За последние пять лет на Курилах не было запущено ни одного рыбозавода – Счетная палата

Общий объем нарушений, допущенных при реализации федеральной программы - 215 млн рублей

28 февраля 2014. Ни одного рыбоводного завода не появилось на Курильских островах за последние пять лет реализации федеральной программы. К таким выводам Счетная палата пришла по итогам аудита эффективности использования финансовых средств, выделенных на ФЦП развития Курильских островов. Среди других нарушений Счетная палата назвала также неэффективное использование бюджетных средств, отсутствие региональной программы, недостатки, допущенные при строительстве объектов. Общий объем нарушений составил 215 млн рублей, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на сообщение Счетной палаты.

Коллегия Счетной палаты РФ под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия "Аудит эффективности использования финансовых средств, направленных в 2007-2012 гг. на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 гг.". С сообщением выступил аудитор Юрий Росляк

Расходы на реализацию программы за 2007-2012 гг. составили 27,9 млрд рублей, ресурсное обеспечение было осуществлено в полном объеме. При этом на протяжении всех лет реализации ФЦП из-за поздних сроков заключения соглашений о предоставлении субсидий средства федерального бюджета перечислялись в доход бюджета Сахалинской области лишь в IV квартале финансового года. В результате значительная часть средств в течение года не использовалась и переходила на следующий год, а направление средств на финансирование переходящих строек и объектов начиналось только в апреле-мае следующего года из-за длительного процесса подтверждения необходимости использования остатков.

- Все это приводило к несвоевременным расчетам с подрядными организациями за выполненные объемы работ, а также к увеличению сроков строительства и его удорожанию, - заявил Юрий Росляк. 

Он также обратил внимание на отсутствие взаимоувязки федеральной и региональной составляющих программы, в том числе в части инвестиционных проектов.

- Правительством Сахалинской области, - сказал аудитор, - не была разработана и принята областная целевая программа, аналогичная федеральной, что привело к нарушениям при реализации ФЦП, а также затруднило оценку полученных результатов. 

На 1 октября 2013 года было завершено только 21 из 38 мероприятий программы. В эксплуатацию сдано 32 объекта. При этом качество отдельных готовых объектов не соответствует требованиям проектной документации и другим нормативным документам.

Так, например, с недоделками и отклонениями от проекта были введены в эксплуатацию дошкольные образовательные учреждения в поселок Южно-Курильск, остров Кунашир и в поселок Малокурильское, остров Шикотан.

- При этом на целый ряд вновь построенных объектов не осуществлялась государственная регистрация прав собственности и прав хозяйственного ведения, - констатировал Юрий Росляк. 

Особую обеспокоенность аудитор выразил в отношении рыбохозяйственного комплекса Курильских островов. Он сообщил, что запланированные мероприятия в данной отрасли по существу были сорваны. "Не введен в эксплуатацию ни один новый объект по рыборазведению или переработке. Планируемое строительство 6 рыборазводных заводов за счет внебюджетных источников не состоялось. Бюджетное финансирование использовалось в основном на реконструкцию портовых пунктов, что важно, но недостаточно", - заявил Юрий Росляк. Он подчеркнул, что на Курильских островах имеется лишь 2 государственных и 8 частных рыборазводных завода, тогда как на соседних Японских островах функционируют 21 государственный, 12 муниципальных и 256 частных заводов, выпускающих на морской нагул ежегодно 2 млрд штук молоди. 

По словам аудитора, увеличение ресурсной базы Курильских островов в среднесрочной перспективе возможно только при создании сети, в том числе государственных, рыборазводных заводов, а также условий для привлечения инвесторов к строительству таких заводов за счет внебюджетных источников. Однако удельный вес финансирования мероприятий по развитию рыбохозяйственного комплекса и, в первую очередь, капитальных вложений в производство, в Программе был существенно сокращен по инициативе Росрыболовства. 

В ходе контрольного мероприятия также были выявлены проблемы с исполнением контрольных функций государственными заказчиками программы. Так, ни один из девяти государственных заказчиков (кроме Минэнерго, Минрегиона и Росавтодора) в период 2007-2013 гг. не проводил проверку использования средств федерального бюджета. Кроме того, Минрегион не осуществил передачу Минвостокразвития, как новому координатору, полного комплекта документов программы. 

- Общий объем выявленных недостатков и финансовых нарушений, допущенных при реализации программы, составил 215 млн рублей, в том числе - 165,6 млн рублей - неэффективное использование бюджетных средств, - констатировал Юрий Росляк. 

Резюмируя свое выступление, он отметил, что 

стратегические задачи программы, в том числе по формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе, не были решены.

- Основная стратегическая цель программы - создание условий для устойчивого социально-экономического развития Курильских островов для обеспечения их бюджетной самодостаточности и интеграции их экономической системы с системами России и Азиатско-Тихоокеанского региона - не достигнута. Бюджеты муниципальных образований островов продолжают оставаться дотационными. Международные проекты практически не реализуются, - заключил аудитор. 

Коллегия приняла решение направить представление губернатору Сахалинской области, информационные письма - заместителю председателя правительства РФ - полномочному представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, а также в Минрегион и Минвостокразвития. Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания.

Справка: 

Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы" утверждена постановлением Правительства РФ от 9 августа 2006 г. № 478.

Основной целью является создание условий для устойчивого социально-экономического развития Курильских островов с обеспечением бюджетной самодостаточности и интеграции их экономической системы с экономическими системами РФ и Азиатско-Тихоокеанского региона. 

Стратегическими задачами программы являются: 

- создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения, постоянно проживающего на Курильских островах, повышение привлекательности этого региона как места жительства; 

- развитие рыбохозяйственного комплекса, а также транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры Курильских островов; 

- диверсификация экономики региона, направленная на его сбалансированное развитие и комплексное использование природно-ресурсного потенциала; 

- создание нормативной правовой базы, обеспечивающей особые экономические условия для формирования благоприятного инвестиционного климата. 

Государственными заказчиками программы являются Минрегион, Минздрав, Минобрнауки, Минэнерго, Росавиация, Россвязь, Росрыболовство, Росавтодор и Госстрой. С февраля 2013 года государственным заказчиком-координатором программы является Минвостокразвития. До 2013 года эти функции выполнялись Минрегионом.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость