Ольга Курилова: Регионы Дальнего Востока видят в АСИ партнера

Руководитель АСИ в ДФО рассказала о работе в регионах, снятии административных барьеров и взаимодействии с губернаторами
Ольга Курилова
Фото: ИА PrimaMedia

9 марта 2017. Представительство Агентства стратегических инициатив в Дальневосточном федеральном округе уже четыре года помогает выстраивать конструктивный диалог власти и бизнеса, решает вопросы снятия административных барьеров и стремится к тому, чтобы инвестиционный климат в регионах был благоприятным. Как воспринимают агентство предприниматели, почему со всей серьезностью относятся губернаторы и любят журналисты, в интервью ИА PrimaMedia рассказала руководитель представительства АСИ на Дальнем Востоке Ольга Курилова, сообщает ИА SakhalinMedia.

— В настоящее время на территории РФ достаточно много бизнес-объединений и организаций. Чем АСИ кардинально от них отличается и чем занимается, в том числе на Дальнем Востоке?

— Мы консолидируем бизнес-объединения на нашей площадке, являемся "точкой сборки" всех предложений и проектов. Работаем с Торгово-промышленной палатой, Российским союзом промышленников и предпринимателей, "Опорой России", "Деловой Россией" в части продвижения национальной технологической инициативы, кадрового обеспечения промышленного роста, развития предпринимательства и устранения административных барьеров. Также поддерживаем проекты, связанные с развитием дополнительного образования, например, робототехники. Кстати, подводная робототехника в Приморье — одна из лучших практик в стране.

Часто слышим: "А чем Агентство стратегических инициатив может помочь сейчас, в вашей повестке много будущего и мало настоящего. Но у любой структуры есть планы на будущее и есть результаты в настоящем. В 2011 у АСИ были определенные планы на будущее, сейчас – это результаты. По рейтингу Всемирного банка "Doing business" — Россия занимает 40-е место, была на 120-м. Задачи Агентству ставит Наблюдательный совет, во главе которого Президент Владимир Владимирович Путин. Предприниматели начинают сталкиваться с каким-либо барьером в отрасли. Например, устарели ГОСТы или СанПиНы. Куда они пойдут? Совершенно верно – в АСИ.

У АСИ есть мандат главы государства, наши руководители на Наблюдательный совет выносят наиболее болезненные вопросы для предпринимателей, и это позволяет сдвигать с места развитие всей отрасли.

На Дальнем Востоке АСИ занимается тем, чем и по всей стране: организует работу по Национальному рейтингу, который традиционно публикуется к международному экономическому форуму в Санкт-Петербурге, запускает проекты и внедряет лучшие практики в социальной сфере. Например, это открытие детского технопарка "Кванторум" в Комсомольске-на-Амуре, где дети могут бесплатно заниматься и приобщаться к техническим и инженерным специальностям. В этом году мы откроем подобные в Якутии и на Сахалине, в центральной части страны в пилотном режиме идет апробация получения услуг и подбора технических средств реабилитации (ТСР) для людей с ограниченными возможностями здоровья по принципу "одного окна", в Хабаровском крае начнем внедрять первый шаг — механизм сертификата при обеспечении ТСР. И так далее по каждому направлению работы АСИ.

— Бизнесмены объединяются в рамках "Опоры России" или "Деловой России", чтобы защищать свои интересы. И в данной ситуации, наверное, было бы правильно, чтобы АСИ не занималось исключительно лоббированием интересов бизнеса, а стимулировало сближение взаимодействие власти и бизнеса?

— АСИ не занимается лоббированием интересов бизнеса, мы совместно решаем вопросы улучшения делового климата, стремимся к созданию благоприятных условий для ведения бизнеса. Экономика тесно связана с социальной сферой и отражается на качестве жизни людей в каждом конкретном регионе страны. Вообще, когда все начиналось в АСИ, мы себя называли агентами успешных изменений. Так и получилось. По истечению определенного времени нам стало проще находить общий язык с предпринимателями.

Сейчас мы все больше работаем с региональными и муниципальными органами власти. Быстрыми шагами необходимо перейти к успешным изменениям. Раньше было сложно взаимодействовать, не всегда и не везде было полное взаимопонимание с представителями власти. Сейчас АСИ знают все. Региональные органы власти с нами работают в партнерстве, особенно те, кто хочет реально что-то изменить.

Следующий уровень – муниципальный. Важно сделать возможности для бизнеса равными по всей стране от Калининграда до Владивостока, чтобы то же право собственности регистрировалось за 7 дней на всей территории нашей страны. Вы зашли, получили земельный участок, дальше получили разрешение на строительство за 80 дней, подключились к электросетям за 90 дней.

И в этом плане уже есть результаты, которые можно "потрогать". Когда мы начинали, нам бизнес говорил: "Да вы сначала начинайте делать. У нас право собственности регистрируется 70 дней. Нужно поменять федеральное законодательство". И с помощью совместной работы с деловыми объединениями мы этого достигли.

– АСИ делает рейтинги инвестиционной привлекательности регионов. Правда, что вас боятся дальневосточные губернаторы?

Рейтинг – это работа всех деловых объединений. Рейтинг мы проводим уже три года для всех субъектов, с пилотным внедрением уже 4-й год. Чем он хорош? Он опросный, это обратная связь от бизнеса: как работают все механизмы и инструменты, которые федеральная власть запускает. Мы стараемся уходить от субъективного фактора. Иногда бизнесмены могут принимать ту или иную точку зрения и оценивать не конкретную процедуру, а просто власть или конкретного чиновника. Но, к счастью, рейтинг – это математика, это оценка конкретных процедур, сроков, качества оказанных услуг.

Все очень просто, опрашиваем тех, кто, например, регистрировал право собственности, подключался к электросетям, получал разрешение на строительство, оформлял земельный участок на кадастровый учет. Это конкретный предприниматель, у которого есть реальный опыт.

Боятся ли нас губернаторы, впервые слышу об этом.

На Дальнем Востоке у нас выстроена работа со всеми главами субъектов. С зампредами правительств, которые курируют экономику и отвечают за взаимодействие с агентством, мы в ежедневном режиме на связи.

У нас сейчас весьма эффективно налажено партнерство с Сахалинской областью, помимо работы по улучшению делового климата, мы откроем в этом году детский технопарк "Кванториум", в Амурской области развернули работу по внедрению лучших муниципальных практик на территории области.

— Как воспринимается представительство АСИ В ДФО: как некое "государево око" по вопросам улучшения инвестиционного климата в регионе или как реальный помощник в этом нелегком деле?

— Вопрос в том, насколько в каждом регионе сам губернатор и его команда настроены на сотрудничество. Чаще все проекты АСИ реализуются в регионе, если инициативу проявляет глава региона.

В первое время процентов 70 нас воспринимали как "око государево". А сейчас ситуация поменялась. Многие регионы видят в нас партнеров.

— А как к представительству относятся предприниматели: как к няньке, некоему ходатаю по их делам в высших эшелонах власти или как к структуре, которая реально подсказывает новые пути развития?

— Об этом лучше спросить самих предпринимателей. Скажу лишь одно: если у бизнесмена возникает какая-либо проблема, когда он сталкивается с органом власти либо с надзирающим органом, и невозможно ничего решить, он приходит к нам. Мы подсчитали, что порядка 40-ка предпринимателям в ДФО мы помогли не уйти в пропасть со своим бизнесом. А это порядка 2,5–3 тысяч рабочих мест на Дальнем Востоке, которые мы фактически спасли.

— Можете привести примеры?

— Мы плотно работали по проблеме таможенных складов DNS. Наше руководство помогло выстроить сотрудничество с Федеральной таможенной службой в Москве, чтобы предприятие продолжало работу и не было заблокировано на долгий период времени.

Также помогли предпринимателям социально-ориентированных направлений, которые занимаются частными детскими садами. Мы помогли им выстроить работу с Роспотребнадзором, прокуратурой, куда они вообще не хотели идти.

Далее идут предприниматели, которые строили объекты и не могли получить разрешение на строительство в Магаданской области. А также бизнесмены в Якутии, которые развивают современный агропромышленный комплекс.

Это не наша прямая обязанность помогать решать конкретному предпринимателю какой-либо бюрократический вопрос. Но иногда, если возникло напряжение и не получается решить вопрос на уровне региона, мы подключаемся и помогаем. Хочется, чтобы для глав муниципалитетов, вице-губернаторов, курирующих экономику, был важен каждый предприниматель, который дает налоги в бюджет, рабочие места и просто продвигает и развивает территорию.

Зачастую мы слышим критику в адрес бизнесменов. Но вы только представьте на минутку, что перестанет работать все, чем занимаются бизнесмены. А это транспорт, питание, услуги и т.д. Через час–два мы поймем, что нужно по-другому на них смотреть. Безусловно, есть добросовестные предприниматели, но им часто мешают вести бизнес. Есть предприниматели, у которых есть конкурентное преимущество – они поближе к власти, и им помощь не нужна, то это тоже временно. Но мы создаем равные условия для всех.

— Допустим, мы – предприниматели и хотим открыть свой бизнес на Дальнем Востоке. Где лучше всего это сделать?

