2 ноября 2017. Анна ОМ. Жители Поронайского района вот уже который год подряд трубят во все инстанции об отсутствии нормальной переправы на заречную часть города, которая в народе имеет название Сачи. Обитающие там люди в прямом смысле этого слова отрезаны от внешнего мира. Они не могут вызвать скорую помощь и молят Бога, чтобы ненароком не случился пожар. Многие жители района, работающие на заречной территории, уже давно смирились с тем, что после трудового дня они могут не попасть домой. А многочисленные дети, обучающиеся в сачинской школе-интернате, привыкли пропускать занятия при любом незначительном ухудшении погоды. Помимо ситуации с переправой, в проблемной части города есть и другие беды: отсутствие водоснабжения, вывоза мусора и, как уже говорилось, пожарных и медиков. И местные, и областные власти предпочитают не вмешиваться в "чужие" проблемы, сообщает корр. ИА SakhalinMedia.
От лица жителей Поронайского района ситуацию разъяснила кухонный работник МБОУ школа-интернат №3 "Технологии традиционных промыслов народов Севера" (учреждение расположено на заречной части города — прим. редакции) Людмила Шеремет.
По словам женщины, жители и работники заречной части города уже наизусть знают все цифры, факты и другие данные, связанные с переправой, которой попросту нет. Одна и та же информация мусолится изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год, то и дело перерастая из "кухонных" разговоров в жалобные письма на имя мэра, областных депутатов, губернатора и даже самого президента.
А в ответ тишина...
Ответом поронайцев удостоил только глава района Александр Радомский. Из письма жители поняли, что на местную власть рассчитывать не придется.
Кухонный работник МБОУ школа-интернат №3 "Технологии традиционных промыслов народов Севера"
- Проблем у нас много. Например, мусор вообще не вывозят из-за той же переправы. Мэр Радомский в своем письме ответил, что мы должны заключить договор с соответствующей организацией, которая и будет перевозить отходы. У меня волей-неволей возникает вопрос: то есть я живу на всеми забытой части города без нормального водоснабжения и возможности выезда в центральную часть города, и я еще и должна платить коммунальной компании за вывоз мусора и за переправу через реку туда-обратно? И нужно не забывать о том, что в любой момент судно может просто не пойти через реку из-за погодных условий.
Единственная на острове колонка уже давным-давно вышла из строя. К нам когда-то приезжали строить новую. Потом на ней же и написали, что пить такую воду нельзя. В своем письме мэр Радомский признал, что колонка неисправна.
Толком никакой ясности наш глава не внес. На наши вопросы, связанные с отсутствием врача и пожарных, Радомский ответил, что Сачи находится в черте города, поэтому мы должны вызывать службы, как и все остальные поронайцы. В черте города! А каким образом к нам эти службы переправляться через реку будут?!
Чтобы решить все проблемы, нужно всего лишь наладить переправу через речку. Тогда к нам смогут приезжать медики, пожарные, полиция, будут вывозить мусор, люди спокойно смогут ездить на работу, а за всем необходимым отправляться в город на другой берег.
Губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко также ответа не дает. Но многострадальные жители заречной части Поронайска его не винят, а спокойно ждут. Они предпочитают верить в то, что их письмо с мольбами о помощи затерялось где-то по кабинетам и приемным правительства, не дойдя до адресата. "Может, до него просто не донесли информацию о нас", — вздыхает Людмила Шеремет.
Отметим, расстояние от одного берега города Поронайска до другого составляет около 200 метров. В 2012 году местная администрация в рамках программы по развитию коренных малочисленных народов Севера приобрела для населения судно на воздушной подушке — речной автобус на 14 человек. По словам жителей, судно стоимостью в 4,5 млн рублей, не исчерпав все свои ресурсы, перестало функционировать.
Переправа на заречную часть Поронайска. Фото: Юрий Гуршал, ИА SakhalinMedia
Началась реализация второго судна — речной трамвай "Самара" на 12 мест, который был доставлен из Поволжского района. Катер был куплен по заказу Поронайского муниципалитета. Как рассказали жители города, его стоимость превысила 3 млн рублей. При этом, более полумиллиона рублей ушло на доставку. Общая сумма контракта составила 3 758 115 рублей. Еще 100 тысяч рублей было потрачено на приезд на Сахалин представителя поволжской компании, который помог запустить судно.
Теперь "Самара" возит только школьников, учителей и персонал. Всего около сотни человек. Чтобы перевезти такое большое количество пассажиров, судно делает три ходки, начиная с 8.00. В 15.00 по окончанию занятий в школе "Самара" также в несколько заходов забирает всех в город.
Что касается всех остальных людей, то к ним "на помощь" пришел предприимчивый бизнесмен. Он пускает по реке небольшое судно, но за проезд берет с человека от 50-ти до 100 рублей. При любом даже самом незначительном ухудшении погоды или при сильном приливе "лодка" уже не идет. К "Самаре" это тоже относится.
Вот так выглядит беспредел со стороны чиновников, которые набивают свои карманы деньгами, заботясь только о собственном благополучии и совершенно не думая о следующем поколении, заключил один из жителей Поронайского района.
Кухонный работник МБОУ школа-интернат №3 "Технологии традиционных промыслов народов Севера"
— Нас омывает речка. Мы никак не можем попасть в город. На сегодняшний день на заречной стороне проживает около сотни человек. И все брошены на произвол судьбы. Помимо них, есть люди, у которых на заречной части дачи, собаки, куры, свиньи. Некоторые люди приезжают порыбачить, за ягодой сходить. В случае чего все остаемся заложниками "одностороннего острова". Плюс ко всему, на территории функционирует школа-интернат, в которой я являюсь кухонным работником. Ветер чуть дунет — лодка не пойдет. Лодка не пойдет — я на работу не попаду.
На днях ветерок подул чуть сильнее обычного — лодка не пошла. Преподавателям пришлось ночевать в здании школы. В хорошую погоду тоже радоваться не приходится, так как суденышко ходит редко, часто ломается. Да и стоит переправа через реку от 50-ти до 100 рублей. Кроме того, из-за приливов до пирса попросту не дойти. С него тоже сойти нельзя — все размыто.
Сейчас заморозки начинаются. Нас из интерната перебрасывают в город. Дети три месяца, как тараканы, будут проживать по всем школам. К примеру, ночевать — в четвертой, а учиться — в восьмой. Мы, как кухработники, будем ездить в город. Только как? Детей ведь перераспределяют на время из-за невозможности переправиться через реку... А как должны перебираться с берега на берег сотрудники интерната?