Сахалинская область вошла в число лидеров "Рейтинга потенциала регионов"

Как отмечают эксперты Центра развития региональной политики, островные шельфовые проекты до сих пор являются одними из самых капиталоемких
Тематическая фотография
Фото: Юрий Гуршал, ИА SakhalinMediа

22 января 2018. Эксперты Центра развития региональной политики (ЦРРП) подготовили первый "Рейтинг потенциала регионов". В качестве пилотного проекта был выбран Дальневосточный федеральный округ, обладающим наиболее мощным, но не раскрытым потенциалом. Сахалинская область оказалась в числе лидеров рейтинга, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на Центр развития региональной политики.

"Рейтинг потенциала регионов" — это попытка оценить инвестиционную привлекательность территории, эффективность и вовлеченность в процесс развития региональных властей, сравнить субъекты дифференциально, опираясь не столько на интегральные показатели, сколько на прогнозы динамических изменений.

Восстановление Севморпути в качестве приоритетной задачи транспортной стратегии России вызвало бурный интерес со стороны инвесторов к регионам ДФО, попадающих в зону развития проекта. "Наша магистральная задача — повысить привлекательность Дальнего Востока", — заявил ранее президент РФ Владимир Путин, выступая на Восточном экономическом форуме, — "мы в ходе форума занимаемся большим макрорегионом Дальнего Востока. Но не менее важно, что происходит в каждом конкретном субъекте РФ, дальневосточном – в первую очередь". В этой связи эксперты, руководствуясь поручением президента, занимаются исследованием проблематик ДФО.

Составители "Рейтинга потенциала регионов" изучили реализуемые меры по улучшению инвестиционного и предпринимательского климата, взаимодействие органов власти и бизнес-сообщества, работу институтов развития, работу режимов ТОР (территорий опережающего развития), перспективы экспортно-ориентированного сектора экономики (включая потенциал развития Северного морского пути и перспективы транспортировки СПГ), развитие предпринимательства на муниципальном уровне и т. д.

"Потенциал — это совокупность всех имеющихся в федеральном округе возможностей, средств, а в широком смысле – это "запасные" средства региона", — отметил генеральный директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков, — "на наш взгляд именно Дальний Восток обладает такими нераскрытыми ресурсами". По его словам, в это число входят как крупные инфраструктурные проекты, вроде глубоководных портов, межконтинентальных тоннелей, терминалов и логистических центров, объекты добычи полезных ископаемых, продовольственные ресурсы (рыба, морепродукты, сельхозпродукция), так и объекты сферы туризма и малого бизнеса. "Именно поэтому мы ранжировали регионы в рамках их потенциала для дальнейшего мониторинга динамики развития и помощи в оценке их инвестиционной привлекательности", — рассказал Илья Гращенков.

Регион с наиболее высоким потенциалом – Камчатский край. Развитие Севморпути открывает для Камчатки широкие возможности по развитию инфраструктурных и транспортных проектов. Порт на Камчатке станет ключевым в рамках проекта "Новатэк" по СПГ. Правительство Камчатского края в конце 2017 года подписало соглашение о строительстве в регионе терминала по перевалке сжиженного природного газа. Порт станет главной базой по перевозке российского СПГ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Но не только СПГ, планируется развитие и других перевозок между Европой и странами АТР, поэтому сейчас в Камчатку готовы инвестировать все, от США и ЕС до КНР и других стран Азии и Востока. С развитием проектов появятся новые рабочие места, дороги. По СМП пройдет большая часть дальневосточных лососевых, будут реализованы многочисленные проекты по разведению и добыче рыбы и морепродуктов. Кроме того, Камчатка – обладает колоссальным туристическим потенциалом, который можно будет раскрыть в рамках реализации иных проектов, при помощи строительства дорожной сети, аэропорта и т. д.

Приморский край – безусловный лидер экономики ДФО. Именно поэтому потенциал развития региона чуть ниже, так как емкость рынка для новых проектов ограничена. В части добычи ресурсов, прежде всего рыбы, Приморье лидирует, но вместе с тем инвестиционная привлекательность этого сектора снижается. Что же касается туризма, то, безусловно, Приморье входит в число лидеров развития отрасли, но уступает Камчатскому краю в части заповедных и неосвоенных территорий. Приморье по-прежнему лидер по части инфраструктурных проектов и их инвестиционной привлекательности, например, дальневосточная верфь "Звезда" позволит решить ряд проблем отечественного судостроения. Это проект мирового уровня, который сможет стимулировать судостроение и после ввода в эксплуатацию придаст дополнительный импульс развитию всего Дальнего Востока. Развивая судостроительный кластер, заводы получат дополнительные заказы, появятся новые предприятия, производства, рабочие места с высокой долей высокотехнологичного производства. Как отмечают эксперты, врио губернатора Андрей Тарасенко сумел добиться хороших отношений со всеми политическими элитами края. Избран новый мэр Владивостока, что сулит стабильное управление в городе. Формируется новое краевое правительство, куда войдут представители почти всех финансовых групп региона.

Тройку лидеров по наиболее высокому потенциалу развития замыкает Хабаровский край. Для региональной экономики перевозка рыбы по СМП — вопрос стратегической безопасности и развития. Морской путь – новое эффективное транспортное плечо и при равной стоимости провозки иных ресурсов, вроде газа, нефти, металла, леса, рыба станет недорогим и доступным продовольственным товаром в центральной части России. Не стоит забывать, что СМП обеспечивает транспортную безопасность России, давая выход к двум стратегическим бассейнам — Атлантическому и Ледовитому океанам и Хабаровский край занимает здесь одно из приоритетных направлений. Правда, как отмечают эксперты, ситуация в этом регионе чуть сложнее, чем на Камчатке и Приморье. Если во Владивостоке и Петропавловск-Камчатском планируется охлаждать рыбу с помощью рефрижераторов, собирая улов у рыбаков, то хабаровские предприятия базируются по всему Охотскому району и для сбора груза требуется специальный терминал по обработке. Крупные инвестиционные проекты в области самолетостроения в Комсомольске-на-Амуре и Николаевске-на-Амуре, выпускающие самолеты Су-27, Т-50 и SuperJet 100. Есть определенные проблемы в социальной сфере, проблема обманутых дольщиков, крупные пожары в регионе летом прошлого года, растет число так называемых "брошенных островов". Вероятна скорая смена губернатора края, чей срок полномочий заканчивается в этом году и явный конфликт между командой Шпорта и экс-губернатора Ишаева.

Сахалинская область – также в числе лидеров. По мнению экспертов, один из самых перспективных с точки зрения ресурсов регион испытывает ряд административных трудностей. Во-первых, несовершенное законодательство в сфере рыбного хозяйства области тормозит развитие проектов связанных с разведением аквакультуры. Во-вторых, в связи с арестом экс-губернатора Сахалина Александра Хорошавина к деловой активности на территории региона особое внимание проявляют спецслужбы и силовые ведомства. А в той связи, что дело Хорошавина до сих пор не дошло до какой-то решающей стадии, бизнес пока занял по отношению к региону выжидающую позицию, что сковывает инвестиционную инициативу. Но все же сахалинские шельфовые проекты до сих пор являются одними из самых капиталоемких с участием иностранных инвестиций.

В число регионов со средним потенциалом вошли Амурская область и Республика Саха (Якутия).

Амурская область имеет хороший потенциал для развития. Прежде всего, из-за наличия космодрома "Восточный" и развития связанных с ним территорий. Амурская область единственная в ДФО выполнила план программы по развитию туризма. Но есть ряд негативных факторов. Так, медленно строится мост в Китай (через реку Амур в Благовещенске). Он должен быть сдан в эксплуатацию уже в 2019 году, что сильно тревожит партнеров из КНР.

Республика Саха (Якутия) обладает средним потенциалом развития. Однако определенный толчок к развитию получат и те территории, которые имеют опосредованный выход к морю и СМП. Прежде всего, в Якутии второе дыхание Севморпуть даст порту в Тикси, когда-то крупному по северным меркам городу. Важной составляющей, помимо логистики СПГ, станет логистика рыбы северных пород в центральную часть России, о важности которой говорил на своей пресс-конференции президент Владимир Путин. Одним из негативных факторов для республики можно считать выборы в Иль Тумэн Саха (Госсобрание Якутии), если действующей власти не удастся найти достаточное число харизматичных кандидатов, большое число мест в парламенте займут представители оппозиции. А постоянные конфликты внутри якутской власти не будут способствовать раскрытию потенциала региона.

Невысокий потенциал имеют Магаданская область и Чукоткий автономный округ. Но, как отмечают эксперты, развитие портов на территории регионов позволит остановить отток населения и создать определенную инфраструктуру. Новый рывок в развитии получит и Еврейская автономная область – за счет строительства мостовых переходов в соседний Китай и развития АПК (прежде всего соевых культур) и горно-добывающей отрасли.

Таким образом, эксперты приходят к выводу, что суммарный интерес к регионам Дальнего Востока со стороны инвесторов возрос. Внимание инвесторов из числа крупного и среднего бизнеса привлекают те территории, на которых ТОРы и территории порто-франко (свободные порты) получат в 2018-2020 годы дополнительные стимулы к развитию.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость