20 января 2020. Губернатор Архангельской области Игорь Орлов направил обращение в Правительство РФ с просьбой дать поручения по снятию запретов на формирование рыболовных участков на установленных путях движения судов в реках и озерах региона. Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ) поддержала инициативу главы рыбацкого региона о необходимости внесения законодательных изменений. В ассоциации отмечают, что ограничения на формирование участков негативно сказываются не только на рыбохозяйственных предприятиях, но и на социально-экономическом положении области в целом, сообщает ИА PrimaMedia.
Ранее в районах, о которых идет речь, располагались рыболовные участки, на которых предприятия области десятки лет вели промысел горбуши и семги. Ситуация изменилась после того, как постановлением правительства РФ Правительства "Об утверждении Правил определения границ рыболовных участков" были введены ограничения на формирование рыболовных участков, в частности, на установленных путях движения судов.
Касательно Архангельской области речь идет об основных водных объектах на всем их протяжении, на которых осуществляется промышленное и любительское рыболовство, — реки Северная Двина, Вычегда, Пинега, Онега, Вага, Кулой, Мезень, Вашка, Емца, озера Лача и Кенозеро. Для решения сложившейся ситуации необходимо внести соответствующие изменения в само постановление правительства.
"Ограничение на формирование рыболовных участков в этих районах не только негативно отразится на экономическом положении рыболовецких колхозов, артелей, которые для прибрежных населенных пунктов являются градо— и поселкообразующими, но и приведет к оттоку туристов и серьезным потерям бюджетов, изменению социального климата в регионе. Это не только проблема развития рыбной отрасли, а и региона в целом, поэтому ВАРПЭ поддерживает инициативу Игоря Орлова, соответствующее обращение мы направили в адрес министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева", — рассказал президент ВАРПЭ Герман Зверев.
На этих участках добывают анадромные виды рыб – семга и горбуша, объем вылова – около 3-4 тысячи тонн ежегодно. Эти районы промыслы важны не только с точки зрения экономики, но и сохранения истории региона – именно здесь ведется промысел традиционными орудиями лова, отмечает руководитель ВАРПЭ. Кроме того, эти места привлекают тысячи туристов, со всего мира сюда приезжают любители экотуризма и рыбалки. Поэтому запрет на промысел отразится и на рыбной отрасли, и на туристической сфере региона, в которых занята большая часть населения.
Как прокомментировал руководитель общероссийского отраслевого объединения, в поле зрения ВАРПЭ – ситуация не только в рыбной отрасли России в целом, но и в каждом отдельно взятом приморском регионе страны, причем каждая ситуация рассматривается ассоциацией обязательно в разрезе социально-экономического положения того или иного субъекта федерации.
Отметим, что ВАРПЭ внимательно следит за тем, что происходит регионах, в экономике которых рыбный промысел и рыбная переработка играют заметную роль. Так, Всероссийской ассоциации рыбопромышленников поддерживала инициативу губернатора Магаданской области Евгения Носова в привлечении бизнеса к проведению научных исследований.
Ведущая рыбопромышленная ассоциация страны обращает внимание на ключевые моменты в реализации того или иного проекта, связанного с развитием отрасли. В частности, ВАРПЭ обращалась правительство РФ и полпреду президента в ДФО Юрию Трутневу с обоснованиями необходимости государственной поддержки судостроения на Дальнем Востоке. Помимо прямой господдержки технико-технологической модернизации ДВ-верфей, утверждали в крупнейшем объединении рыбной отрасли, импульсом к возрождению судостроения в регионе должно стать и строительство здесь нескольких десятков судов-краболовов – в рамках выполнения инвестиционных обязательств победителями предстоящих аукционов по перераспределению 50% крабовых квот в Дальневосточном бассейне.
В итоге Министерство промышленности и торговли предлагает предусмотреть в проекте бюджета на 2020 год выделение 8,6 млрд рублей на финансовое оздоровление двух крупнейших судостроительных предприятий Дальнего Востока – Хабаровского и Амурского заводов.
Когда в ноябре 2019 стартовала программа по строительству судов-краболовов для промысла в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, президент ВАРПЭ Герман Зверев, присутствующий на церемонии закладки первого краболова на Восточной верфи во Владивостоке, озвучил позицию отраслевого сообщества, сказав, что в стартовавшей программе критически важны стабильность налоговых и регуляторных условий в отрасли, а также равный доступ к господдержке в виде субсидирования части затрат для всех заказчиков новых судов – вне зависимости от того, до или после подписания соответствующего постановления Минпромторга рыбаками были заключены контракты с дальневосточными верфями.