1 сентября 2015. Формированию благоприятного инвестиционного климата в Приморье уделяют особенно много внимания в последние несколько лет. В преддверии Восточного экономического форума, призванного стать самой крупной инвестиционной площадкой Дальнего Востока, директор Инвестиционного агентства Приморского края Антон Родионов рассказал об инвестиционных проектах Приморья, возможностях Восточного экономического форума и роли Инвестиционного агентства, сообщает ИА SakhalinMedia.
- Агентство зимой отметит 3-летие со дня своего создания. Каких результатов удалось достичь за время работы?
- Агентство с момента создания ведет работу по трем основным направлениям: это сопровождение инвестиционных проектов, снижение административных барьеров и формирование инвестиционного имиджа региона.
Что касается первого пункта - прямой работы с инвесторами – агентство принимает заявки с любыми вопросами реализации проектов от поиска земли до привлечения дополнительного финансирования. Сегодня на сопровождении в агентстве находится 103 проекта.
Кроме того, агентством создан и регулярно актуализируется план создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Приморском крае.
На текущий момент в плане - 186 инвестиционных объектов на сумму более 3 трлн рублей и 252 объекта инфраструктуры стоимостью порядка 700 млрд рублей
. Все они для наглядности перенесены на интерактивную карту, размещенную на инвестиционном портале.
Второй ключевой момент - меры по снижению административных барьеров. В частности, в прошлом году было заключено 29 соглашений о сотрудничестве с администрациями муниципальных образований. Они позволяют сократить сроки разрешительных процедур.
Третья задача – формирование инвестиционного имиджа региона. Для продвижения проектов агентство регулярно принимает участие в конгрессно-выставочных мероприятиях. Только за последний год было проведено 29 таких мероприятий и 25 встреч с делегациями, состоящими из потенциальных инвесторов. Как итог, подписано 25 соглашений с инвесторами и организаторами инвестиционных проектов о сопровождении проекта или сотрудничестве в различных областях.
Приведу в пример несколько соглашений этого года. В июне два договора о сотрудничестве подписали представители корпорации "Цзиньгу", Инвестиционного агентства и строительного подкомитета Всекитайского комитета по содействию международной торговле. Первое заключено с ООО "ЮгСтрой" по проекту строительства микрорайона "Радужный", а второе – с ООО "Новый город" по реализации проекта строительства жилого микрорайона "Новый город".
22 мая вступил в активную стадию реализации другой проект - состоялось открытие угольного разреза месторождения "Адамсовского" в Надеждинском районе. Проект реализуется совместно российской и китайской компаниями "Рубикон" и "Хуафэн". Общий объем инвестиций по проекту составит порядка 450 млн долларов. Так, 270 млн обеспечит китайская сторона, а 180 - компания из России.
Кроме того, совсем недавно в агентстве произошли структурные изменения – в состав организации вошел новый отдел – проектов государственно-частного партнерства. Сейчас он занимается развитием института ГЧП в крае.
- Расскажите поподробнее о работе нового отдела. Какие функции он выполняет?
- Прежде всего, отмечу, что вопрос развития ГЧП сегодня – один из наиболее перспективных во всей стране. Во многие проекты инвесторы не идут, просто опасаясь рисков. Участие государства в проекте повышает гарантии, что, естественно, сказывается на общей инвестиционной привлекательности. То есть, развивая механизмы ГЧП, мы создаем дополнительные возможности реализации ряда проектов.
Совершенно нормальная практика, когда для успешной реализации проектов государственно-частного партнерства, государство вводит своего представителя – так называемого "государственного агента", который занимается его подготовкой.
Это позволяет в полной мере использовать проектный подход. Подчеркну, что задача госагента – оказать поддержку властям в подготовке, контроле и мониторинге, а не заменить их. Именно таким органом в данном случае выступает Агентство и его структурное подразделение.
За отделом проектов ГЧП в структуре Агентства закреплено несколько функций. Это формирование и ведение реестра проектов государственно-частного партнерства, организация сопровождения проектов ГЧП, участие в работе проектных команд по поддержке и реализации проектов "под ключ", консультирование участников рынка о тонкостях правовой организации данной формы взаимодействия.
Отдел начал свою работу с мая. И начиная с этого периода, уже был сформирован перечень объектов ГЧП, разработан шаблон "Паспорта проекта". Сотрудники предоставляют информацию по поступающим запросам от инициаторов, ведется работа по формированию базы данных о потенциальных инвесторах, заинтересованных в реализации проектов ГЧП на территории Приморья. Помимо этого, агентство вошло в состав рабочей группы по реализации проектов в сфере здравоохранения на принципах ГЧП.
Конечно, учитывая, что института государственно-частного партнерства как такового в регионе не существовало, важной составляющей работы в данном направлении является разработка нормативно-правовой базы. Необходимо определить механизмы обращений; регламентировать процедуры; возможно, сформировать привлекательный налоговый режим.
- Есть ли спрос на ГЧП-проекты уже сейчас, без налоговых послаблений?
- Сегодня на условиях государственно-частного партнерства инвесторы интересуются проектами в сферах ЖКХ, паркинга, сельского хозяйства, здравоохранения. В качестве примера приведу проект создания Центра ядерной медицины на острове Русском. Планируется, что в рамках ВЭФ будет подписан меморандум по его созданию между РОСНАНО, Росатомом и администрацией Приморского края. Там же, в рамках мероприятия, будет осуществляться поиск заинтересованных инвесторов.
Кроме того, на форуме презентуют проект создания международных транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2", который планируется реализовать также на основе ГЧП.
На основе государственно-частного партнерства будет реализован проект строительства межрегионального оптового распределительного центра, который станет одной из 15 точек, созданных по стране. Это пилотный проект федеральной сети ОРЦ. Хотелось бы остановиться на задумке немного подробнее.
Суть проекта заключается в том, чтобы позволить жителям Приморья покупать продукты непосредственно от производителя, контактировать напрямую. Из цепочки исключаются все посредники. Реализация проекта позволит снизить цены на 15-25% в зависимости от вида продукции.
Одна точка, ОРЦ представляет собой, по сути, сооружение, разделенное на три основные зоны: складскую, производственную и торговую. Там же расположится таможенный пункт, пункты ветеринарного и фитосанитарного контроля, точки банковских и страховых услуг. Взаимосвязь 15 таких пунктов с определенными "сильными сторонами", как, например, вылов рыбы в Приморье, позволит существенно снизить издержки и сбалансировать производство-потребление продуктов в стране.
Уже достигнута договоренность с компанией Demeter-AWE, которая будет осуществлять поставки в проект израильских технологий по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции.
Реализация такого проекта на основе ГЧП вполне оправдана. Зафиксировав на основе государственно-частного партнерства взаимные обязательства, государство сможет регулировать часть продовольственного рынка, поскольку в Центр необходимые требования и правила функционирования будут заложены первоначально. Инвестиционное агентство сейчас ведет переговоры с потенциальным инвестором.
- За последнее время резко увеличилось количество проектов на сопровождении в агентстве. Что это за проекты? Какие объемы инвестиций они принесут краю?
- За второй квартал этого года к нам поступило 15 проектов. Это действительно ощутимо, учитывая, что за весь прошлый год было получено 30 заявок, за позапрошлый - 26.
Отмечу, что среди проектов, поступивших в апреле-июне, - заявки в сфере производства, жилищного строительства и комплексного развития территории, логистики, проекты, нацеленные на решение социальных проблем, а также в области туризма. К примеру, это строительство базы отдыха, гольф-парка, детского лагеря, проект строительства жилья, создания системы видеофиксации нарушений и другие.
В Агентстве принимаются проекты на разных стадиях реализации и в разной степени проработки, поэтому некоторые требуют дополнительной подготовки. Соответственно, стоимость отдельных проектов, поступивших во втором квартале, еще в стадии оценки. Что касается остальных, то сумма составляет около 26,7 млрд рублей.
Повторюсь, всего в портфеле агентства сегодня – 103 проекта различной направленности.
- Какие из проектов, которые находятся на сопровождении в агентстве, будут презентованы на Восточном экономическом форуме? На что рассчитывают инициаторы?
- На ВЭФ будет представлен один из крупнейших проектов комплексного строительства - "Олимпик-сити". Его смело можно будет назвать новым городом вблизи Владивостока. Именно на Восточном экономическом форуме проект будет представлен впервые.
Кроме того, там же будут презентованы такие проекты, как строительство индустриального парка в сфере переработки отходов, создание центра экологического и рекреационного туризма "ЭКОТЕРРА", морского биотехнопарка "Островной", строительство свинокомплекса на 500 тысяч голов в Спасском районе, инновационного агрокомплекса "Зеленые листья". Кроме того, это проекты комплексного жилищного строительства в микрорайоне Радужный, модернизации интермодального "Терминала Астафьева", строительства индустриального парка "Янковский". Это достаточно крупные, перспективные проекты. Оцените сами.
Например, проект создания парка по переработке ТБО предполагает строительство управляемого единым оператором комплекса, обеспеченного энергоносителями, инженерной и транспортной инфраструктурой. В производственной зоне запланировано размещение производств по переработке древесных отходов, пластика, текстиля, бумаги, отработанной оргтехники, а также разнородных видов коммунальных отходов с выпуском строительных материалов. Также в составе индустриального парка предусмотрено наличие демо-площадки для продвижения новых технологий, образовательного центра и "зеленой лужайки" - для демонстрации товарной продукции. Стоимость этого проекта выйдет в 1,7 млрд рублей.
Другой проект - строительства свинокомплекса предусматривает развитие по двум основным направлениям: свиноводство и растениеводство. Первое направление предполагает поэтапное строительство четырех свинокомплексов общей производительностью более 500 тысяч голов в год. Второе - производство сои и кукурузы как для производства собственных комбикормов, так и для реализации излишков. К 2017 году объем производства сои и кукурузы должен превысить 250 тысяч тонн. Стоимость проекта оценивается в 13,8 млрд рублей.
Логистический проект – создание индустриального парка "Янковский". Он займет около 200 га. Индустриальный блок проекта будет представлен современными производственными помещениями под сборочное производство и производство стройматериалов, логистический комплекс - современными складскими помещениями. По оценкам, стоить такой парк будет около 80 млрд рублей.
Как вы наверняка заметили, предложенные проекты реализуются в совершенно разных областях – от туризма до высокотехнологичных производств. Но стоимость каждого из них оценивается миллиардами рублей. Инициаторы, естественно, в первую очередь, рассчитывают найти инвесторов в свои проекты.
Должен отметить еще один проект. В рамках ВЭФ будет презентован ТОР "Михайловский", который специализируется на размещении современных агропромышленных производств. Один из якорных инвесторов - ООО "Мерси трейд" - инициатор, проект которого сопровождается Агентством. В рамках ТОРа "Михайловский" компания намерена построить 6 свинокомплексов производительностью по 83 тысячи голов каждый. Общий объем производства составит около 540 тысяч голов в год. На сегодня уже ведется строительство первого из шести свинокомплексов. Реализация проекта обойдется более чем в 20 млрд рублей, в том числе – за счет внешних источников.
- Говоря о том, что привлекает инвесторов. Они интересуются только ТОРами? Какие условия необходимо создать, чтобы в проект вкладывали деньги?
- Естественно, сферы интересов инвесторов не ограничены одними лишь территориями опережающего социально-экономического развития. Сегодня инвестор идет в проекты, которые ему интересны, которые он считает перспективными. Я привел в пример уже несколько соглашений, которые были заключены при участии Инвестиционного агентства. Еще один яркий пример – проект интегрированной развлекательной зоны "Приморье". Достаточно крупный, согласитесь? Тем не менее, это не ТОР. К тому же совсем скоро заработает режим свободного порта, который вызывает не меньший интерес в предпринимательской среде.
Что касается факторов привлечения ресурсов в проект, то их несколько: привлекательные общие условия (льготы, преференции и так далее), понятная, проработанная проектно-сметная документация, участие собственных вложений инициатора проекта в размере порядка 20%, ну, и заявка в Инвестиционное агентство, конечно.
- Свободный порт, ТОРы, особая экономическая зона, общие налоговые преференции. Какая из принятых мер все же эффективнее?
- Эффективнее для чего? Если для инвестора, то тут он сам определяется, под действие какого из режимов он хотел бы попасть. Но смотрите, какая ситуация. Чтобы получить общерегиональные налоговые преференции, нужно вложить средства в проект в размере 50 млн рублей в течение 3 лет или в размере 150 млн в течение 5 лет. И действие налоговых льгот распространяется абсолютно на всю территорию края и абсолютно любую сферу реализации.
Свободный порт предоставляет большие послабления в части оформления таможенных и административных процедур. Однако его действие распространяется только на юг Приморья.
Еще более мелкие, "точечные" территории – ТОРы – дают большие возможности: государство само обеспечивает дорогостоящую инфраструктуру. Однако они ограничены и площадью отведенных площадок, и специализацией. К тому же, необходимо учитывать, что эти территории заработают не завтра.
Особая экономическая зона у нас в крае работает одна – на базе завода "СОЛЛЕРС". Здесь круг сужается до единственного направления, и далеко не каждый инвестор даже может позволить себе стать резидентом площадки.
Для государства эффект от каждой из этих мер в сравнении можно будет оценить спустя время, когда заработают первые предприятия, созданные в рамках всех режимов.
- Какой эффект, по вашему мнению, произведет проведение Восточного экономического форума во Владивостоке?
- У нас в регионе проходит достаточно много международных мероприятий. Но из действительно крупных можно вспомнить, пожалуй, саммит АТЭС и Парламентский форум. Значение саммита переоценить сложно. На протяжении 3 лет после мероприятия мы говорим о том, что это была не просто встреча во Владивостоке, это был импульс роста для города, ставшего площадкой мероприятия. Саммит "принес" в город нужную инфраструктуру: мосты, дороги, спортивно-культурные объекты, буквально выросший городок на острове Русском.… И Восточный экономический форум должен стать новой отправной точкой в реализации новых потребностей, но уже не только для Владивостока, а для всего дальневосточного региона.
- ВЭФ станет площадкой для презентации инвестиционных возможностей региона. Какие планы у агентства в данном направлении дальше?
- Помимо мероприятий, которые проходят здесь, до конца года агентством запланировано участие еще в нескольких событиях, направленных на укрепление международных связей. К примеру, это 26-я Харбинская международная торгово-экономическая ярмарка, участие в Российско-Китайском ЭКСПО 2015, саммите стран СВА, XIV Международном инвестиционном форуме "Сочи 2015". Такие мероприятия являются отличными площадками для поиска новых партнеров, проведения презентаций и переговоров. Они позволяют искать инвесторов и формировать инвестиционный имидж региона.