Полученный на Сахалине опыт спасения морских птиц уникален для России - орнитолог

Олег Бурковский о гибнущих бакланах и о том, почему даже 10% выживших пернатых будет победой сахалинских волонтеров
Центр реабилитации птиц "Сахалин Энерджи"
Фото: Пресс-служба компании

7 декабря 2015. В реабилитационном центре для птиц, который в эти дни развернут на территории завода СПГ на юге Сахалина, продолжают выхаживать беринговых бакланов, пострадавших от разлива мазута в районе Невельска. К сожалению, к утру 7 декабря из 59 птиц, доставленных в центр в конце прошлой недели и уже отмытых от нефтепродуктов, в живых осталось всего девять. Еще десять птиц привезли позднее — они пока согреваются, приходят в себя и ждут своей очереди. Как рассказала корр. SakhalinMedia пресс-секретарь компании "Сахалин Энерджи" Лариса Ямомото, причина гибели птиц — сильная интоксикация, птицы успели "наглотаться" нефтепродуктов. Как считает приморский орнитолог Олег Бурковский, если выживут хотя бы 10% — это будет большая победа сахалинских волонтеров, участвующих в спасении птиц.


Центр реабилитации птиц "Сахалин Энерджи". Фото: Пресс-служба компании

— Беринговы бакланы полностью приспособлены к обитанию в открытом море. У них достаточно плотное перо, которое позволяет им проводить большую часть жизни при низких температурах воды и воздуха. Правда, у бакланов сальная железа развита меньше, чем у других морских птиц, поэтому они вынуждены чаще выходить на берег. Их часто видят на скалах, когда они сушат перья в своеобразной позе. При попадании нефтепродуктов водонепроницаемость пера теряется, и птица очень быстро получает переохлаждение. Вы представьте, в холодном море птица остается фактически без одежды. Кроме того, испачканные перья птицы чистят. Нефть, мазут, попадая внутрь, вызывают ожоги. Наступает истощение, дисфункция печени и почек, потеря воды – птицы очень быстро слабеют и стремятся выйти на берег.

Я в свое время проходил тренинги по спасению птиц в условиях разлива нефти и мониторил ситуацию в других частях мира. Гибель птиц зависит от многих факторов, в том числе от географического положения. В северных морях шансов на выживание меньше, а эффективность спасения зависит от того, насколько быстро организованы работы.

Приведу примеры. В декабре 1999 года у берегов Франции потерпел крушение танкер "Эрика". Для спасения птиц было создано большое количество реабилитационных центров – 14 во Франции, 10 бельгийских, 10 голландских. До центров тогда довезли довезли 30 тысяч птиц, из них спасли 2,5 тысячи – 7%. Когда потерпел крушение танкер "Триколор" в проливе Ла-Манш в декабре 2002 года, считается, что погибли 100 тысяч птиц, которые там зимовали. Из 4,6 тысячи птиц, которые привезли в реабилитационный центр, в итоге выпустили 600 особей, 15%.


Центр реабилитации птиц "Сахалин Энерджи". Фото: Пресс-служба компании

Большой процент гибели можно объяснить еще и тем, что птицу сложно отловить в то время, когда она испачкалась еще незначительно. Подобрать как правило удается уже ослабевших птиц. А также их количеством — когда просто уже не хватает рук волонтеров. Работы по спасению птиц поэтапны. Во-первых, нужно их отловить, во-вторых, отмыть, в-третьих, обязательна помощь ветврачей для восстановления водного баланса, нужно нейтрализовать нефть в кишечнике, которая вызывает локальное отравление. Даже если птица уже вымыта и выглядит хорошо, у нее может быть сильно поражен кишечник, она из-за этого не может питаться и в итоге погибает. Затем нужен реабилитационный период.

Баклана нельзя принести домой и отмыть в ванне или раковине. Необходимо оборудование и большое количество воды. Птицу невозможно вымыть одному человеку – нужны двое-трое. Требуется время – нефть и мазут чаще всего вначале отмывают растительным маслом, а потом различными мягкими моющими средствами, вроде "Фейри". У птиц высокий обмен веществ – а самостоятельно, если поражен кишечник, они не могут кормиться. Приходится через зонд кормить их рыбным фаршем. Необходимы люди, которые бы знали весь этот процесс реабилитации и могли бы обучить других. Очень важна помощь добровольцев, у которых есть соответствующий опыт.

Приведу еще один пример. В 2000 году потерпел крушение рудовоз у берегов Южной Африки – там оперативно развернули реабилитационные центры, привлекли волонтеров, и в результате из 20 тысяч птиц, которых к ним доставили, это были африканские пингвины, смогли спасти 90%. Но, замечу, в том районе до этого пострадали 10 тысяч птиц – и у людей уже был опыт по их спасению.

В России большой исторический опыт добычи нефти, но, к сожалению, в ноябре 2007 года, когда в Керченском проливе во время шторма потерпели крушение 12 судов, в том числе один танкер с мазутом, погибло 30 тысяч птиц. Эта катастрофа показала, что ни власти, ни общественные организации, ни компании не были тогда готовы к проведению системных работ.

Олег Бурковский

Орнитолог, кандидат биологических наук, научный сотрудник Зоологического музея ДВФУ

Автор фото: http://alltopprim.ru

Тот опыт спасения птиц, который сейчас приобретут на Сахалине – он, мне кажется, будет первым в России. Считаю, что если выживет 10% спасенных птиц - это будет очень хорошо. То, что быстро организовали спасение – это хороший опыт для дальнейших работ, анализа.  Самое главное, чтобы была поддержка – на государственном уровне и со стороны нефтедобывающих компаний. Нефть всегда будут добывать. А так как существуют и человеческий фактор, и непредвиденные обстоятельства, нужно быть готовым к ситуациям, когда требуется оказать помощь птицам. Вне зависимости, сколько будет спасено – даже если всего несколько птиц – это показывает нашу ответственность перед природой.


Центр реабилитации птиц "Сахалин Энерджи". Фото: Пресс-служба компании

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Вертолет МЧС России доставил на "Надежду" оборудование и забрал перепачканных мазутом птиц

Реабилитационный центр для птиц развернут на территории завода СПГ в Пригородном

Сотни испачканных мазутом бакланов гибнут в районе аварийного танкера на Сахалине

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость