2 февраля 2017. Торжественная церемония награждения лучших проектов Фонда социальных инициатив "Энергия" состоялась в зале музея книги имени А. П. Чехова "Остров Сахалин" в среду, 1 февраля. Пять проектов были удостоены звания лучших. Еще семь получили специальные призы. Также был определен победитель в номинации "Общественное признание", сообщает корр. ИА SakhalinMedia.
Конкурсная программа существует с 2003 года. Первоначально она проходила под названием "Малые гранты — большие дела". А в 2013 году появился Фонд социальных инициатив "Энергия". За время своей работы компания "Сахалин Энерджи" поддержала 502 проекта в 15 районах области. В прошлом году было осуществлено финансирование 52 проектов, при этом 19 заявителей получили гранты впервые.
— Ценность мероприятия в том, чтобы продемонстрировать, что все в ваших руках, что все доступно. Мы хотели показать, что из всего можно сделать очень интересное занятие. Финансирование представленных сегодня проектов завершено, теперь они продолжают свою работу самостоятельно. Мы дали проектам старт в жизнь, — рассказала ведущий специалист отдела социальной деятельности компании "Сахалин Энерджи" Анна Лыгина, добавив, что "прошлый год был плодотворным на идеи, и все они были абсолютно разные".
По итогам 2016 года были определены пять лучших проектов, среди них: "Школа социального туризма", "Разрешите вам представить", "Фестиваль домашних театров кукол", "Сахалин Бронислава Пилсутского" и "Рука в руке".
Проект "Школа социального туризма" реализует Сахалинская общественная организация "Клуб "Бумеранг". Он является партнёрским. В рамках проекта была создана школа волонтеров-инструкторов социального туризма. Ее выпускники провели экскурсии для детей и молодежи. Слушатели также имели возможность принять участие в конкурсе на лучшую разработку просветительского маршрута. Работы победителей вошли в сборник "Технологические карты краеведческих экскурсий Сахалина".
— Я очень благодарна тем участникам, которые были в проекте. Основная концепция, продуманная организаторами – это только часть успеха. Очень важно то, какие идей и инициативы возникнут у людей, заинтересованных в проекте. К нам пришли замечательные краеведы, с которыми хочется погружаться в эту тему и делать интересные экскурсии, — отметила руководитель клуба бумеранг Валентина Мезинцева, добавив, что "огромную роль в реализации проекта сыграл Фонд социальных инициатив "Энергия"".
Автором проекта "Разрешите вам представить" является МБДУ "Детский сад №6 "Радуга" село Троицкое" Анивского района Сахалинской области. Он направлен на создание условий для формирования у дошкольников целостного представления об окружающем их мире, о значимости трудовой деятельности земляков на основе общения с предметами, воссоздающими сферу труда.
В рамках проекта был расширен мини-музей детского сада и создана новая экспозиция – "Сахалин – остров сокровищ". Одной из ее задач стало знакомство с миром профессий, их значимостью и престижем. Кроме того, был открыт кружок "Сахалинец", в котором группа юных экскурсоводов изучает темы, посвященные трудовым будням островитян.
— Победа досталась нам не очень легко. У нас было много достойных соперников. Наш проект достаточно необычен. Рассказать детям о трудовой жизни сахалинцев очень непросто. Но с помощью макетов, с помощью прекрасных воспитателей-экскурсоводов нам это удалось. Каждая группа нашего детского сада знакомится в мини-музее с трудовыми буднями сахалинцев. Кроме того, мы всегда приглашаем гостей и проводим для них экскурсии, — рассказала заведующая детского сада "Радуга" Лариса Королева.
Проект "Фестиваль домашних театров кукол" реализовал ГАУК "Сахалинский театр кукол". Цель проекта заключалась в возрождении традиций русской домашней культуры через семейные театральные постановки, укрепление семейных связей и обмен опытом воспитания детей посредством театральной деятельности.
Фестиваль проходил 5-6 ноября в большом зале Сахалинского театра кукол. На нем были представлены различные виды кукол и формы театра кукол. Участником проекта могла стать любая семья. Обязательное условие – совместное участие в спектакле детей и взрослых.
— Уникальность нашего проекта в том, что мы смогли мобилизовать семьи. Самое главное, что они нашли время, собрались вместе, и как мы считаем, создали настоящие шедевры, — отметила автор проекта, руководитель литературно-драматургической части Сахалинского театра кукол Ольга Селезнева.
Она также рассказала, что семьи писали пьесы, разрабатывали эскизы, то есть полностью погружались в жизнь кукольного театра. Немаловажное значение имеет и то, что, когда детей, участвовавших в фестивале спросили о том, кто из них будет актером-кукловодом, все подняли руки и сказали: "Я".
