11 февраля 2015. Возможность запрета промысла тихоокеанских лососей с использованием дрифтерных сетей рассмотрел комитет по экономическому развитию Сахалинской областной Думы, сообщает ИА SakhalinMedia с ссылкой на региональную общественную организацию "Экологическая вахта Сахалина".
На заседании комитета рассмотрели законопроект "О внесении изменений в федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", которым запрещается промысел анадромных рыб с использованием дрифтерных сетей во внутренних морских водах, в территориальном море и в исключительно экономической зоне России. Законопроект внесен в Государственную Думу РФ членом Совета Федерации от Сахалинской области Александром Верховским и его коллегами.
- В мировой практике давно сформировалось резко отрицательное отношение к дрифтерному промыслу в открытом море – еще в 1991 году в связи с огромным негативным воздействием дрифтерных сетей на все живое Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о необходимости введения моратория на широкомасштабный дрифтерный промысел в открытых водах Мирового океана. Следуя этому решению, в 1992 году Россия, США, Канада и Япония приняли международную конвенцию, предусматривающую полный запрет дрифтерных сетей за пределами 200-мильных экономических зон этих стран. Затем эти страны запретили дрифтер и в своих экономических зонах – все, кроме России. В январе 2009 года премьер-министр России Владимир Путин дал поручение МИДу, МПР и Росрыболовству о согласованном прекращении применения дрифтерных сетей, - рассказал руководитель общественной организации Дмитрий Лисицын.
Однако, Россия продолжает оставаться единственной, практикующей этот варварский вид промысла в своей экономической зоне, да еще и разрешающей его в своем "морском огороде" другому государству – Японии. В настоящее время дрифтерным промыслом в районе Курильских островов занимаются 35 японских и 16 российских судов, каждое из которых выставляет порядки сетей до 32 километров длиной и высотой сети в девять метров. В результате – более 1,5 тысяч километров моря перекрываются для свободного прохода лососей на нерест, к берегам Сахалина, Курил, Камчатки, материковой России.
- Дрифтерный промысел лососей в российской экономической зоне ориентирован в основном на вылов нерки, при этом весь ее улов, как с японских судов и с российских судов, идет в Японию. Казалось бы, это проблема только Камчатки, у берегов которой в основном и ловят нерку. Однако дрифтерные сети облавливают скопления разных видов лососей и никак не способны выбирать исключительно нерку и другие ценные виды, доля которых в общем массе лосося не превышает 10%, - продолжил Дмитрий Лисицын. - Кроме того, огромное количество как нерки, так и других видов, сильно повреждается при выборке улова. В результате, по оценкам камчатских специалистов, до 70% выловленного лосося идет за борт – горбуша, кета, а также, из-за повреждений, значительная часть более ценных видов. Проверка Счетной палаты России в 2011 году это полностью подтвердила. Выводы аудиторов, представленные на заседании комитета Совета Федерации, были однозначны – дрифтерный промысел необходимо прекращать.
Огромный ущерб наносят дрифтерные сети морским птицам и млекопитающим, за что во многих странах их давно называют "стенами смерти". Ученые Тихоокеанского института географии ДВО РАН, много лет изучавшие эту проблему, даже написали об этом солидную монографию. Их исследования показали, что в российской экономической зоне в среднем в год в дрифтерных сетях погибает 135 тысяч морских птиц и более 1,8 тысяч морских млекопитающих, среди которых дельфины, косатки, тюлени, сивучи, морские котики и даже крупные киты.
В пояснительной записке к законопроекту, поступившему в областную Думу, оценивается и положительный экономический эффект – так, в результате запрета дрифтерного промысла увеличатся поставки рыбопродукции на российский рынок, стоимость которой составит около пяти млрд рублей. Одновременно в рыбной и смежных отраслях будет создано 3,8 тысяч дополнительных рабочих мест. В бюджеты всех уровней дополнительно поступит более 500 млн рублей.
Тем не менее, на заседании комитета по экономическому развитию Сахалинской областной Думы депутаты так и не смогли прийти к какому-либо решению – поддержать законопроект или нет. Трое проголосовало за запрет дрифтерного промысла, трое – против, и один депутат воздержался. Окончательное решение теперь предстоит принять на пленарном заседании Думы, ближайшее из которых состоится 19 февраля.