4 июня 2015. Взаимоотношения региональных властей и бизнес-элит в России в значительной степени поразил так называемый "Сахалинский синдром", то есть определенная психология "медвежьего угла", где процветает круговая порука и безнадзорность в том числе и бюджетных трат, считает автор публикации ИА REX Александр Тимофеев. Эксперт информагентства исследует в своем материале аспекты борьбы с коррупцией как процесса, имеющего важнейшее значение для формирования и сохранения доверия общества к власти в целом, на примере двух историй "сахалинцев" - экс-губернатора Александра Хорошавина и ныне действующего члена Совета Федерации от Сахалинской области Александра Верховского.
Редакция ИА SakhalinMedia приводит текст публикации ИА REX полностью, без изменений и дополнений.
""Сахалинский синдром": хватит ли у властей политической воли для борьбы с коррупцией? / Александр Тимофеев
Коррупционная смычка региональных бизнес-элит с местными властями наблюдается повсеместно, это уже превратилось в систему
Российские регионы ожидает "горячая" осень – более 20 субъектов станут ареной предвыборной борьбы за губернаторский пост. При этом только в 13 регионах выборы пройдут по плану, тогда как в остальных они будут проходить досрочно. Примечательно, что в последнее время регулярно поступают сообщения о том, что очередной губернатор подал президенту прошение об отставке.
Разумеется, делается это для того, чтобы получить возможность вновь пойти на досрочные выборы, пока ситуация благоволит (то есть, если в регионе нет особых проблем и со стороны Кремля нет нареканий). И все-таки у многих губернаторов нет-нет да и возникают сомнения – а вдруг отставку примут, а на новые выборы "добро" не дадут? Или, чего доброго, вдруг случится как с Хорошавиным?
О том, что произошло с губернатором Сахалинской области Александром Хорошавиным, написано довольно много. Красочные картинки с "денежным ковром", супердорогими ручками, фешенебельной резиденцией и т.п. широко разошлись по просторам интернета. Эти снимки шокировали рядовых обывателей, многие из которых вынуждены сводить концы с концами, поэтому естественной реакцией было всеобщее одобрение: наконец-то хоть какого-то губернатора призвали к ответственности!
Собственно, причиной для задержания стало то, что Александр Хорошавин подозревается в получении взятки. По версии следствия, сахалинский губернатор получил откат в размере 5,6 млн долларов США от бизнесмена Николая Крана за преференции для его компании ООО "Энергострой" при исполнении государственного контракта при строительстве энергоблока № 4 Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья". Кроме того, претензии к Хорошавину есть и в рамках уголовных дел против строительной компании ООО "СКФ "Росстрой", возбужденных по фактам предоставления поддельных банковских гарантий при заключении госконтрактов на строительство объектов Сахалинской области. Эта фирма также подозревается в хищении бюджетных средств при выполнении контрактов по реконструкции центральной площади с объездной дорогой в городе Томари и строительству полигона твердых бытовых отходов в Тымовском городском округе.
Между тем, цепочка потянулась дальше, и вполне возможно ожидать появления новых обвинений и новых дел, поскольку уже задержан ряд сахалинских чиновников. Чем все это закончится, пока трудно предсказать, поскольку сейчас следователи занялись проверкой исполнения федеральных целевых программ и ведут изучение материалов, касающихся расходования бюджетных средств. Сейчас, как сообщают многие СМИ, следственная бригада начала изучать материалы проверки деятельности администрации Сахалина, которую в 2014 году проводила Счетная палата (СП). Тогда были выявлены нарушения на сумму 3,47 млрд рублей, в том числе и по средствам Резервного фонда. Следователи по делу губернатора Хорошавина решили вернуться к материалам этой ревизии, потому что ключевые решения о тратах из Резервного фонда и бюджета принимал лично губернатор. Поэтому, если выяснится, что в этих тратах содержался умысел, в деле Хорошавина может появиться новое обвинение.
Впрочем, нельзя исключать того, что могут появиться и новые фигуранты, причем весьма высокого уровня, особенно если следствие начнет дотошно изучать, как расходовались бюджетные средства в рамках ФЦП "Социально экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы". Проверка Счетной палаты по этой ФЦП пришла к выводу, что стратегические цели программы так и не были достигнуты, но при этом нецелевое использование денег составило в общей сложности 215 млн рублей. За 5 лет не было построено ни одного рыбзавода, возведение которых являлось неотъемлемой частью достижения цели экономической самостоятельности региона. В целом из 38 мероприятий ФЦП завершено только 21, причем качество готовых объектов не соответствовало требованиям проекта и нормативным документам.
Говоря о развитии Курил, стоит отметить одну интересную особенность – основным застройщиком объектов, а также работодателем как в строительной, так и в рыбной сфере здесь является ЗАО "Гидрострой" - компания, которая так же, как ООО "СКФ "Росстрой" и ООО "Энергосрой", регулярно осваивала бюджетные средства. И так уж получилось, что развитие инфраструктуры на Курилах по какому-то стечению обстоятельств одновременно являлось развитием инфраструктуры, обеспечивающей работу предприятий, входящих в группу "Гидрострой". И еще, опять-таки в силу стечения обстоятельств, основную часть строительных работ на бюджетные деньги выполняет все тот же "Гидрострой", и строит он при этом причалы и дороги для своих предприятий.
Вполне вероятно, что изучение этих заказов может послужить основанием для возбуждения новых уголовных дел и появления новых фигурантов. Но может и не послужить, поскольку такое расследование потребует жесткой политической воли. Дело в том, что владельцем ЗАО "Гидрострой" является член Совета Федерации от Сахалинской области Александр Верховский, который считается "непотопляемым" - несмотря на многочисленные обращения в правоохранительные органы по поводу недостоверного заполнения им декларации о доходах и других нарушениях, сенатор все время выходит "сухим из воды".
Собственно, этому способствует статус члена Совета Федерации – именно благодаря своему сенаторству Верховский, возможно, смог избежать возбуждения уголовного дела по фактам нарушения ЗАО "Гидрострой" законодательства при строительстве "Курильского лососевого рыбоводного завода" на острове Итуруп по договору с ФГУ "Сахалинрыбвод" (при этом построенный завод в итоге оказался в аренде у "Гидростроя", а часть объектов использовалась вообще безвозмездно). Также были приостановлены дела по фактам незаконной добычи водных биоресурсов (в частности, уголовное дело № 311612, возбужденное 08 мая 2009 года).
После задержания губернатора Сахалинской области Хорошавина в адрес правоохранительных органов стали поступать заявления с требованием провести проверку деятельности сенатора от Сахалина Верховского, а участники инициативной группы обратились в Первое Антикоррупционное СМИ с заявлением о том, что ими собрана информация о противоправной деятельности Александра Верховского. Если "глас народа" будет услышан, "сахалинское дело" может превратиться в "процесс века" - по крайней мере, по российским провинциальным меркам.
Вот только хватит ли на это политической воли? ЗАО "Гидрострой" – не просто одно из крупнейших предприятий Сахалинской области, "Гидрострой" контролирует здесь целую финансово-промышленную группу, в которую входят как его собственные производственные подразделения, так и предприятия дочерних компаний. На протяжении многих лет "Гидрострой" был фактически "благодетелем" для жителей Курильских островов, поскольку в сложный период, когда государству было не до развития Курил, эта структура была единственной, которая здесь что-то делала, давая людям работу. "Гидрострой" в определенный период времени выполнял на Курилах функции государства, и государству это было очень выгодно, поскольку снимало угрозу роста социальной напряженности на территориях, на которые претендует Япония. Потом, когда ситуация в стране нормализовалась, власти всерьез занялись обустройством Сахалина и, особенно, Курил, а позиции "Гидростроя" здесь остались незыблемыми, ведь его деятельность прежде служила свидетельством того, что государство заботится о дальневосточниках, и власти вряд ли об этом забыли. Так что пока рано говорить о том, чем может завершиться "сахалинское дело".
Но вопрос, собственно, не в этом. За ситуацией в Сахалинской области внимательно наблюдают во всех регионах страны, поскольку она в определенной степени является отражением проблем, характерных для нашей страны в целом. Да, на Сахалине все более сконцентрировано и даже утрировано, поскольку область состоит из островных территорий, удаленных и изолированных, со своим особым укладом жизни. С одной стороны, здесь все на виду, но с другой – процветает круговая порука и своячество. Никто никого особо не боится, экономическое и политическое пространство замкнутое и застойное. И в этих условиях власть имущие начинают терять осторожность, упиваясь статусом "королей местного значения" и совершая деяния, вредные для рядовых жителей и опасные для верховной власти – тем, что они подрывают основы этой власти.
На самом деле, схожие моменты можно найти во многих регионах России, коррупционная смычка региональных бизнес-элит с местными властями наблюдается повсеместно, это уже превратилось в систему. Перефразируя слова классика применительно к данному делу, можно сказать, что, в определенной степени, "вся Россия – Сахалин". Поэтому сейчас как сахалинцы, так и представители других субъектов смотрят не только на Сахалин, но и на Москву – хватит ли политической воли, чтобы довести расследование до конца, выявив и, что самое главное, призвав к ответственности всех виновных в нарушении закона. Если же все ограничится избирательными "посадками" отдельных местных чиновников, а расследования в отношении других лиц будут спущены "на тормозах", это будет сигналом для властей в других регионов о том, что можно работать по прежней схеме, надо лишь четко соблюдать определенные "рамки дозволенного" и не лезть на рожон. А для рядовых граждан это станет подтверждением того, что коррупция в нашей стране неискоренима, и прав всегда тот, у кого больше прав", - завершает Александр Тимофеев свой материал, опубликованный информационным агентством REX.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Эпоха Хорошавина на Сахалине: Оха, Южно-Сахалинск, Уюн, Лефортово
Сенатор от Сахалина Верховский входит в тройку самых богатых членов Совета Федерации
Треть кеты Сахалинской области досталась рыбодобывающим активам сенатора Верховского