"Почетный гражданин" Испании и Аргентины посетил "Край света" на Сахалине

Конкурсный фильм, по мнению зрителей, является главным претендентом на победу
Афиша
Фото: Кинопоиск

30 августа 2017. Анна ОМ. Испания и Аргентина представили своего "Почетного гражданина" (18+) на седьмом Сахалинском Международном кинофестивале "Край света-2017" (режиссер Гастон Дюпра, Мариано Кон). Вместе с конкурсным фильмом в областной центр прилетел один из продюсеров картины Фернандо Соколович. Такого восторженного приема со стороны зрителей организаторы "Края света", по их словам, не видели никогда за годы проведения кинофестиваля. Можно открыто заявлять, что фильм стал одним из главных претендентов на победу в конкурсе, сообщает корр. ИА SakhalinMedia.

Главное действие фильма разворачивается в Саласе — небольшой провинциальный городок Аргентины.

"Если проколоть земной шар иглой, то в месте острия окажется Южно-Сахалинск, а с другой стороны — затерянный в Аргентине Салас," — с такими словами обратился к островному зрителю Фернандо Соколович перед началом показа.


Переводчик (слева), Фернандо Соколович (справа). Фото: Анна Ом, ИА SakhalinMedia

Сюжет картины разворачивается вокруг лауреата Нобелевской премии по литературе, писателя Даниэля Мантовани (Оскар Мартинес). "Желчный и пресыщенный интеллектуал" — так характеризует его автор.

По словам продюсера фильма Фернандо Соколовича, сюжет фильма родился из газетной статьи об одном Нобелевском лауреате по литературе.

Еще в молодые годы Мантовани покидает Аргентину и живет в Европе. Каждый день он получает огромное количество приглашений выступить в самых престижных аудиториях мира. Однако почти на все эти письма отвечает отказом.

Кто бы мог подумать, что, отвергая предложения, о которых другие писатели могут только мечтать, Мантовани вдруг согласится отправиться в свой хоть и родной, но далекий никому неизвестный провинциальный городок Салас, чтобы получить там медаль почетного гражданина.

"Мантовани не имел возможности творить в полную силу в маленьком городе. Он переехал в Европу и более 40 лет не возвращался в родные места. Приехав в Салас, ему пришлось пережить противостояние не только с маленьким обществом, но и с самим собой," — рассказал Фернандо Соколович на встрече со зрителями. Программный директор "Края света" Алексей Медведев увидел в этом свой смысл. Ему показалось, что Даниэль Мантовани в юношеские годы уехал из Саласа, потому что в то время в Аргентине царила диктатура. По прошествии многих лет установилась свобода. Писатель вернулся в родные края, но увидел, что в умах людей ничего не изменилось, такой вывод сделал для себя Медведев.

Как только писатель прилетает на "малую родину", режиссер сразу дает понять и главному герою, и зрителю, насколько беден и "темен" Салас со своими местными жителями. Город встречает знаменитого гостя нелепыми почестями.

На протяжении всего показа в зале то и дело раздавался громкий смех. Фильм, несмотря на свой серьезный посыл и драматический сюжет, был вдоволь наполнен юмором, который сахалинский зритель с удовольствием оценил "в полный голос". По словам Фернандо Соколовича, режиссеры не планировали наполнять картину юмором. Это вышло само по себе. Но тем, что фильм вызывает добрый смех зрителя, в конечном счете создатели остались довольны.

Жители ужасно гордятся тем, что знаменитый на весь мир писатель родился и вырос именно в Саласе. Гость получает медаль почетного гражданина Саласа, присутствует на открытии памятника самому себе, созданного руками местных скульпторов. Но в ходе просмотра фильма становится ясно, что о содержании книг Мантовани знают лишь некоторые горожане. Люди добровольно приходят на лекции писателя, но слушают без особого интереса и понимания. Складывается впечатление, что жители гордятся лишь тем, что их земляк добился невероятных успехов, а само творчество их ни капли не интересует.

Меньше город — больше ада

С каждым новым днем пребывание в родном городе становится для Даниэля все более невыносимым. И если раньше он предпочитал верить в то, что местные его обожают, то во второй части фильма герой видит только зависть, лицемерие, желание получить какую-то выгоду от богатого земляка.

— Маленький всеми забытый Салас и его жители олицетворяют все наше общество в целом... Общество со своими недостатками: эгоизмом, лицемерием, меркантильностью, невежеством, закоренелостью, неблагодарностью. Время идет, а жители Саласа варятся в собственном соку и не хотят меняться. Они только плачутся о том, что во всем виноват их провинциальный городок, но на самом деле каждого устраивает та действительность, в которой он находится. Потрясающее кино, достойное Гран-при фестиваля, — мнение зрителя.

Мантовани начинает знакомить людей со своими принципами, отказывая им в той или иной просьбе, и сразу же находит недоброжелателей и встречается с общественным осуждением.

Горожане наконец читают книги писателя и сразу же узнают в их персонажах себя. Их маленький город в произведениях Мантовани выглядит совсем не в том свете, в каком его хотелось бы видеть местным жителям. Любовь и признание, пусть и не совсем настоящие, в один миг сменяются на гнев и обиды.

Как отметил на обсуждении фильма Алексей Медведев, впервые за годы проведения "Края света" со стороны зрителей звучало больше слов благодарности и высказываний собственных мыслей по поводу фильма, чем вопросов. Интересен тот факт, что при просмотре картины каждый человек сумел уловить свой "глубокий смысл", о котором режиссеры на самом деле и не думали. Но, как сказал главный герой "Почетного гражданина" Даниэль Мантовани, главное то, что видит читатель (зритель, слушатель), а не то, что хотел сказать автор.

Александр Ли

Артист драмы высшей категории (Сахалинский международный театральный центр имени Антона Чехова)

"Многие помнят мексиканские, аргентинские сериалы 90-х годов. В самом начале просмотра "Почетного гражданина" мне на несколько минут показалось, что мне включили какой-то телевизионный фильм. Было ощущение, что передо мной на протяжении двух часов будет крутиться "мыльная опера". Но на определенной минуте я принял правила игры режиссера и понял, что за первоначальной легкостью и умелой драматичностью скрывается целая трагедия. Это меня и впечатлило.

Жанр фильма постоянно меняется. Если сначала перед глазами зрителя разворачивается мелодрама с элементами комедии, то в конце режиссер сталкивает нас с настоящей, как я уже говорил, трагедией... трагедией человеческой души. При этом, вся картина пронизана тонким юмором, который никуда не исчезает ни в начале, ни в конце.

Я, как зритель, повидавший разное кино, сожалею только об одном: очень плохо, что такие фильмы никогда не будут у нас в прокате. Очень хотелось бы, чтобы их показывали в кинотеатрах хотя бы раз в месяц, не говоря уже о чем-то большем. Такое кино мне гораздо ближе, чем "попкорновое" кино.

Мое мнение - "Почетный гражданин" достоин главного приза кинофестиваля". 

Светом в "темном царстве" является Ирэн (Андреа Фриджерио) — бывшая девушка Монтовани. Она единственная, кто прочел все его книги, кто понял его и кто пытался ему помочь. Из фильма становится ясно, что женщина не переставала любить Даниэля на протяжении всех 40 лет, пока его не было в городе.

История в Саласе заканчивается для Мантовани едва ли не трагично. Затаивший в себе ненависть и обиду муж Ирэн приглашает писателя на ночную охоту, где тот оказывается подстреленным из ружья.

Режиссерам ловко удается обмануть зрителя. Когда тот уже мысленно собирается скорбеть по полюбившемуся персонажу, на экране как ни в чем ни бывало появляется Даниэль Мантовани. Он не только выжил, но и после многих лет творческого застоя написал роман "Почетный гражданин".

Стоит отметить, что, по словам Фернандо Соколовича, работа над фильмом длилась на протяжении долгих пяти лет. Для сравнения: конкурсный фильм "Сеть" корейского режиссера Ким Ки Дук снимался всего две недели. В съемках "Почетного гражданина" принимали участие профессиональные актеры. Картина была выпущена в 2016 году, но уже успела удостоится Кубка Вольпи за лучшую мужскую роль и приза Витторио Венето (Венецианский кинофестиваль-2016), премии Аргентинской киноакадемии в категориях "Лучший актер", "Лучший актер второго плана", "Лучший сценарий", премии "Гойя" в категории "Лучший латиноамериканский фильм", премии "Ариэль" в категории "Лучший латиноамериканский фильм", приза фестивалей в Вальядолиде, Салониках, Хайфе и многих других наград.

Справка: Гастон Дюпра, Мариано Кон — режиссеры и продюсеры кино и ТВ. Первоначально снимали видеоарт и экспериментальное кино, их работы снискали международное признание. На телевидении создали множество оригинальных форматов, в частности первое в мире реалити-шоу Televisión Abierta (1989) — предшественник YouTube. Их полнометражные документальные и игровые фильмы завоевали призы на множестве фестивалей, в том числе на "Сандэнсе", МКФ в Мар-дель-Плате, Монреале, Стамбуле, Риме, Токио и других. Дюпра и Кон были удостоены премии Аргентинской киноакадемии и премии аргентинской критики "Кондор" в категориях "Лучший фильм" и "Лучший режиссер", номинировались на премии "Гойя", "Ариэль".

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

#КрайСвета

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость