2 апреля 2019. Директор по макроаналитике КИБ банка "Открытие" Дмитрий Харлампиев ожидает в 2019 году замедления роста экономики России и снижения темпов развития банковского сектора. Россияне сохранят спрос на кредиты, чтобы поддерживать текущий уровень жизни на фоне падающих пятый год подряд реальных доходов. Опережающий рост по-прежнему будут демонстрировать кредиты физическим лицам, а до конца года регулятор может вернуться к снижению ключевой ставки. Об этом Дмитрий Харлампиев рассказал на XII ежегодной конференции "Будущее банковского бизнеса: перспективы регионов".
По словам Дмитрия Харлампиева, 2018 год стал чрезвычайно успешным для банковского сектора: серьезный рост показали практически все ключевые показатели, прежде всего это касается портфеля кредитов частным лицам и прибыли. Как отмечает эксперт, в 2019 году подобные темпы роста вряд ли повторятся на фоне замедления экономического развития. "Динамика кредитного портфеля, число клиентов и другие важные метрики – это производные от экономического роста, соответственно логично прогнозировать определенное охлаждение динамики ключевых индикаторов банковской отрасли в текущем году", — отметил эксперт.
В 2018 году мы наблюдали ускорение экономического роста, который даже превзошел ожидания и прогнозы большинства экспертов. По данным Росстата, официальный рост российского ВВП составил 2,3% при среднем прогнозном диапазоне 1,5%-2%. Правда, необходимо сделать оговорку, что в конце года была серьезно пересмотрена вверх динамика выполненных строительных работ – более чем на 5 п. п., что оказало заметный позитивный эффект на произведенный ВВП. Основными драйверами роста российской экономики остаются цены на основные товары российского экспорта. Напомним, что порядка 65-70% российского экспорта составляют товары так называемой минеральной группы. При этом стоит помнить, что РФ является экспортно-ориентированной малой открытой экономикой.
Значимый вес в структуре экономического роста сохраняет конечный потребительский спрос, который, в том числе поддерживается за счет кредитных ресурсов и снижающейся нормы сбережения населения. При этом в 2019 году ожидается умеренное замедление темпов роста ключевых индикаторов экономического развития РФ. Это связано прежде всего с давлением на конечный спрос из-за роста налоговой нагрузки за счет повышения с 1 января 2019 года ставки НДС и ускорения инфляции.
В 2018 году произошло знаковое событие для финансового рынка – прекратился цикл смягчения денежно-кредитной политики ЦБ РФ, который продолжался практически 3,5 года, с начала 2015 года. Регулятор в прошедшем году дважды повысил ключевую ставку кумулятивно на 50 б. п. до 7,75% годовых. Первое повышение бенчмарка стало эффективной и оперативной реакцией регулятора на существенное усиление волатильности на рынке в августе-начале сентября 2018 года, в частности имела место значительная девальвация рубля и существенный рост доходности ОФЗ. Второе повышение ставки носило упреждающий характер и было призвано купировать инфляционные эффекты от накопленной за 2018 год девальвации рубля и от ожидаемого на тот момент повышения ставки НДС с 1 января 2019 года. По сути это сделать удалось, так как по факту инфляция ускоряется медленнее, чем изначально рассчитывал регулятор. Еще декабрьский прогноз ЦБ РФ на конец 1 квартала 2019 году предполагал диапазон 5,5-6,0% в годовом выражении. До конца квартала осталось всего несколько дней, а расчетная инфляция, с учетом недельных данных по индексу потребительских цен, составляет примерно 5,3% в годовом выражении. Определяющее значение сейчас приобретает именно соответствие фактической инфляции базовым прогнозам ЦБ. На этом фоне мы ожидаем, что до конца 2019 года ЦБ может вернуться к смягчению денежно-кредитной политики и понизить ключевую ставку.
Если строить прогнозы по ставкам на банковские продукты, то в 2019 году Дмитрий Харлампиев не видит предпосылок для продолжения их роста. Как минимум они сохранятся на прежнем уровне, а в среднесрочной перспективе могут снизиться. Напомним, что высокую значимость имеет доходность ОФЗ, к которой привязано ценообразование на кредитно-депозитном рынке.
В 2018 году были зафиксированы достаточно высокая прибыль банковского сектора и ускорение роста ключевых показателей баланса банковской системы. Рост кредитного портфеля определялся продолжением цикла снижения ключевой ставки в первом полугодии 2018 года, а также расширением конечного потребительского и инвестиционного спроса. В случае корпоративного кредитования, в том числе сработал и эффект низкой базы – в 2017 году рост был близким к нулевому. Продолжается и процесс консолидации банковского сектора, за прошлый год количество банков сократилось на 77 штук.
В 2019 году Дмитрий Харлампиев ждет некоторого охлаждения экономической активности, замедления роста ВВП до 1,3%. Динамика активов и кредитного портфеля банковского сектора так же замедлится. Тем не менее. Как и ранее, можно прогнозировать опережающий рост кредитования физических лиц, прежде всего за счет сегмента ипотечных жилищных кредитов.
Реальные располагаемые доходы населения снижаются на протяжении 5 последних лет, при том, что кредитование физических лиц растет в течение последних трех лет. Это свидетельствует о ярко выраженной потребительской модели поведения населения — домохозяйства предпочитают поддерживать текущий уровень жизни, де-факто теряя свою реальную покупательную способность. Происходит это, во-первых, за счет кредитования, то есть увеличения собственной долговой нагрузки, во-вторых — за счет снижения так называемой нормы сбережения. Впервые с 2001 года этот расчетный скользящий показатель находится вблизи отметки 4,4%.
Это очень важный момент – население предпочитает в большей степени потреблять, нежели сберегать. С учетом текущей экономической конъюнктуры можно сказать, что предпосылки для серьезного ускорения роста располагаемых доходов жителей страны отсутствуют.
По расчетам Дмитрия Харлампиева, величина условной долговой нагрузки – если рассматривать ее как отношение располагаемых доходов населения к задолженности по кредитам – в 2018 году находилась ниже уровня 30%. Это относительно невысокий показатель даже в разрезе развивающихся экономик, не говоря уже про такие развитые страны как Швейцария или Норвегия, где эта цифра, даже с учетом возможных отличий в методике расчетов, достигает 225-250%. То есть Россия пока демонстрирует условно догоняющий рост долговой нагрузки, которая в ближайшие годы может увеличиться до 36 – 38%.