— Наш проект можно было бы назвать "Погружение в профессию". Мы погрузились в несколько профессий: сценаристов, режиссеров, бутафоров, художников, кукловодов. Мы даже не догадывались о том, что эти профессии настолько сложны. Мы поняли, как выглядит театр с изнанки, — поделилась впечатлениями одна из участниц проекта Галина Левченко.
По словам Ольги Селезневой, и у другой мамы был похожий отклик. Она сказала: "У нас было плоское восприятие спектакля, то есть мы видели со сцены спектакль – готовое произведение, но то, что он настолько многогранен, что он требует такого сложного труда, мы поняли только сейчас".
Проект "Сахалин Бронислава Пилсутского" реализовал ГБУК "Сахалинский областной краеведческий музей". Он направлен на развитие интереса к посещению музея, в том числе посредством организации интерактивного костюмированного культурно-образовательного проекта выходного дня для разновозрастной аудитории, посвященного 120-летию открытия первого музея на Сахалине и 150-летию российского этнографа Бронислава Пилсутского. Как рассказали авторы проекта, Бронислав Пилсутский известен на весь мир тем, что собрал первую этнографическую коллекцию по материальной и духовной культуре аборигенов Сахалина.
— Мы провели необычную для музея форму работы, которую назвали "Театрализованная костюмированная экскурсия-представление". В ее организации были задействованы не профессиональные актеры, а сотрудники музея. Даже уборщик территории принимал активное участие. Ему досталась роль каторжного Семена, — отметили создатели проекта, добавив, что "всего было проведено 15 экскурсий-представлений".
Автором проекта "Рука в руке" является МАУДО "Дворец детского (юношеского) творчества города Южно-Сахалинска. Учреждение разработало и апробировало новую дополнительную общеобразовательная программа для детей с ОВЗ с привлечением школьников-волонтеров.
Совместные занятия проходили в оборудованном кабинете декоративно-прикладного творчества по направлению "Гончарное дело". По результатам проекта издана брошюра "И невозможное возможно!" с обобщенным опытом работы с детьми с ОВЗ во Дворце творчества и в системе дополнительного образования в целом.
Помимо лучших проектов были определены победители в четырёх номинациях.
Номинации "И невозможное возможно!" были удостоены проекты "Взрослая школа" и "Путь к шрифту Брайля".
Проект "Взрослая школа" реализует ГБУ "Южно-Сахалинский дом-интернат для престарелых и инвалидов". Он направлен на содействие процессу социальной адаптации отстающих в развитии людей, повышение качества жизни и интеллектуальных способностей инвалидов через обучение основам личных школьных дисциплин.
В ходе проекта молодые проживающие дома интерната ежедневно могли посещать занятия и изучать различные дисциплины. Учащимися стали люди в возрасте от 22 до 45 лет, инвалиды первой и второй группы с диагнозами, предполагающими умственную отсталость. Уроки проходили по той же схеме, что и в школе – работа в прописях и тетрадях, с учебниками и другими пособиями, работа у доски. На факультативах клиенты дома-интерната участвовали в смоделированных воспитателем ситуациях, имитирующих обычную жизнь.
Проект "Путь к шрифту Брайля" осуществляла ГБУК "Сахалинская областная библиотека для слепых". Учреждением были приобретены тифлотехнические средства, необходимые для начального ознакомления и дальнейшего изучения шрифта Брайля. Благодаря реализации проекта родители детей с проблемами зрения смогли позволить себе специальные наборы для изучения рельефно-точечного шрифта, которые стали основой для создания фонда тифлоресурсов.
В номинации "Путь к познанию" одержали проекты "Клуб активных малышей" и "Маршрутом Чехова".
Проект "Клуб активных малышей реализует Сахалинская региональная общественная организация по туризму "Адреналин". Он направлен на пропаганду здорового образа жизни через популяризацию пешеходного и велосипедного туризма в городе Южно-Сахалинске среди молодых родителей с детьми дошкольного возраста.
В рамках проекта была проведена информационная компания для привлечения молодых семей к занятиям туризмом. Прошли обучающие семинары с родителями о том, как ходить с ребенком в походы выходного дня, какое снаряжение для этого необходимо. При этом особое внимание уделялось вопросам безопасности. Также были проведены велосипедные и пешеходные походы выходного дня для родителей с детьми.
Проект "Маршрутом Чехова" представили ГБУК "Литературно-художественный музей книги имени А. П. Чехова "Остров Сахалин" и "Ассоциация музеев Сахалинской области"". В ходе выступления зрители не только узнали особенности проекта, но и смогли услышать литературные произведение и оценить достоинства рисования по песку.
— Программа проекта ориентирована на принцип интеграции музейной педагогики в учебно-образовательное пространство. Дети и взрослые объединились, чтобы через красоту движения песка в сияние с музыкой и чтением художественных произведений донести суть шедевров литературного творчества. Зрелищем красочных шоу смогли насладиться 448 человек, — рассказала сотрудница музея.
Она также отметила, что в 2016 году в рамках проекта "Литературные вечера: под шорох страниц и песка" коллективом музея было организовано семь литературных вечеров. За восемь месяцев работы проекта состоялось 18 мастер-классов с художником по песку. В мероприятиях в общей сложности приняли участие 359 человек.
Номинации "Через тернии к звездам" были удостоены проекты "Путешествие в профессию", "Моя Земля" и Большая ракетка".
О проекте "Путешествие в профессию" рассказали представители ГБПОУ "Сахалинский техникум сервиса". Его целью является создание ранней системы профориентации детей с использованием производственных педагогических возможностей техникума.
— В своей работе мы столкнулись с тем, что дети приходят к нам в техникум, не зная особенностей выбранной профессии. В результате этого некоторые из них разочаровываются, — отметила мастер производственного обучения профессии "оператор электронного набора и верстки" Юлия Акиншина.
Благодаря проекту младшие школьники образовательных учреждений города Южно-Сахалинска познакомились с различными профессиями: повар, кондитер, парикмахер, портной, оператор электронного набора и верстки. С детскими группами были проведены практические занятия и мастер-классы в производственных мастерских техникума. А в декабре 2016 года прошел "Слет юных профессионалов", в рамках которого сотрудники провели конкурс профессионального мастерства.
Проект "Моя Земля" осуществляет МБОУ СОШ села Никольского Углегорского муниципального района. В рамках проекта был создан школьный опытный агрономический участок и питомник, а именно: установлены две теплицы, шесть парников, заложен сад с предметами детского искусства и творчества.
Летом на базе участка работники школы организовали трудовой лагерь, где учащиеся приобретали знания, умения и навыки по уходу и наблюдению за овощными культурами, декоративными кустарниками и деревьями, цветочно-декоративными растениями и плодово-садовыми культурами. А в конце октября состоялся праздник "Яблочный спас", на котором были продемонстрированы результаты проекта.
Проект "Большая ракетка, направленный на создание условий для занятий спортом и формирование установок здорового образа жизни у детей от трех до семи лет, реализует МАДОУ детский сад общеобразовательного вида №36 "Мальвина" города Южно-Сахалинска.
На территории учреждения была оборудована спортивная площадка для занятий большим теннисом. Сотрудники детского сада организовали кружок "Большой теннис", а также провели несколько мероприятий, среди которых теннисный турнир с участием детей из соседнего детского сада. Кроме того, были изданы информационные брошюры.
Победителя в номинации "Общественное признание" определили гости мероприятия. За победу боролись восемь проектов: "Возрождение русской богатырской силы", "Азбука юного ногликца", "Путешествие в профессию", "Разрешите вам представить", "Фестиваль домашних театров кукол", "Школа социального туризма", "Маршрутом Чехова" и "Сахалин Бронислава Пилсутского". По итогам зрительского голосования номинантом стал проект МБДУ "Детский сад №6 "Радуга" село Троицкое"" Анивского района Сахалинской области "Разрешите вам представить".
Нельзя не отметить следующие проекты: "Возрождение русской богатырской силы" Сахалинской региональная спортивной общественной организации "Федерация силовых видов спорта" и "Азбука юного ногликца" муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центра детского творчества поселка городского типа Ноглики.
Авторы первого проекта приехали из Поронайска. Они обучают детей силовым видам спорта, развивая способности их тела. Своей работой спортсмены охватили около 350 детей. При этом они обучают ребят не только в своем родном городе, а также в Корсакове и Южно-Сахалинске.
В своей презентации автор проекта показал отличные физические возможности. На глазах у публики он рвал календарь, колоду карт, 300-страничный справочник; загибал на зубах и голове железный прут; забивал руками гвозди и связывал их.
Сотрудники муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центра детского творчества поселка городского типа Ноглики разыграли настоящее театральное представление, в ходе которого познакомили гостей мероприятия с проектом "Азбука юного ногликца".
— Немаловажное значение в воспитании интереса и любви к родному краю играет его ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, с улицей со своим городом, а позднее со страной, его столицей, символикой и, наконец, родиной. Здесь приходят слова из песни "С чего начинается родина, с картинки в твоем букваре", — отметили авторы проекта.
Они рассказали, что идея о создании книги возникла несколько лет тому назад после проведения в детском саду конкурса рисунков для дошкольников и младших школьников "Моя малая родина". По словам сотрудников, ребята очень старались и в своих рисунках отобразили природу родного края. Однако все рисунки оказались обобщёнными, то есть нельзя было сказать, какая улица или какие растения нарисовали дети. Чтобы исправить ситацию, было решено создать книжку-помощницу.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: