5 января 2017. В Русском музее Санкт-Петербурга 30 ноября открылась выставка "Мир нивхов". Экспозиция, организаторами которой выступили Государственный Русский музей и Сахалинский областной художественный музей при поддержке компании "Сахалин Энерджи", включает 76 предметов живописи и декоративно-прикладного искусства. Выставка концептуально нова и необычна для Русского музея, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на kommersant.ru.
Для провинциального музея представить свою экспозицию в Русском музее — событие космического масштаба
Четыре часа пополудни, в Санкт-Петербурге сумрачно. В окна Большого зала Растрелли Строгановского дворца заглядывает Невский. Зажигаются люстры под плафоном, расписанным Джузеппе Валериани. На стенах — лепнина и картины со сценами из вергилиевской "Энеиды". Ликующее барокко, чудятся звуки клавесина и дамы в пышных платьях...
Баба Зоя и баба Лида, представительницы древнего народа нивхов, начинают свою песню, сложенную почти 200 лет назад. В ней — вой ветра и крик чаек, шум моря, команды каюра и голос ручья, перепрыгивающего через камни,— все звуки, которые окружают этих людей сегодня, как и 200, и 300 лет назад.
Тихой песней предков открылась выставка, и не звучит "Мир нивхов" диссонансом в этих стенах. Не зря Евгения Петрова, заместитель директора по научной работе Русского музея, начала свою речь с ответа на вопрос, насколько логична эта экспозиция в выставочной галерее Строгановского дворца.
"Юкола" Гиви Манткава. Фото: Юрий Гуршал
В одном из интервью Григорий Брускин сказал: "Чтобы добиться того, чтобы и твой голос прозвучал, нужно оплатить кровью свое искусство". И это не пустые слова. Прежде чем стать одним из самых востребованных русских художников на Западе, ему пришлось столкнуться с непониманием, власти предержащие запрещали и мешали ему работать. Через 8 лет после "Нивхской семьи" в Вильнюсе была закрыта его персональная выставка, на следующий год та же участь постигла и его московскую выставку. Успех пришел в 1988 году, когда на первом московском аукционе Sotheby`s картина Брускина "Фундаментальный лексикон" была куплена за рекордную цену — более 400 тысяч долларов. Евгения Николаевна обещала рассказать художнику при встрече его же собственную сахалинскую историю.
"Сцена из жизни нивхов" Гриша Брускин и Светлана Богатырь. Фото: Юрий Гуршал
Ирина Малькова, заместитель директора по научной работе Сахалинского областного художественного музея, на открытии выставки очень волновалась. Для провинциального музея представить свою экспозицию в Русском музее — событие космического масштаба. Сначала ожидали прибытия экспонатов, потом монтировали выставку, и вот, казалось бы, свершилось — можно выдохнуть, но не сразу получается.
Волновался и куратор выставки Микаел Давтян: она стала для него первой в Русском музее — и такой необычный формат. Как сказала Евгения Петрова, эта экспозиция — вызов для молодых сотрудников музея, делающих свои первые шаги на профессиональном поприще.
Судя по реакции первых посетителей, все удалось. По меркам крупных выставок экспозиция невелика, всего 76 предметов. Но создается впечатление, что анфилада небольших залов предельно заполнена, и в то же время каждый экспонат можно увидеть, побыть с ним наедине, рассмотреть каждую деталь.
Конечно, Санкт-Петербург трудно чем-нибудь удивить, но эта выставка сумела занять свою нишу в культурном пространстве города, смогла заинтересовать людей, желающих больше узнать о своей стране и народах, которые в ней живут.
Наталье Гончар, начальнику отдела социальной деятельности компании "Сахалин Энерджи", близка позиция людей, которым не безразличен мир вокруг. Для того чтобы объездить всю страну и познакомиться с культурой всех народов, никакой жизни не хватит. И в этом случае помогает искусство. Через творения мастеров можно прикоснуться к жизни, быту, творчеству. Наталья пригласила всех присутствующих в "Мир нивхов", а желающих расширить свои представления о коренном народе острова — на Сахалин. Публика оживилась (помните, в "Бриллиантовой руке": "Уж лучше вы к нам"). Но если серьезно, многие посетители выставки, увидев картины сахалинских художников, мечтательно говорили о том, что хорошо бы побывать на удивительном острове, напоминающем своими очертаниями большую рыбу в далеко не ласковых ладонях Тихого океана.
Нивхи — народ самобытный, но, простите, о каком этносе этого не скажешь? И все-таки они сохранили многое из своего прошлого: ритуалы, национальную одежду и кухню, музыкальные инструменты. Они до сих пор совершают обряды кормления хозяина воды, чтобы рыбалка была удачной, хозяина огня, чтобы не прекращалась жизнь в домах. Укладывают на священное блюдо угощение и пускают его по волнам реки или моря. И это делается не на потребу публике. Помилуйте, какие туристы, особенно в глубинке Сахалина, в селе Чир-Унвд? Это нужно им для собственного спокойствия, чтобы душа находилась в равновесии, договорилась с духами природы, и тогда все исполнится.
"Надо спешить" Сергей Гурка. Фото: Юрий Гуршал
На выставке представлены ритуальные ковши и ложки, украшенные сложным орнаментом. Здесь же можно увидеть резные скульптуры — это сакральные изображения духов природы. Нивхи верили, что они окружают их повсюду: на небе, земле, в воде, тайге и каждом дереве. Особо почитаемым был образ медведя — сына хозяина тайги. Медвежий праздник — самый торжественный день у народов Севера. В экспозиции этому событию посвящено полотно Александра Дегтярева. Совсем не случайно рядом установлено музыкальное бревно. Это один из главных ударных инструментов, его звучание сопровождает весь праздник. Благодаря союзу картины и музыкального инструмента возникает впечатление, что ты сам участник ритуала, уходящего корнями в эпоху палеолита. Владимир Санги писал: "Участник такого праздника словно попадает во времена первобытной общины, в непосредственное детство человечества".
Возможно, поэтому кажется, что в выставочном зале по-прежнему звучит песня. Одна из ее исполнительниц — баба Лида, Лидия Мувчик (так и живет всю свою жизнь без отчества: то ли в сельсовете забыли записать, то ли еще какая-то история приключилась, она уже и сама не помнит) — героиня многих документальных фильмов и телепередач. Сейчас реже, а прежде частенько к ней приезжали съемочные группы, чтобы записать нивхские народные сказки. Она их удивительно даже не проговаривает, а превращает в действо, в театр одного актера. А сколько диссертаций написано "по мотивам" ее сказаний и песен — трудно сосчитать.
Но, несмотря на свою известность, каждую весну баба Лида срывается из поселка Ноглики и уезжает в маленький домик на берегу реки Вени. Нужно побыть вдали от "огней большого города", хотя в Ногликах проживает всего-то около 10 тысяч жителей. Нужно собрать дикоросы, помочь рыбакам, а главное — заготовить юколу. Это такой нивхский хлеб: рыба разрезается на тонкие пласты и сушится на солнце, на специальных вешалах.
Этому нехитрому процессу посвящены три работы: "Сушится юкола в деревне Вени" сахалинского живописца корейского происхождения Дю Мен Су, акварель Лидии Кимовой "Сушила Веры Еремеевны" и полотно, наверное, самого известного грузина на острове — художника Гиви Манткавы. Его картина "Юкола" украшает дальнюю от входа стену зала и своими яркими красками притягивает взгляды посетителей. Гиви Манткава для тех, кто его знал, был таким грузинским Пьеро: грустным человеком с веселыми глазами. Каждый день, как рыба на нерест, он шел в свою мастерскую и работал там до изнеможения. Остров Сахалин стал его главным натурщиком и музой.
"Нивхские лучники" Гиви Манткава. Фото: Юрий Гуршал
Достойное место в экспозиции заняли картины первого нивхского живописца Сергея Гурки. Самобытный мастер окончил художественно-графический факультет Санкт-Петербургского университета им. А. И. Герцена (прежний Ленинградский пединститут). Всю свою жизнь Сергей Гурка жил среди нивхов, давал уроки живописи. По воспоминаниям друзей, Сергей Гурка часто повторял слова своего любимого поэта Блока: "...и невозможное возможно". Он был художником, который слушал небо и звезды. Может быть, поэтому его картины производят такое завораживающее впечатление. Несмотря на внешнюю простоту, все время хочется всмотреться в них и понять, о чем с тобой говорит автор. Искусствоведы считают, что его произведениям присущи струящаяся импрессионистическая солнечность и легкое узорное дыхание. Этим дыханием наполнена его живопись.
Большой интерес у посетителей выставки вызывают работы из рыбьей кожи. Это довольно необычное направление в декоративно-прикладном искусстве народов Сахалина. Такие искусные мастера, как нивхская художница Наталья Пулюс, изготавливают сюжетные или орнаментальные панно в технике аппликации. Также рыбья кожа может служить основой для росписи тушью, материалом для создания бижутерии, сумочек и коллажей.
Уже нужно ставить точку, а сколько еще не рассказано, скольким художникам и мастерам не отдана дань искреннего восхищения! Но не могу удержаться, чтобы не написать о Лидии Кимовой. Эту мастерицу я знала лично и всегда ею восхищалась. Удивительная была женщина — талантливая, яркая, любила ходить в традиционных платьях, сшитых и украшенных собственноручно. Она была признанным мастером национального костюма и в этом качестве участвовала в работе над фильмом "Пегий пес, бегущий краем моря". В свои шестьдесят окончила курсы по бизнесу, мечтала построить гостиницу, в которой в стилизованных нивхских жилищах, оснащенных современными удобствами, можно было бы принимать туристов. Да не только мечтала, а составила бизнес-план, подробный, экономически обоснованный, только не успела воплотить. Но успела внести большой вклад в развитие и сохранение нивхской национальной культуры.
Можно долго бродить по выставке, рассматривать предметы и картины, слушать ритмы музыкального бревна или истории Анастасии Бугрей, которая, как опытный чичероне, повествует о традициях своего народа. А лучше прислушаться к самой выставке. В стенах Строгановского дворца на Невском проспекте сегодня все экспонаты говорят на нивхском языке.
Выставка продлится до 1 марта 2017 года.