5 апреля 2018. Рыбокомбинат "Островной" планирует производить до 250 тысяч банок консервов в сутки. На такой объем переработки компания выйдет в 2020 году, сообщил корреспонденту Дальневосточной объединенной редакции руководитель пресс-службы компании-инвестора АО УК "ДВ Рыбак" Сергей Суханов.
К середине 2019 году "Островной" — резидент территории опережающего развития "Курилы" — запустит новый консервный завод и модернизированную рыбомучную установку. А в 2023 году инвестор введет в эксплуатацию полностью автоматизированный завод для выпуска мороженой продукции, и завод по глубокой переработке тресковых и лососевых пород рыб. Годовой оборот продукции составит 1,5 млрд рублей.
И если сейчас в "Островном" работает около 200 человек (половина из них – жители Шикотана), то через два года планируется увеличение штата до 300 рабочих мест.
Доктор биологических наук, профессор кафедры биоразнообразия и морских биоресурсов ДВФУ Вячеслав Иванков считает, что создание ТОР и рыбопромышленного кластера на острове Шикотан преследует не только бизнес-интересы.
По его словам, на Шикотане, в отличие от соседнего острова Кунашир, слабая лососевая база, транспортировка в российские порты оттуда сложнее, а сайра – временный продукт, и она может не "подойти" к берегу, как это было в прошлом году.
"Интереснее там добывать гребешок, беспозвоночных и морскую капусту, — говорит ученый. – Судя по всему, этот проект имеет политическую значимость, чтобы японцы не говорили, мол, "вы не даете нам работать на островах совместно, и сами не работаете", — считает Иванков.
Рынки сбыта
Лосось и другие морепродукты на фабрику Шикотана доставляют суда группы компаний "Дальневосточный рыбак", в которую входят ООО "Интеррыбфлот, ООО "Поларис", ООО "Морской транспорт", а также рыбокомбинат "Островной". Рыбокомбинат располагает пятью собственными промысловыми судами.
Продукцию "Островной" планирует поставлять на внутренний рынок и на экспорт – в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Пока вся продукция, которую произвел "Островной" с конца 2016 года, поставлена на внутренний рынок. Группа компаний "ДВ Рыбак" открыла распределительные центры в Московской и Челябинской областях, уже оттуда идет распространение по дистрибьютерам и торговым сетям.
Что касается экспортных поставок, то у "Островного" уже запрашивали информацию по поводу консервированной сельди предприниматели из Китая, Южной Кореи и Израиля. Однако конкретных переговоров пока не было.
По информации Росстата, рыбный комплекс Дальнего Востока в 2016 году (более свежими данными ведомство не располагает) произвел 2,3 млн тонн рыбы и морепродуктов, то есть более 40% общероссийского объема. При этом в год россияне потребляют около 2 млн тонн рыбы и морепродуктов, остальное идет на экспорт.
"На Дальнем Востоке небольшое потребление рыбы, тут все по потребностям. Я думаю, вопрос поставок в наш регион будет зависеть от цены. В любом случае, пока "Островной" ориентирован именно на внутренний рынок", — объясняет президент ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области Максим Козлов.
По его словам, поставка морепродуктов в страны АТР – нормальная практика для дальневосточных рыбопромысловиков. "У нас по стране в прошлом году добыли 5 миллионов тонн водных биологических ресурсов. Такой объем, конечно, невозможно освоить только на внутреннем рынке", — пояснил Козлов.
Якорный резидент
Территория опережающего развития "Курилы" — одна из самых молодых на Дальнем Востоке. Ее создали в августе 2017 года, специально под "Островной", и по заявке руководства рыбокомбината.
По информации инвестора, к 2020 году "Островной" обеспечит выпуск свежемороженой рыбы, рыбной муки и жира, филе и рыбных консервов в объемах до 100 тысяч тонн ежегодно. Проект, который "Островной" представил Министерству по развитию Дальнего Востока, предполагает 7,2 млрд инвестиций.
"Эти инвестиции – поэтапное вложение, в течение нескольких лет. В пределах десяти лет деньги должны окупить себя", – считает Максим Козлов. И преференции ТОР очень помогут "Островному", уверен эксперт. В первую очередь работу облегчат "индульгенции" по налоговым платежам. Рыбокомбинат такого масштаба платит очень серьезные налоги.
В пресс-службе правительства Сахалинской области сообщили, что резидент территории опережающего развития "Курилы" получает стандартные для ТОР преференции, а минимальный объем вложений для того, чтобы стать резидентом – 500 тысяч рублей. При этом в ведомстве отмечают, что "Островной" — не единственный проект, который намерен войти в ТОР.
"Общий объем частных инвестиций по инвестиционным проектам резидентов ТОР "Курилы" должен составить не менее 10 млрд рублей", — сообщают в пресс-службе правительства области.
А поступления резидентов в бюджет региона к 2026 году, с учетом налоговых льгот, составят 5,8 млрд рублей. Это поможет сократить дефицит сахалинского бюджета: на 2018 год доходы в областную казну планируются на уровне 102 млрд рублей, а расходы – 116,6 млрд рублей.
Но у инвестора есть вопросы к реализации преференций ТОР. По информации Сергея Суханова, режим ТОР "Курилы" не предусматривает аннулирование таможенных платежей на ввоз импортного дорогостоящего оборудования (что, как правило, предполагает режим ТОР). Поэтому сейчас инвестор несет дополнительные расходы на создание таможенной зоны.
Кроме того, сейчас основные запасы ламинарии, на основе которых Росрыболовство выделило 80 тысяч тонн для добычи морской капусты, находятся на территории заповедника "Малые Курилы", где промысел запрещен. Год назад этот вопрос поднимался на высоком уровне, но пока окончательного решения нет.
Дефицит энергии
Сейчас все энергопотребление острова обеспечивают две дизельные электростанции общей мощностью 5 МВт. Половину энергии на себя забирают рыбные компании, объекты ЖКХ и бюджетные организации. Остальное – местные жители. При этом дефицит энергии уже сейчас составляет 2-3 МВт.
Уже в этом году, когда УК "ДВ Рыбак" запустит новый консервный завод, потребность всего острова в энергии составит 17,8 МВт. А в 2023, когда в полную силу заработает рыбокомбинат "Островного" и "Курильского рыбака" (еще одна компания, которая планирует развивать переработку на Шикотане), острову нужна будет мощность в 39,4 МВт.
При этом экономически обоснованный тариф за киловатт/час на острове составляет 14,98 рублей. Поэтому областное правительство субсидирует тариф, бюджет выделяет энергетикам Шикотана более 195 млн рублей в год, благодаря чему местные платят за киловатт/час 3,96 рубля.
Однако проблема дефицита энергии решается. В середине марта губернатор Олег Кожемяко заявил, что на острове построят еще две дизельные электростанции мощностью 5 МВт. Первая заработает уже в сентябре этого года, чтобы обеспечить электричеством новый консервный завод.
В пресс-службе правительства области отмечают, что это временный вариант. К 2020 году энергомощности Шикотана планируют увеличить на 27-28 МВт, что закроет дефицит не только рыбоперерабатывающих компаний, но и жителей острова. В правительстве рассматривают варианты подключения агрегатов АО "Мобильные ГТЭС" (которые используются в Крыму), или поставить на остров мобильные контейнерные электроустановки компании ООО "ДальЭнергоИнвест".
По информации правительства Сахалинской области, часть генерации рыбоперерабатывающие компании построят сами. Губернатор отметил, что затраты на энергомощности им частично компенсирует бюджет.
Материал подготовлен Дальневосточной объединенной редакцией (ДОР).