Блицкриг по-советски: разбить японскую армию за 25 дней

Молниеносная стратегическая наступательная операция 1945 года в цифрах, фактах и событиях
Автомобиль 36 армии
Фото: Военно-исторический форум 2

9 августа 2016. 9 августа 1945 года СССР вступил в войну с Японией, начав Маньчжурскую стратегическая наступательную операцию против вооруженных сил Японии. По оригинальности замысла и мастерству исполнения эта операция была одной из выдающихся во всей мировой военной истории. В ней нашли воплощение все достижения военной мысли и военного искусства, накопленные советскими Вооруженными Силами во время Великой Отечественной войны. Подробности лучшего советского блицкрига — в материале военного историка и журналиста Алексея Суконкина специально для ИА SakhalinMedia.

Капитуляция гитлеровской Германии еще не означала окончания Второй Мировой войны. Дальневосточные рубежи нашей Родины еще находились под угрозой японской Квантунской армии и войск марионеточного государства Маньчжоу-Го, силы которых были сосредоточены вдоль границ с Советским Союзом. Кроме того, мощная военная группировка японцев находилась на территории Кореи. Всего Япония и её марионетки для войны с СССР располагали группировкой общей численностью более одного миллиона человек, на вооружении имелось 1215 танков, 6700 орудий и минометов, 1907 самолетов и 25 боевых речных кораблей. Было оборудовано 17 укрепленных районов, включавших 8 тысяч долговременных огневых точек. И вся эта военная мощь в любой момент могла быть брошена на нашу землю – поэтому как можно скорее нужно было ставить окончательную точку в мировой войне.

Генеральный Штаб вооруженных сил СССР справедливо полагал, что только разгром сухопутной группировки японских войск, находящихся в Маньчжурии, позволит принудить Японию к безоговорочной капитуляции.

Начиная с 1944 года, операторы Генштаба приступили к разработке фронтовой операции против Японии, а в мае-июле 1945 года была проведена грандиозная перегруппировка сил и средств с запада на восток по единственной Транссибирской магистрали на расстояния 9-11 тысяч километров. Это было беспрецедентное перемещение войск на такое большое расстояние и в такие сжатые сроки. Таким образом, на Дальний Восток и в Забайкалье прибыли три армии (в том числе танковая), 36 дивизий и 46 бригад основных родов сухопутных войск, 5 авиационных дивизий и три истребительных корпуса из состава ПВО страны. Большая часть этих войск поступила в состав Забайкальского фронта, так как именно отсюда планировалось нанести главный удар – что было обусловлено отсутствием на этом направлении у японцев подготовленной обороны и компактной группировки войск. Успеху, по мнению советского командования, должна была способствовать пустынно-степная местность, позволявшая наступать большой массой войск, особенно после преодоления узких проходов Большого Хингана.

В целом, соотношение сил было в пользу советских войск, но их превосходство заключалось не только в количестве и качестве вооружения (достаточно сравнить танки противоборствующих сторон, например, японский "Ха-Го" и советский Т-34-85), но и в качестве самого солдата – и именно это качество было решающим фактором! Ведь в Забайкалье с запада прибыли войска и штабы, которые имели богатейший опыт проведения боевых операций против сильнейшей армии мира! Да и память народная не позволяла забыть поражение русской армии в Порт-Артуре, Цусиме и Мукдене в 1905 году, бесчинства японских оккупантов в 1918-1922 годах в Приморье, наглые провокации японской военщины на нашей границе в течение всего остального времени.

Летом 1945 года в командование Забайкальским фронтом вступил Маршал Советского Союза Родион Яковлевич Малиновский – опытнейший военачальник, начавший войну командиром 48-го стрелкового корпуса, а закончивший командующим 2-м Украинским фронтом. Во время войны он провел ряд блестящих стратегических операций, таких как Сталинградская, Донбасская, Одесская, Ясско-Кишиневская, Дебреценская и Венская, каждая из которых заметно приблизила СССР к победе над фашистской Германией. Стоит заметить, что Родион Яковлевич, в отличие от всех остальных советских маршалов, в совершенстве владел основными европейскими языками – испанским, немецким и французским.