Сокращение очередей и комфорт пациентов: как работают бережливые поликлиники на Сахалине

О внедрении бережливых технологий в сахалинских медучреждениях в интервью ИА SakhalinMedia рассказал руководитель РЦ ПМСП Валерий Чупахин
Руководитель Регионального центра организации первичной медико-санитарной помощи Валерий Чупахин
Фото: ИА SakhalinMedia

28 октября 2019. Число медицинских учреждений, которые присоединяются к проекту "Бережливая поликлиника, растет в Сахалинской области. В 2019 году проект, главная цель которого — обеспечить комфортное получение медицинской помощи пациентам, начали внедрять в 27 медорганизациях региона. Благодаря участию в федеральном проекте "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи", входящего в нацпроект "Здравоохранение", до 2024 года по принципам "бережливой поликлиники" станут работать все поликлиники Сахалина. О том, как организована работа поликлиник по технологии бережливого производства, в интервью корр. ИА SakhalinMedia рассказал руководитель Регионального центра организации первичной медико-санитарной помощи (РЦ ПМСП) Валерий Чупахин.

Валерий Сергеевич, что представляет собой проект "Бережливая поликлиника"?

— Слово "бережливая" заимствовано из концепции "бережливого производства", основанной на постоянном стремлении к совершенствованию. Эта концепция направлена на устранение всех видов потерь. Из "бережливых производств" вытекает "Бережливая поликлиника" — проект, задача которого — повысить доступность и качество оказания медико-санитарной помощи.

— Как работают методы "бережливого производства"?

— Методы "бережливого производства" устраняют ненужное хождение по кабинетам, избыточную бумажную работу врачей и лабораторий. Взамен этого появляется более комфортная среда для посетителей поликлиник и самих докторов. Внедрение "бережливых технологий" позволяет существенно сократить время ожидания приема и повысить удовлетворенность медпомощью.

Когда модель "бережливой поликлиники" заработала на Сахалине?

— Модель "бережливых поликлиник" начали внедрять в нашем регионе в 2017 году в поликлинике № 2 Южно-Сахалинска и детской городской поликлинике. В этих медучреждениях регистратуру разделили на call-центр, картохранилище и открытую регистратуру. Пациентов и сотрудников регистратуры разделяет лишь стойка высотой по пояс. Кроме того, появилось разделение пациентов на больных и здоровых. В обычной поликлинике все эти пациенты стоят в одной очереди. Также в медорганизациях ввели электронную запись на сдачу анализов и модернизировали работу процедурных кабинетов.

В начале 2019 года проект "Бережливая поликлиника" получил новый виток развития, когда в Сахалинскую область по приглашению губернатора Валерия Лимаренко приехали специалисты госкорпорации "Росатом".

Как развивается проект в регионе?

— В этом году к проекту "Бережливая поликлиника" присоединились 70 структурных подразделений 27 медицинских организаций. Со следующего года к нему присоединяться еще восемь структурных подразделений в Александровск-Сахалинском и Курильском районах. В 2021 году по новому стандарту будут работать еще семь подразделений — в Северо-Курильском и Южно-Курильском районах, а также в Областной детской больнице (консультативная поликлиника) и городском роддоме Южно-Сахалинска. Сейчас в поликлиниках ведутся работы по оптимизации работы регистратуры, процедурных кабинетов и врачей. В некоторых медорганизациях мы уже приступили к оптимизации процессов диагностических исследований.


Руководитель Регионального центра организации первичной медико-санитарной помощи Валерий Чупахин. Фото: Анна Ромахина, ИА SakhalinMedia

Каких результатов удалось достичь благодаря внедрению "бережливых технологий"?

— Например, в поликлинике № 2 Южно-Сахалинска с начала этого года удалось сократить время ожидания очереди в полтора раза, а время работы врача непосредственно с пациентом увеличить в два раза. Последнее стало возможным благодаря тому, что часть обязанностей врача (работу с документами) удалось переложить на медицинскую сестру.

В южно-сахалинской стоматологической поликлинике удалось в три раза — с 22 до семи человек, сократить очередь пациентов в кабинет неотложной медпомощи. И еще пример, в Корсаковской ЦРБ время ожидания в очереди в процедурный кабинет сократилось в шесть раз. До внедрения "бережливых технологий" в этом медучреждении очереди в процедурный кабинет были огромными — один раз мы насчитали 92 человека. Теперь врачи, назначая пациентам забор крови (например), сообщают им определенное время или интервал времени, в который им нужно прийти. Соответственно, пациенты уже приходят в конкретное время. Это снижает очереди.

Проект "Бережливая поликлиника" является частью одного из восьми федеральных проектов национального проекта "Здравоохранение". По каким критериям он должен развиваться?

— Модель "бережливых поликлиник" в рамках нацпроекта должна соответствовать 22 критериям, которые связаны с перераспределением потоков пациентов, качеством пространства и улучшением различных организационных процессов. Их мы планируем реализовать до 2024 года. У нас есть понимание критериев — того, чему нужно соответствовать, и есть понимание процессов, которые нужно реализовать.

Напомним, национальный проект "Здравоохранение" рассчитан до 2024 года. В него входят восемь федеральных проектов. Проект предполагает снижение показателей смертности населения трудоспособного возраста (до 350 случаев на 100 тысячу населения), ликвидацию кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год. Всего на реализацию нацпроекта планируется направить более 1,7 трлн рублей.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость