26 января 2017. Этой зимой многие авиапутешественники-дальневосточники столкнулись с частыми задержками и отменами авиарейсов — по погодным условиям. По сообщениям СМИ, из-за сильных снегопадов и суровых морозов сложные ситуации складывались на Сахалине, Камчатке, в других регионах ДФО, не говоря уже о коллапсах в аэропортах Москвы, где из-за сильных морозов, ветра и снегопадов были отменены сотни рейсов. Прогнозируемо, основная масса недовольства пассажиров, высказываемого в прессе и соцсетях, досталась авиакомпаниям. Редакция ИА PrimaMedia попыталась взглянуть на проблему шире, рассмотрев, как работали аэропорты и авиаперевозчики в ряде часто посещаемых россиянами стран.
Как выяснилось в ходе мониторинга зарубежных СМИ, сложные для авиации метеоусловия характерны этой зимой не только для России. В крупнейших авиатранспортных узлах мира регулярно возникают настоящие транспортные коллапсы, которые, к тому же, усугублялись и непрофессиональной деятельностью сотрудников наземных служб аэропортов. В итоге десятки тысяч пассажиров стали заложниками ситуации, а авиакомпании подсчитывают многомиллионные убытки.
Как передает интернет-издание Ttrweekly.com, в результате сильных снегопадов, обрушившихся на Турцию 7-8 января этого года, и резкого похолодания, основная национальная авиакомпания — Turkish Airlines — была вынуждена отменить свыше 600 рейсов. В итоге внутреннее сообщение было полностью парализовано, сотни международных рейсов были отложены на значительный срок.
Ситуацию усугубила неготовность аэропортовых служб обеспечить нормальное обслуживание воздушных судов и пассажиров в этих обстоятельствах. Очистка взлетно-посадочной полосы стамбульского аэропорта имени Ататюрка (Ataturk International Airport) была затруднена в силу отсутствия соответствующего оборудования и квалификации сотрудников.
Не обошлось также без досадных накладок, вызванных непрофессионализмом персонала. В частности, был зафиксирован случай ручной противообледенительной обработки воздушного судна, при котором работники аэропорта попросту обливали самолет жидкостью из канистры.
Как информирует британская газета Evening Standard, среди пассажиров, оказавшихся в стамбульском аэропорту, отмечалась массовая паника, люди были вынуждены спать на полу, брать приступом киоски информации и кассы, силой обеспечивать себя едой и водой.
Не менее напряженная ситуация сложилась в аэропортах США, расположенных в восточных штатах, на которые пришелся удар снежного шторма "Хелена" в первой декаде января. Несмотря на то, что американские авиакомпании своевременно проинформировали пассажиров о сложившейся ситуации, серьезных проблем полностью избежать не удалось.
Настоящий коллапс случился в нью-йоркском аэропорту имени Джона Кеннеди, сообщает местный новостной канал NY1. Шторм послужил причиной отмены значительного количества рейсов внутренних и международных линий, из-за чего в аэропорту скопилось несколько тысяч пассажиров.
The New York Times красочно описывает еще одну проблему, с которой столкнулись прибывающие рейсы: из-за паралича в работе наземных служб в течение нескольких часов была затруднена высадка пассажиров и обработка багажа международных рейсов, в частности, польской компании LOT и британской British Airways. В итоге сотни людей, включая детей, были вынуждены провести несколько часов в неотапливаемых салонах самолетов без удобств.
При этом, как пишет американское издание, сотрудники авиакомпаний старались обеспечить людей едой и водой — в отличие от аэропортовых служб. Более того, нерасторопность действий последних в части своевременного информирования пассажиров и встречающих о текущей ситуации привела к панике среди людей.
Начало января, сообщает китайское информационное агенство Синьхуа, было ознаменовано серьезными сбоями в работе авиаперевозчиков и национальных аэропортов Китая. В Пекине из-за сильного смога и отсутствия видимости были отменены более 150 рейсов, что привело к значительному скоплению людей в терминалах и авральному режиму работы. Подобная ситуация наблюдалась еще в 71 городе Поднебесной.
Кстати, "завидная регулярность" внештатных ситуаций в национальных аэропортах, вызванных погодными условиями, вызывает серьезную озабоченность китайских государственных ведомств. О серьезности проблемы свидетельствует статистика, озвученная Фен Женьлинем (Feng Zhenglin), главой Администрации гражданской авиации КНР. Так, по итогам 2016 года только 70,45% рейсов в Китае были осуществлены согласно расписаниям. В 56,8% случаев задержка была связана с погодными условиями. Наихудшим с точки зрения своевременности рейсов, согласно выводам этого ведомства, является международный аэропорт Пуду́н (Шанхай), пунктуальность вылетов из которого составляет только 52,4% от общего количества рейсов.
Перебои с авиаперевозками наблюдаются в эти дни и в Японии. Причиной отмены как минимум 70 рейсов, по сообщениям NHK, стал сильный снегопад, обрушившийся на центральные и северные районы страны, что привело к частичной отмене внутренних авиарейсов, особенно на Хоккайдо. Оперативные действия аэропортовых служб во многом спасают положение, поэтому пока удается избежать серьезных перебоев с обслуживанием международных рейсов, как это было, например, в феврале 2014 года, когда снежная буря послужила причиной транспортного и энергетического коллапса.
В сложной ситуации оказался Инчхонский аэропорт – основные воздушные ворота Страны утренней свежести. Из-за плохих погодных условий в конечных пунктах международных воздушных сообщений (в частности, в КНР) многие рейсы были отменены, и в здании аэровокзала скопилось значительное количество пассажиров, ожидающих вылета. С учетом большого количества желающих провести зимний отдых за рубежом во время восточного Нового года (конец января), все службы аэропорта переведены на усиленный режим работы.
По информации южнокорейского агентства "Инчхон Ильбо", 15 января этого года в аэропорту находилось более 197 тысяч пассажиров, что было сопряжено с огромными трудностями, поскольку его средняя пропускная способность составляет порядка 180 тысяч человек в сутки.
Массовая отмена рейсов из-за метеоусловий наблюдалась в Южной Корее и ранее, в последних числах декабря 2016 года: аномальные зимние ливни послужили причиной серьезных сбоев в работе национальных международных аэропортов Сеула и Пусана. Они, впрочем, не носили такого катастрофического характера, как в августе 2012 года и феврале 2014 года, но, принимая во внимание загруженность Инчхона, неблагоприятные погодные условия значительно осложнили работу аэропортовых служб. Их последствия пришлось преодолевать еще несколько суток с задействованием всего технического потенциала аэропорта.
Авиакомпаниям пока еще предстоит посчитать точные суммы убытков, причиненных непогодой этой зимой. Вместе с тем, очевидно, что в целом российским аэропортам и перевозчикам удалось избежать катастрофических ситуаций, подобных тем, с которыми регулярно сталкиваются их зарубежные коллеги. Эксперты отрасли отмечают, что во многом это стало возможным благодаря высокой компетентности российских сотрудников и готовности к работе в наших подчас более чем суровых зимних условиях.
Разумеется, что любые изменения в плановом полетном расписании, вызванные погодными явлениями, всегда сопряжены с негативными последствиями — в первую очередь, экономического характера — для пассажиров и авиапредприятий. Между тем в мире уже наработан обширный опыт решения этих вопросов и конфликтных ситуаций между всеми участниками авиаперевозок.
В частности, авиакомпании США в целях подстраховки от претензий со стороны клиентов используют возможность отказа от выполнения обязательств по перевозке в связи с "зимними погодными условиями" (weather waive – "погодный отказ"). Для обоснования своего отказа авиаперевозчик обязан предоставить подробный прогноз погоды из компетентного официального источника.
При этом информационные службы компаний используют даже компьютерную графику с детальным описанием метеоданных и прогнозом развития атмосферных процессов — для наглядной демонстрации клиентам. Одновременно потенциальным пассажирам разъясняются сложности и опасности данного погодного явления и предоставляется возможность самостоятельно перебронировать рейс и пункт назначения в режиме он-лайн либо с помощью колл-центра.
В интересах клиентов широко применяются возможности цифровых технологий; в мобильных приложениях компаний American Airlines и Delta действует опция изменения маршрута в неблагоприятных погодных условиях. В настоящее время прорабатывается схема задействования подобных операций через социальные сети, в частности, Twitter.
Американские компании также планируют расширить правомочность применения "погодного отказа" в теплые сезоны — в связи с такими атмосферными явлениями как ливни и ураганы.
Все эти меры заблаговременного предупреждения, показывает опыт, действительно помогают избежать скопления пассажиров в аэропортах в критические моменты и дают авиапутешественникам возможность самостоятельно составить оптимальный маршрут.
Напомним, что российские авиаперевозчики в своей деятельности руководствуются приказом министерства транспорта России № 82 от 28 июня 2007 года (действующая редакция — от 24 ноября 2016 года) "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей". Правила регламентируют, в том числе, права и обязанности пассажиров и авиатранспортных предприятий в случае задержки либо отмены плановых рейсов. Как показывает практика, в целом ведущие авиакомпании страны строго выполняют обязательства по защите интересов своих пассажиров.
В то же время авиаперевозчики РФ выказывают больший интерес к использованию (естественно, безо всякого слепого копирования!) опыта других стран по оптимизации обслуживания клиентов в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств. Несомненный интерес для российских авиаторов, в частности, представляет возможность активного задействования цифровых технологий для своевременного оповещения клиентов и оказания помощи при изменении ими маршрута следования.
Естественно, что выбор тех или иных решений должен зависеть от норм российского законодательства, экономической целесообразности и географических особенностей нашей страны.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Самолет из Владивостока сделал 10 кругов, прежде чем смог сесть в Магадане
Аэрофлот на Дальнем Востоке: полет нормальный
Снежный циклон вызвал задержку рейсов в аэропорту Южно-Сахалинска