "Электропрофсоюза"
-Какая средняя зарплата у энергетика?
- Средняя зарплата по ОАО "Сахалинэнерго", общая, со всеми нашими руководителями – 42 тысячи рублей. Но зря про нас говорят, что мы на первом месте.Топ-менеджеров у нас нет, есть просто менеджеры, они получают неплохо, а рабочие получают, естественно, мало. У рабочих зарплата до 30 тысяч рублей, и то, за счет переработки, за счет вредных условий труда чуть-чуть поднимается зарплата.
- Когда возникло протестное настроение и что послужило причиной?
- В марте месяце прошлого года наш ЦК "Электропрофсоюза" вступил в переговоры с объединением работодателей. Они вместе работают по социальным вопросам над отраслевым тарифным соглашением. Мы на месте тоже даем свои предложения в отраслевое соглашение. В марте-месяце начаты переговоры. В ходе переговоров объединение работодателей и профсоюз по 71 пунктам приняли согласие, на 64 пунктах они остановились, не нашли компромисса. Не нашли в том смысле, что самое главное – это тарифная ставка, мы просим тарифную ставку 6 827, на уровне прожиточного минимума в РФ. Мы просмотрели другие отраслевые коллективные соглашения, из них , из 21 ОТС, почти все, и нефтяники, и угольщики, и энергопромышленники, и электротехники заключили на прожиточный минимум даже субъектов федерации. А электроэнергетика – никак, Ну никак не хотят они идти нам на встречу. Поэтому, на пленуме члены ЦК решили, что хватит, будем решать вопрос через трудовые споры либо делать акцию протеста. В ноябре я участвовала с работником ТЭЦ в пикете в Новопушкинском сквере, акция была по умолчанию. Мы стояли с лозунгами, транспарантами, флагами. После акции был проведен президиум, на котором решили, что будем проводить митинг. Мы написали письма во все министерства. Но все промолчали. Во время акции мы надули черные шары и пустили их в небо, прощаясь с плохой заработной платой. По всей стране, действительно, в электроэнергетике наступает кризис, скоро все разбегутся из-за низкой заработной платы и некому будет работать.
Энергетики Сахалина требуют поднять зарплату . Автор фото: архив "Электропрофсоюза"
- Ну хоть какая-то реакция на ваши протесты есть?
- После каждого нашего выступления, Путин начинает разбираться с хищениями в электроэнергетике. Но это тоже хорошо, какая-то реакция есть. Это значит - он нас слышит.
- Из 3000 сотрудников на митинг пришло всего 50, почему так мало?
- Я первый раз провожу митинг и заявку сделала на 50 человек. Люди пришли, люди уже не молчат, они уже говорят, а значит они не равнодушны, значит им нужна заработная плата. Тем более, что сегодня на 20% увеличилась стоимость всех продуктов.
- Мне всегда казалось, что энергетик – это высокооплачиваемая профессия…
- Потому что привыкли, энергетика на слуху у всех, что они воры, что они в оффшорах, но это в основном энергосбыты, у нас, например, воровать здесь нечего. Нам очень много население должно, много ЖКХ должны, и мы вынуждены брать кредиты, чтобы выплачивать заработную плату. Многие не понимают, что тяжело руководителю, он не может эти долги вытянуть с должников, берет кредиты. А кредиты погашать надо. Сегодня престижа профессии энергетик нет, люди не хотят работать в электроэнергетике.
- Каковы ваши дальнейшие действия?
Я еще не знаю решения президиума, но уверена, что останавливаться мы не будем. РаЭл решил профсоюз уничтожить, но не получится нас уничтожить. Они с нами работают как социальные партнеры, они от имени работодателей, мы от имени работников. А без отраслевых соглашений мы работать не сможем. Сегодня наш коллективный договор стоит 60 млн., нам дают только 20. Мы напишем письма во все адреса, в том числе Путину, потому что главный наш акционер - это государство в лице президента, и оно должно пойти нам на уступки. У нас на Сахалине объединение работодателей возглавляет Сухоребрик. Они заключают соглашения между правительством Сахалинской области, областным объединением организаций профсоюзов и объединением работодателей Сахалинской области. В настоящее время заключено соглашение на 2012-2013 годы, а также заключено соглашение о минимальной заработной плате на 2013 год.
- Какие еще акции протеста могут последовать от энергетиков?
- У нас были забастовки в 90-е годы, когда нам по 4 месяца задерживали зарплату, мы отключали электричество на 1 час. А сейчас новый закон ввели, по которому мы не имеем права бастовать, поскольку жизнеобеспечивающие предприятия завязаны на нас. Поэтому мы воспользовались своим законным правом на проведение акции протеста в виде митинга.