— Смотря, что хотите начать и где. Если вы хотите что-то делать в части развития новых технологий и производств, рекомендовала бы открывать свое предприятие в Комсомольске-на-Амуре. Там налажен производственный процесс, вы сможете встроиться в эту технологическую цепочку. Если бизнес связан с транспортом и логистикой, то это Приморье, и его режим свободного порта "Владивосток". Но, в целом, пока отстаем мы от передовых регионов страны, которые занимают места в первой двадцатке рейтинга. Однако усилия, которые прикладывает Юрий Петрович Трутнев по развитию Дальнего Востока предприниматели оценивают как положительные, и уже видят предварительные результаты реализации своих проектов. Просто у нас большая территория, всегда проще развивать что-то маленькое.

— Мы тоже видим усилия Юрия Петровича Трутнева. А когда мы увидим результаты? Мы недавно брали интервью у руководителя дальневосточного филиала компании Ernst & Young Алексея Ерохина. Он считает, что бизнесу нужно набраться терпения. Не так просто и быстро можно изменить федеральное и региональное законодательство и заставить чиновников думать так, как думает бизнес.

— Мы это все уже видим. Все хотят откладывать на будущее, а нужно делать здесь и сейчас. Мы как агентство начали двигаться вместе с Академией Президента, которая проводит обучение всех чиновников. Они заведены в систему проектного управления онлайн. Уже 36 регионов прошли обучение, в этом году еще 36. Региональные компании уже видят результат и говорят: "У чиновников поменялось сознание".

— С Дальнего Востока есть?

— Конечно. Прошли обучение ЕАО, Амурская область, Приморский край, Магаданская область. В этом году "учатся" Сахалинская область, Хабаровский край, Чукотский АО, Республика Якутия и Камчатский край. Кстати, одной из лучшей команд по итогам первой волны обучения признана команда Амурской области.

Сейчас существует тренд — предпринимателям нужно терпение. Вообще-то им нужно не только терпение, но и понимание, какое будущее грядет, сколько будет освобождаться рабочих мест, что будут заменять роботы и программы, какое количество людей будет принимать участие в бизнес-процессах, какие изменения грядут в связи с глобальными трендами, а то потом снова окажется, что все получилось неожиданно.

Но не весь бизнес сейчас готов перестраиваться. Мы хотим привезти товар, накрутить на него 200% и продать. К сожалению, времена не те, технологии развиты. Соответственно, тут же развивается интернет-торговля. Рядом Китай — великий стратегический партнер и конкурент. А там, где есть возможности, есть и угроза. На китайский рынок не так просто выйти. А еще можно и встретить определённые барьеры при прохождении процедур через границу. Мы Владивостокской фабрике мороженого помогли справиться с определенными административными барьерами за короткий период времени. Нам бы хотелось, чтобы такие предприятия расширялись и занимали все большую долю на рынке Китая.

— Вернемся к цифрам. Вы сказали, что помогли 40-ка бизнесменам. Если проанализировать ситуацию, в каких субъектах это было, кому приходилось помогать больше, с чем была связана помощь в большинстве случаев: таможенными вопросами или разрешением на строительство?

— Таможенные процедуры – это вообще самая главная проблема для всех предпринимателей. Во-первых, это корректировка таможенной стоимости, что волнует предпринимателей, особенно дальневосточников. Нам говорят, что крупным предприятиям проще ввозить через Санкт-Петербург, Москву а потом везти на Дальний Восток. Пока сложно с прохождением таможенных процедур на Дальнем Востоке. Предприниматели обращаются к нам по этому поводу практически ежедневно.

Далее – проблемы с приобретением земельных участков, с конкретными чиновниками, которые не хотят выдавать разрешения на строительство, а откладывают в стопку на дно папки. И этот субъективный фактор срабатывает процентах в 90. В каждом регионе получение разрешения на строительство – архиважный вопрос.

Мы не только знаем, что происходит в каждом конкретном регионе по подключению к газу, по подключению к водо— и теплоснабжению, по количеству обоснованных и необоснованных проверок, нам бизнес рассказывает все. Но чтобы не быть голословными, мы их проверяем с помощью контрольных закупок в рамках реализации Национальной предпринимательской инициативы и все итоги идут в доклад "Клуба лидеров" Президенту Владимиру Путину.

Дальше – социально-ориентированные предприниматели, которые оказывают услуги, например, частного детского сада, каких-то кружков, частные медицинские клиники. У них тоже ряд проблем. Сейчас они в ряде регионов с трудом проходят лицензирование. Для многих это звучит как приговор. Но от карательной системы в сознании надо уходить.

Мы должны понимать, что у нас есть поручение Президента — до конца 2017 года все целевые модели внедрить, чтобы это все начинало работать. Постановка на кадастровый учет должна занимать 38 дней. Сейчас в среднем по стране она занимает 80. Регистрация права собственности – 7 дней. Сейчас – 15. Два года назад было 60–80 дней. Почему? Потому что все заводится в электронный документооборот. Разрешение на строительство к 2021 году должно занимать 80 дней. Но мы говорим про простые объекты, а не про большие комплексы. К концу 2017 года – 129 дней. Сейчас это 210 дней. Это средняя цифра по России. К таким показателям должна прийти вся страна. Это конкретные числовые результаты, которых должен достичь каждый субъект. А самая главное – это командная работа региональных администраций.

— Не получится, как с майскими указами? Планы есть, поручения есть, а исполняется плохо.

— Мы уже сейчас можем эти результаты посчитать. Если мы четыре года назад начинали работать с получением разрешения на строительство, оно занимало порядка 600–700 дней по стране в среднем, а то и до 1000 доходило. Сейчас таких цифр мы уже не видим, если только предприниматель не остановил строительство объекта из-за отсутствия средств. По поводу подключения к электросетям заявку можно уже в электронном виде подавать. Все стало понятно. У нас все хорошо с выполнением майских указов. Есть рейтинг Doing business, который меряет в целом страну. Мы начинали со 120-го места, а сейчас Россия занимает 40-е место. 80 строчек вверх. Оценивает независимый Всемирный банк, офис которого находится в Вашингтоне.

Результаты ключевые уже есть. Если мы берем дополнительное образование, на Дальнем Востоке появятся три детских технопарка. Сахалин открывает самый большой. В Якутии откроется технопарк "Кванториум", куда дети будут бесплатно ходить и приобщаться к инженерным специальностям. Аналогичный проект будет реализован в лагере "Океан" в Приморском крае. Наша задача – сделать максимально доступным все, что сейчас предлагает федеральная власть. Это все субсидирует федеральный бюджет. Если мы берем национальную предпринимательскую инициативу, она связана с рейтингом напрямую. Мы проводим контрольные закупки, как было уже сказано. Следующая история – мы сейчас работаем с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Все проекты поддержаны Президентом. В Архангельской области активно работают над проектом, когда человек с ограниченными возможностями может получить все услуги в одном месте по типу МФЦ до подбора технических средств реабилитации.

— Расстраивает, что в нашей беседе вы в качестве примеров приводите другие регионы страны.

— Меня это тоже расстраивает. Самое для меня сложное, когда я приезжаю в регионы, вижу в "дорожных картах", в ключевых показателях эффективности, что отсутствует между строк слово "развитие". Задача зачастую такая: вот направление, вот перечень мероприятий, вот результат. Но нам интересен и процесс. Будут ли за 7 дней регистрировать право собственности? Здесь зависит от конкретного руководителя, настроен ли он и его сотрудники на развитие и создание комфортной среды. Пока на Дальнем Востоке мы отстаем от страны, но думаю в этому году у нас должны появится лучшие практики работы с бизнесом.

— Может, нужно поменять чиновников? В романе Марка Твена "Том Сойер" написано, что старую собаку новым шуткам не обучишь. Наверное, трудно чиновника переобучить?

— Сейчас наблюдается такая тенденция, и мы ее видим: в ряде регионов приходят новые губернаторы, главы городов, которые знакомы с передовыми технологиями, готовы к новым вызовам, понимают, что такое команда и как она должна работать. Мне, например, нравится выражение "продвинутые главы муниципальных образований". В Хабаровском крае кладезь таких глав. Во власть должны прийти люди, готовые что-то менять и меняться сами. Все же проще со стороны покритиковать, а иногда полезно посмотреть на себя в зеркало и спросить "А что я сам сделал или изменил для кого-либо?".

— Мониторинг федеральных и региональных СМИ показывает, что отношение СМИ к АСИ в общем-то положительное. Даже "Эхо Москвы" вас не троллит. Почему? Умеете работать с журналистами?

— Даже не знаю. За время работы нашего агентства очень мало читаем в СМИ плохого о себе. Мы чутко реагируем на критику. Если предприниматель двигает проект, а потом заявляет: "Вы долго раскачиваетесь. Я без вас или с вами – все равно это сделаю". Нас это цепляет, у нас появляется драйв, и мы начинаем с этим предпринимателем вместе работать. Мы – не государственная машина, у нас регламенты другие, нам это позволяет больше маневрировать. Мы не боимся критики нашей работы на Дальнем Востоке. Если что-то не так, готовы исправиться. Мы открыты к диалогу, к критике, но если она конструктивная.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость