30 октября 2017. На южные Курильские острова в этот раз прибыла делегация в составе 54 человек. Работа велась по 5 направлениям: марикультура, сельское хозяйство, туризм, энергетика и утилизация отходов. Самая большая группа, в количестве 21 человека, работала по направлению — туризм. 27 октября в первый день пребывания бизнес-миссии на Кунашире "туристическая" группа посетила часть маршрута "Кальдера вулкана Головнина", пройдя 3 км от автомобильной дороги до смотровой площадки в охранной зоне заповедника "Курильский", где открывается вид на заповедную вулканическую котловину, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на пресс-службу заповедника.
Накануне на этом и других эколого-туристических маршрутах, по которым водят группы сотрудники заповедника, побывал директор Александр Кислейко вместе со прибывшей к приезду бизнес-миссии съёмочной группой канала ОТР, которой также удалось отснять великолепные видовые панорамы и узнать о животном и растительном мире заповедника.
Погода была прекрасная, по дороге можно было увидеть хорошие виды на Кунашир. Краски осени, свежий воздух, необыкновенный цвет воды кальдерных озёр… Участников делегации сопровождали сотрудники заповедника, чиновники областной и районной администрации, журналисты, представители российских туристических фирм . Японские бизнесмены во время маршрута говорили о хайкинге. Это пешие горные прогулки, которые сейчас набирают популярность во всем мире. Однако и здесь необходимы вложения, чтобы промаркировать маршрут, построить по дороге скамейки, беседки для промежуточного отдыха и лестницу с обзорными площадками, которая сократила бы дорогу к озерам на два километра.
Еще несколько рабочих моментов: по поводу мусорных баков на маршруте у японцев предложений не было, в красивой местности баки портят пейзаж и служат приманкой для медведей. Сегодня все цивилизованные люди понимают, что посетители эколого-туристического маршрута в состоянии вынести свой мусор за собой и должны это делать, а не оставлять для растаскивания животным и не создавать дополнительной работы другим. А вот по поводу туалетов у начала маршрута и в самом Южно-Курильске предложения (и очень настоятельные) прозвучали. Были вопросы и по поводу обеспечения безопасности тургрупп от медведей, по количеству такси и экскурсоводов на Кунашире, которые могли бы сопровождать группы (желательно со знанием языков), по количеству мест в гостиницах и кафе, по возможным местам для развития зимнего лыжного туризма.
После возвращения с маршрута состоялся обмен мнениями в Южно-Курильском районном краеведческом музее, где японская сторона познакомила со своими конкретными предложениями по приёму японских туристических групп на Южных Курилах. В настоящее время Кунашир единовременно может принять группу в количестве 60 японских туристов. Для приёма более многочисленных групп необходимо развитие сети гостиниц, кафе, наличие дополнительного транспорта в виде автобусов и "вахтовок" повышенной проходимости.
Также по мнению японской стороны необходимо дополнительное усовершенствование портовых сооружений, а в аэропорту Менделеево — введение ILS (курсо-глиссадная система посадки самолётов по приборам). Так в аэропорту Кусиро (о.Хоккайдо) введение такой системы позволило снизить число отмены рейсов из-за погодных условий с 350 до 30 в год.
Вечером 27 октября бизнес-миссия на японской судне "Этопирика" вышла на остров Итуруп. 29 октября – запланировано посещение Шикотана, 30 октября – вновь Кунашир, закрытие границы и возвращение в порт Немуро (о. Хоккайдо).
Вопросы законодательного характера, разрешительных документов и таможенных правил во время этого визита не рассматривались.