21 декабря 2016. 10 место по уровню жизни за 2016 год заняла Сахалинская область в рейтинге московского журнала "Профиль". По данным журнала, регион занимает четвертое место по уровню доходов и восьмое по уровню занятости населения, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на информационное издание.
Десятка регионов–лидеров по уровню жизни населения за год изменилась почти на треть. Сахалинская область по итогу вышла на 10 место. Из рейтинга "вылетели" Мурманская, Калужская области и Татарстан, а вошли Нижегородская область, Чукотка и Магадан. Мурманская область потеряла сразу 11 мест, в основном – по доходам населения, а вслед за этим – и по сбережениям, автомобилям, расходам на отдых. В Татарстане стали больше пить и меньше тратить на организацию отдыха, что и "утянуло" его вниз на шесть мест. Калуга потеряла всего по чуть-чуть – упали занятость, доходы, стали больше пить и меньше отдыхать "культурно", выросли бедность и преступность.
С другой стороны, бурный рост в рейтинге неожиданно показали Чукотка (скачок на 21 место) и Магадан (на 26 мест, рекорд рейтинга). Чукотка вышла на первое место в стране по занятости населения (свыше 80% людей в возрасте от 15 до 72 лет работают), подросла по доходам и жилью, компьютерам и мобильникам, жители больше стали тратить на отдых. Хотя по-прежнему на последнем месте в стране по автомобилям, а люди стали больше пить. Жители Магаданской области немного улучшили почти все показатели, стали заметно меньше тратить на алкоголь и больше – на отдых. Лидером по падению в этом рейтинге стала Карелия (сразу на 38 мест). Она потеряла позиции почти по всем показателям, особенно по ключевым – занятости и доходам, а также по расходам на отдых.
Рейтинг регионов. Фото: Журнал "Профиль"
Топ‑10 сменился более чем наполовину. Потеряли свои места в десятке Ханты-Мансийский АО, Коми, Тюмень (без АО), Красноярский край, Татарстан и Нижегородская область. Вместо них вошли Мурманская, Магаданская области, Чукотка, Краснодарский край, Якутия (Саха) и Липецкая область.
Упали нефтяные регионы. ХМАО показал падение сразу по занятости, инвестициям и прибыли и из первой тройки "улетел" в конец третьего десятка. Мурманская область сделала скачок за счет инвестиций, их доля в валовом региональном продукте (ВРП) в 2014 году увеличилась в 1,5 раза, до 33,5%.
Регионы–лидеры по экономической динамике (за 9 месяцев 2016 года) сменились полностью. Прежние рекордсмены потеряли от 10 до 40 "с хвостиком" позиций. В новые лидеры неожиданно выбились регионы, живущие на помощи из федерального бюджета: Ингушетия и Дагестан, Крым и Севастополь стали самыми динамичными субъектами Федерации в стране, заняв первые четыре позиции. Стабильность поступлений из центра для них важнее развития или падения собственной экономики. В десятку вошли также среднерусские Тверь, Ростов, Липецк и Курск, а также дальняя Камчатка.
Ингушетия установила рекорд, проскочив сразу 67 мест и заняв первую строчку в рейтинге по динамике при сохранении ужасных позиций по уровню жизни (80‑е место в стране) и экономическому развитию (82‑е место). По динамике в текущем году Ингушетия оказалась на 2–3-м месте в стране по всем показателям рейтинга (кроме индекса промышленности). Инвестиции выросли на 42%, а сельское хозяйство – на 17%. Столь же мощный рывок продемонстрировала Ростовская область (на 56 мест) за счет роста промышленности (15%) и сельского хозяйства (9%), но при снижении реальных доходов населения (на 1,2%, что все же лучше, чем в среднем по стране) и провале инвестиций на 15%.
Хуже всех выступил Приморский край, показав спад всех показателей (кроме небольшого роста в сельском хозяйстве). Вот рейтинг тех регионов, которые хуже всех переживают кризис 2016 года и находятся в последней десятке по экономической динамике (от худшего – к лучшему):
— Приморский край;
— Омская область;
— Карачаево-Черкесская Республика;
— Республика Марий Эл;
— Республика Северная Осетия – Алания;
— Пермский край;
— Магаданская область;
— Республика Коми;
— Республика Бурятия;
— Челябинская область.
Всего 16 регионов из 85 отдают в федеральный бюджет больше налогов, чем оставляют себе (в прошлом году таких было 14). Конечно, в первых рядах нефтегазовые регионы и столицы. Остальные 69 регионов большую часть налогов оставляют себе. Если смотреть по суммам собранных в виде налогов денег, то половину их дают федеральному бюджету всего четыре региона (Москва, Санкт-Петербург, ХМАО и ЯНАО). А "нижняя" половина регионов (43 субъекта) платит в бюджет всего 3,6% от его налоговых доходов.
Первая десятка регионов (см. таблицу) обеспечивает 70,4% налоговых поступлений федерального бюджета. А пять последних регионов в этой таблице не дают, а изымают из него налоги (отрицательные поступления). Это Липецкая и Магаданская области, Чечня, Бурятия, Чукотка. Видимо, это какие-то перерасчеты по итогам прошлого года.
Но если смотреть отчисления налогов в центр по нагрузке на сами регионы (в % к общим поступлениям налогов в них), то рейтинг по сравнению с прошлым годом мало изменился: с двух последних строчек из топ‑10 доноров исчезли Татарстан и Пермь (впрочем, ушли они недалеко, потеряв только 2 и 3 места в рейтинге соответственно). Их место заняли Санкт-Петербург и Астрахань.
Первые четыре места остаются по-прежнему за нефтегазовыми регионами. На пятом – транзитная Калининградская область (через нее проходит "растаможка" значительной части российского импорта). Потом – частично нефтяные и добывающие Удмуртия, Астрахань и Коми. Но в этот список попал и Санкт-Петербург, вероятно, из-за наличия в нем центральных офисов некоторых российских добывающих компаний. Москва, где таких офисов намного больше, но больше и собственное производство, оказалась только на 21-м месте с показателем 43,3%.
Рейтинг регионов. Фото: Журнал "Профиль"
Топ-10 получателей "безвозмездных перечислений" из центра (по % к собственным доходам) в 2015 году практически не изменился по сравнению с прошлым годом (см. табл.). Северная Осетия–Алания сменила на последней его строчке Еврейскую автономную область.
Вся эта десятка регионов, несмотря на почти полную зависимость от центра, потребляет всего 19% всех дотаций из федерального бюджета, потому что крупных получателей дотаций (в рублях) там всего три – Крым, Дагестан и Чечня.
Крупнейшим получателем денег из центра является Москва, но в ее огромном бюджете это просто "растворяется" – всего 4,5% ее доходов. Москва, Московская область, Ростов и Краснодар из этой десятки перечисляют в федеральный бюджет больше налогов, чем получают из него дотаций. Другие шесть регионов из топ-10 по размеру дотаций – чистые получатели денег из центра.
Рейтинг регионов. Фото: Журнал "Профиль"
До мирового кризиса в 2007–2008 годах доля расходов бюджетов субъектов Федерации в общем бюджете (федеральный + субъектов) была около 45%. В целом это было недалеко до нормального бюджетного федерализма (50%:50%). Но с 2009 года она упала ниже 40% и выше этой планки поднималась только раз (2011 год). За 10 месяцев 2016 года этот показатель составил 38,4%. Вместо половины на регионы приходится немногим больше трети бюджетных расходов.
Это отражение политики Кремля – важно, чтобы регионы не имели лишней самостоятельности: поменьше должно быть самодостаточных регионов, а побольше – регионов, зависимых от денег из центра (межбюджетных трансфертов – МБТ). Политические выгоды такого подхода для Кремля и Белого дома очевидны, экономическая разумность – сомнительна.
В еще большей мере это относится к формированию муниципальных бюджетов: в 2015 году доля межбюджетных трансфертов составляла 63,4% их доходов (МБТ регионам – только 17%). Реальной самостоятельности при такой бюджетной политике местные власти иметь не могут. Такая самостоятельность не нужна ни Кремлю, ни губернаторам.
До поры до времени федеральный бюджет справлялся с такой дотационной нагрузкой. Как видно на графике, он оказал существенную помощь регионам во время первого кризиса XXI века (см. график "Трансферты регионам в РФ"). В 2008–2009 годах МБТ регионам резко выросли – до максимума последних лет, четверти их общих доходов. Рост МБТ в 2009 году составил 2,4 раза по сравнению с 2007 годом. И это произошло, несмотря на большие проблемы самого федерального бюджета: впервые за долгое время в нем образовался дефицит в 24% и 18% от его расходов (соответственно в 2009 и 2010 годах).
Затем Минфин начал последовательно "прикручивать краник", всячески сдерживая рост МБТ. В 2015 году их абсолютная величина составила 1,62 трлн руб., что меньше размера дотаций в 2011 году (даже без учета инфляции за эти годы).
В отличие от кризиса 2008–2009 годов, в текущем кризисе (2015–2016 годы) федеральный бюджет не стал помогать регионам, а, наоборот, продолжил политику сдерживания им дотаций. Хотя величина проблем самого федерального бюджета была существенно меньше – его дефицит был вдвое ниже (12–13% от расходов в 2015‑м и за 10 месяцев 2016 года). Помощь регионам, конечно, заметно увеличила бы дефицит федерального бюджета, Кремль на это не пошел.
В 2017 году по законопроекту о бюджете МБТ должны увеличиться на 4% – до 1,53 трлн рублей. Но правительство как-то забыло сообщить, что база для этого роста (размер трансферта в 2016 году) будет сильно занижена (на 8,8%). В результате МБТ 2017 года после повышения на 4% окажется ниже 2015 года на 5,1%. Так росчерком пера реальное снижение выдается за рост.
Сокращение МБТ продолжится в 2018–2019 годах. Его доля в доходах региональных бюджетов в будущую трехлетку заметно снизится – с 17,4% в 2015 году до 15,7%, 14,7% и 13,3% соответственно.
При этом на бюджеты субъектов Федерации перекладывается большинство социальных расходов: в федеральном бюджете расходы на здравоохранение, образование, ЖКХ и другие сокращаются, но предполагается, что они удержатся на стабильном уровне и даже вырастут за счет расходов субъектов Федерации и внебюджетных фондов (медстрахования, капремонта и прочие).
На бюджеты субъектов возлагается и основная нагрузка по исполнению майских (2012 года) указов президента РФ Владимира Путина. В основном за их счет должны повышаться зарплаты врачам, учителям, преподавателям. Губернаторы поставлены в тяжелое положение, когда доходы из-за кризиса падают, а расходные обязательства растут. И попробуй их не выполни – в администрации президента следят за этим. Но ведь чудес не бывает. Откуда регионы могут взять деньги?
Поэтому они задирают региональные и местные налоги, насколько могут. Например, налог на имущество, налоги на малый бизнес и индивидуалов, сокращают льготы по налогам.
А правительство все время выходит с яркими инициативами о предоставлении регионам прав по установлению налогов, цинично демонстрируя свой якобы "либерализм": как же, и налоги снижает, и полномочия регионов расширяет. Но регионы поставлены в такое положение, что пользоваться возможностями по снижению налогов не могут. А если воспользуются, то Минфин может решить, что, похоже, многовато доходов у региона и пора ему урезать МБТ.
Примерно так устроена современная бюджетная система в Российской Федерации.
Рейтинг регионов. Фото: Журнал "Профиль"
Для финансирования своих расходов регионы вынуждены занимать в долг. На 1 ноября 2016 года сумма долгов субъектов Федерации составляет 2,2 трлн рублей, кроме того, долги муниципалитетов – 345 млрд рублей.
Доля межбюджетных кредитов (МБК) у субъектов составляет 49%, а у муниципалитетов – 34%. Это долги с минимальной процентной ставкой (как правило, 0,1% в год). Коммерческое заимствование (у кредитных учреждений и ценные бумаги) – 46% у регионов и 60% у муниципалитетов (тут процентная ставка может составлять 10% и более).
Практически все партии шли на выборах в Госдуму в 2016 году под лозунгом замещения коммерческих кредитов межбюджетными. Но этого явно не будет происходить. В 2016 году объем МБК должен увеличиться на 310 млрд рублей. На 2017–2018 годы – на 100 млрд рублей, а в 2019‑м – на 50 млрд рублей. В результате поправок Совета Федерации, принятых во втором чтении бюджета, МБК в 2017–2018 годах удвоились (хотя остались на треть меньше объема текущего года), а в 2019‑м не изменились. Это выдается и самими сенаторами, и официальной прессой за большую победу. А на самом деле мало что меняет…
В принципе, размер долгов субъектов Федерации и муниципальных образований – достаточно небольшие суммы. В целом по стране он составляет около четверти их годовых доходов (трети собственных доходов, без учета МБТ).
Однако коммерческие кредиты стали составлять заметную сумму расходов на обслуживание долга в условиях, когда регионы считают каждую копейку. Но, главное, по некоторым субъектам ситуация может оказаться критической. В недавно опубликованном прогнозе международного рейтингового агентства S&P говорится, что положение региональных бюджетов субъектов РФ будет ухудшаться и через два года четверть из них рискуют оказаться на грани дефолта.
Примечание. Количество разнообразных видов МБТ составляет десятки, если не сотни наименований различных дотаций, субвенций, субсидий и иных трансфертов. Под каждый существует собственная методика расчета. Плюс к этому финансирование регионов идет по целому ряду федеральных целевых программ. Поэтому данные о реальных размерах МБТ надо брать из расчетов консолидированного бюджета субъектов Федерации (где этот показатель называется или МБТ, или "Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации". Но не из самого федерального бюджета (который отражает в этой графе только часть МБТ).
Рейтинг регионов. Фото: Журнал "Профиль"
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Южно-Сахалинск вошел в ТОП-20 популярных у иностранных туристов городов России