Ошибка – это Божья благодать: как проходят репетиции квартирника в сахалинском драмтеатре

Фоторепортаж
Квартирник в Чехов-центре (репетиции)
Фото: Денис Таушканов, ИА SakhalinMedia

12 мая 2017. В Сахалинском международном театральном центре имени Антона Чехова проходят репетиции третьего квартирника под названием "72". Актеры активно разучивают песни, стихи о Великой Отечественной войне. Корреспондент ИА SakhalinMedia пришел посмотреть на работу творческих людей за кулисами.

— Идея организовать домашний мини-концерт не моя, а главного режиссера. Просто реализацию поручили мне, — рассказывает режиссер квартирника Марина Семенова. — Чтобы получше познакомиться с этим форматом, я стала отсматривать видео в интернете, смотрела программы "Квартирник у Маргулиса". Конечно, сделать так, как там, не получится, но этого и не надо. Мы хотим разрушить "четвертую стену" между зрителями и актерами. Квартирник предполагает диалог со зрителем. Моя работа, как режиссера, заключается в том, чтобы всем было комфортно, легко и интересно: актеры не должны чувствовать, что им навязали работу, а зрители должны свободно с ними общаться. У нас даже рассадка необычная: все артисты и зрители сидят вперемешку. Также я должна следить за порядком выступлений и поддерживать гармоничную атмосферу.

Марина Семенова повела корр. ИА SakhalinMedia в репетиционный зал.

Не доходя до зала, можно услышать "творческую работу": один наигрывает ритм на барабанах, другой – на баяне, третий – в бубен бьет. Во время репетиции все актеры друг другу помогают.

— Андрей Владимирович (Кошелев — прим. редакции), вы свистеть умеете? – спрашивает режиссер.

— Ну, так, могу.

— Хорошо. Давайте еще раз.

И актер Чехов-центра Андрей Кошелев так свистнул, что другие артисты обрадовались и добавили такой же свист в конец песни "Казаки в Берлине".

Стоит отметить, что здесь артист выходит из привычных рамок. Если в спектакле он получает роль, которая обусловлена режиссерским выбором, то на квартирнике артисты чувствуют себя “настоящими” и могут высказаться.

— Это своеобразный опыт для артиста, где он может открыто и откровенно пообщаться со зрителем. Если в спектакле надо играть определенные роли, то здесь мы настоящие. Я — это Я. Анна Антонова – это Анна Антонова, — рассказывает актриса Алиса Медведева. – И как отметила Марина Семенова: "Любой “косяк”, ошибка – это божья благодать. Это надо ценить".

Музыкант Анатолий Балла был на всех квартирниках театра, на которых активно помогал в организации. И этот раз не исключение. Как он отметил, ему нравится здесь работать из-за очень мощного сгустка творческой энергии.

Во время работы он постоянно советует, как лучше спеть песню, сыграть ту или иную ноту в определенном месте.

— Наташа, помнишь, у нас ломается момент, смещается доля, когда ты поешь "И видя сверху наш 21 век"?

— Да. То есть, где строчка "наш 20 век"?

— Да. Так вот, убираем слово "наш". По смыслу все ясно, сохраняется ритм. И у нас все идет как по маслу.

Как отмечают артисты, квартирник хорош тем, что здесь выступления и разговоры проходят без напряжения. Во время выступления на мини-концертах всегда сохранялась дружеская, семейная атмосфера. И здесь у артиста нет той ответственности, которая лежит на его плечах во время спектакля.

— Спектакль — это спектакль, концерт – это концерт. Там все должно быть отточено, отрепетировано. А квартирник репетируется сравнительно немного. Здесь артист может спокойно выйти с листочком, читать по нему стихи или песню. Он может ошибиться, попросить прощения у зрителя, посмеяться вместе с ним и попробовать снова. И никто за это не осудит, — делится ведущий мастер сцены Анна Антонова

Напомним, квартирник в России появился в 1980-х годах, когда музыканты не могли давать официальных публичных концертов из-за политических запретов. Они собирались на квартирах. Там в домашней обстановке между зрителями и музыкантами проходил свободный диалог: каждый мог выступить с песней или стихотворением, обсудить услышанное. Однако организация таких мини-концертов на дому могла привести людей к тюрьме. Но квартирники проводились из-за бунтарства вызванного политическими запретами. В таких домашних условиях выступали Виктор Цой, Александр Башлачев, Егор Летов и другие.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость