12 марта 2015. Лица, виновные в крушении самоподъемной плавучей буровой установки "Кольская" в Охотском море, в результате которого погибли 53 члена экипажа, предстанут перед судом в Сахалинской области. Двое высокопоставленных руководителей ОАО "Арктикморнефтегазразведка" обвиняются в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.263 УК РФ - нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта лицом, в силу занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц, сообщили ИА SakhalinMedia в пресс-службе Дальневосточного следственного управления на транспорте СК РФ.
Напомним, платформа "Кольская", которую буксировали с Камчатки на Сахалин, перевернулась 18 декабря 2012 года во время сильного шторма в 200 км от Сахалина. Установка полностью ушла под воду. Из 67 человек, находившихся на борту, были спасены только 14.
В ходе расследования следователям удалось восстановить картину крушения:
В апреле 2011 года между ОАО "АМНГР" и ООО "Газфлот" был заключен контракт на строительство поисковой скважины "Первоочередная-1". В соответствии с ним с августа по декабрь 2011 года СПБУ "Кольская" производила работы по бурению скважины на Западном участке шельфа полуострова Камчатка. По завершении работ ОАО "Дальневосточное морское пароходство" заключил с ОАО "АМНГР" соглашение о буксировке "Кольской" с точки бурения в порт Корсаков Сахалинской области. В качестве буксиров привлекли ледокол "Магадан" и транспортно-буксирное судно "Нефтегаз-55".
По условиям соглашения, маршрут движения буксирного каравана пролегал вдоль западного берега полуострова Камчатка и Курильских островов. Протяженность буксировки составляла – 917 миль.
В соответствии с требованиями "Руководства по безопасной буксировке" максимальная скорость буксировки не должна была превышать 3,2 узла,
а при высоте волны более 4 метров и скорости ветра более 17,1 м/с необходимо было опустить опорные колоны на два пролета (примерно на 13,12 метров ниже основной палубы) и приступить к дрейфу. Ответственным за общее руководство буксировкой был назначен начальник службы эксплуатации флота и безопасности мореплавания ОАО "АМНГР".
11 декабря 2011 года в 19. 43 началась буксировка СПБУ "Кольская". На ее борту находилось 67 членов экипажа. В нарушение требований документов о безопасном составе экипажа, в целях экономии денежных средств предприятия, и.о. заместителя главного инженера своим устным распоряжением запретил организовать вывоз с судна 28 человек, незадействованных в буксировочной операции.
В течение пяти суток буксировка проходила в штатном режиме при благоприятных условиях. На шестые сутки произошло резкое ухудшение погодных условий.
Ответственный за буксировку, преследуя цель обогнать надвигающийся циклон, самовольно принял решение об увеличении скорости движения до 4,8 узлов,
о чем доложил исполняющим обязанности заместителю генерального директора и главного инженера. Последние, указаний о ее снижении до разрешенных пределов не дали, самонадеянно рассчитывая на благополучный исход.
В результате превышения максимальной скорости буксировки и биения волны в носовую часть, наружная обшивка корпуса деформировалась, в районе нижней ее части образовались трещины, на СПБУ непрерывно начала поступать вода, образовался дифферент (крен) носовой части.
Предвидя наступление общественно-опасных последствий, начальник "Кольской" проинформировал руководство о необходимости спуска опорных колонн на СПБУ для улучшения остойчивости, и перехода в режим дрейфования (отстоя). Однако обвиняемые, самонадеянно рассчитывая на благоприятный исход событий, проигнорировали данную информацию и никаких мер по их спуску своевременно не предприняли.
В результате преступного легкомыслия обвиняемых, под воздействием шквалистого ветра, достигавшего 25 м/с и волн высотой до 5 метров, на СПБУ сорвало обтекатель носовой опоры, получили повреждения танки, прилагающие к носовой опорной колонне, произошло затопление балластных цистерн.
Герметичность водонепроницаемых закрытий на верхней палубе была нарушена.
Поступление воды в машинное отделение в количестве, превышающем производительность осушительных насосов, привело к дальнейшему увеличению осадки и дифферента. Только спустя сутки, обвиняемыми было дано запоздалое указание опустить опорные колонны, однако ввиду образовавшегося дифферента (крена), опорные колонны не вышли, опустить их не удалось. Принятое решение оказалось несвоевременным.
В условиях критической ситуации, осознавая, что крен на СПБУ постоянно увеличивается, предвидя неизбежность затопления платформы и гибели людей, обвиняемые, в целях экономии денежных средств предприятия, никаких мер к организации спасательной операции не приняли. Также они проигнорировали рекомендации дежурного Морского спасательного подцентра "Южно-Сахалинск" по организации своевременной подачи сигнала SOS, и своевременно не организовали вылет вертолетов спасательных служб и иных организаций в район бедствия СПБУ.
Вопреки запрету и бездействию руководства, в утренние часы 18 декабря 2011 года капитан "Кольской" подал сигнал SOS. К сожалению, он оказался сильно запоздавшим.
18 декабря 2011 года в 12.46 (время Сахалинское) указанных суток СПБУ "Кольская" опрокинулась и затонула в Охотском море на глубине более тысячи метров, что повлекло смерть 53 членов экипажа СПБУ и причинение вреда здоровью трем лицам.
Следствие констатирует, что непосредственной причиной крушения СПБУ "Кольская" явилась потеря плавучести в результате повреждения деталями носовой опорной колонны наружной обшивки корпуса платформы в нижней части направляющей шахты носовой опорной колонны и затопления всех балластных танков, граничащих с носовой шахтой, которые произошли в результате превышения скорости буксировки в период 15-16 декабря 2011 года, а также штормования 17-18 декабря 2011 года с неопущенными опорными колоннами в условиях интенсивной качки.
Крушение и трагические последствия обусловлены не одним нарушением со стороны исполнявших обязанности зам. генерального директора и главного инженера, а их совокупностью, каждое из которых во взаимодействии с другими создавало реальную возможность наступления вредных последствий и являлось необходимым условием их наступления.
По уголовному делу следствием собрана достаточная доказательственная база. В рамках предварительного расследования допрошено более 200 свидетелей, потерпевших и должностных лиц различных государственных структур, проведены многочисленные обыски, выемки, осмотры документации, фото и видео материалов, свидетельствующих о техническом состоянии СПБУ "Кольская". Проведено уникальное подводное обследование затонувшей буровой установки с применением глубоководного аппарата Triton на глубине более километра. Так же, проведено более 60 судебных экспертиз. В их числе сложная комплексная технико-эксплуатационная экспертиза, многочисленные судебно-медицинские и ситуационные судебные экспертизы.
В настоящее время уголовное дело с утвержденным Дальневосточным транспортным прокурором обвинительным заключением направлено в суд для рассмотрения по существу.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
В крушении "Кольской" у берегов Сахалина обвиняется руководство Арктикморнефтегазразведки
Завершен поиск пострадавших в районе затопления "Кольской" в Охотском море