20 июля 2020. Секция "PR на ДВ: успешные кейсы" (12+) состоялась на площадке "Дальневосточного МедиаСаммита-2020" (12+). Эксперты области связей с общественностью в прямом эфире раскрыли свои коммерческие тайны и поделились бесценным опытом работы, в том числе и в сложный карантинный период, сообщает ИА PrimaMedia.
Модератором встречи выступил Петр Самойленко, доцент департамента коммуникаций и медиа Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ.
— Сегодня мы будем говорить про PR-ресурсы и их возможности в эпоху кризиса, в котором мы все сейчас находимся. Выслушаем и обсудим ряд докладов. Призываю всех быть максимально открытыми. По итогу встречи мы с вами сможем выработать какие-то "рецепты", касающиеся нашей профессиональной "кухни". Может быть, способы не будут универсальными, но они смогут помочь нам и нашим коллегам. Во всяком случае, я хочу результаты наших сегодняшних обсуждений использовать в учебном процессе. Думаю, что мы все извлечем пользу из сегодняшнего мероприятия, — начал встречу Петр Самойленко.
С докладом на тему "Эффективные инструменты рекламы в Интернете" выступил Степан Пташкин. Его агентство "Мегаконтекст" (г. Владивосток) делает таргетинговую рекламу в Яндексе, Гугле и в социальных сетях.
— Мы не ведем социальные сети, не выкладываем посты, а показываем какой-то продукт пользователям. Также разрабатываем маркетинговую стратегию, занимаемся всеми прочими работами, связанными с этим направлением. Сайты дорабатываем, к примеру.
Если в двух словах, то наша работа происходит так. К нам приходит клиент, допустим, владелец или представитель ресторана, говорит: "Ребята, нам нужны клиенты, что вы можете нам предложить?". И мы предлагаем решения. Условно, рекламу в Яндексе по запросу "заказать пиццу". Инструменты, которые мы предлагаем, зависят оттого, какой человек к нам приходит, — рассказал Степан Пташкин.
В качестве примеров эксперт поделился несколькими успешными кейсами по работе с поисковыми системами и по эффективным инструментам рекламы в интернете.
— Вот один из кейсов: клиент, занимающийся доставкой автомобилей из Японии, заказал у нас рекламу в Яндексе. Что это значит? Когда человек вводит в поисковую строку системы "заказать автомобиль из Японии", то видит поисковую выдачу. А именно — нашего клиента. Помимо этого, когда человек что-то начинает искать в Яндексе, то его начинает догонять похожая реклама на всевозможных сайтах. Это называется "реклама на сайтах партнера". Вот ее сделали сделали тоже.
Какой результат получили? Вот если говорить за три месяца — с апреля по июнь — человек потратил 558 тысяч рублей, включая НДС. За эту сумму мы привлекли ему 187 тысяч кликов потенциальных клиентов на сайт. На самом сайте люди оставили 3 716 заявок. Цена одной заявки — 150 рублей. Дальше все, конечно, зависело от других условий: как уже наш заказчик работал со своими клиентами. Судя по тому, что мы до сих пор с ним сотрудничаем, эти заявки конвертируются в реальные сделки.
Другой наш проект — дом. Руководитель риелторского агентства построил большой дом в несколько этажей. Разделил его на несколько частей и решил сдавать в аренду. Дальше обратился к нам: попросил сделать ему рекламу в Instagram. Сначала мы запустили рекламу на сам аккаунт. А потом сделали ее на лидформу — это такая штука, когда человек листает ленту в Instagram, видит какой-то пост, нажимает на кнопочку, и безо всяких переходов его имя попадает рекламодателю.
За небольшой промежуток времени — с 6 по 12 июля — мы привлекли 19 таких заявок. То есть, 19 людей, которым можно позвонить и поинтересоваться: хотят ли они такую услугу или нет. Вот вкратце про кейсы, — поделился Степан.
Далее специалист рассказал про сами рекламные инструменты, которые используют в его агентстве. Первый из них — реклама в поисковых системах.
— У Яндекса и Гугла поисковая реклама работает аналогично: человек что-то вводит и получает ответ на свой запрос. Догоняющая реклама, о которой я тоже уже упоминал — когда человек что-то ввел, и его реклама преследует. Также есть реклама на сайтах партнеров Яндекса и Гугла, которая показывается не после того, как человек что-то ввел в поисковых системах, а по каким-то другим принципам. К примеру, можно выбрать на карте определенный участок — допустим, кампус ДВФУ — и показать определенную рекламу услуги студентам. Также можно, имея базу номеров телефонов, обзванивать людей.
Еще один эффективный инструмент — таргетинговая реклама в соцсетях. Работает по следующему принципу: мы берем людей, которые, по нашему мнению, могут быть похожи на клиентов (отбираем по полу, возрасту, интересам), настраиваем объявление, которое выглядит как картинка с текстом, и запускаем это все дело в ротацию. Реклама показывается, и дальше все зависит оттого, куда "приземляются" люди. Они могут переходить на сайт, на профиль или на вот эту лидформу.
Ну и самое последнее — инструменты веб-аналитики. К примеру, "Яндекс.Метрика" может показать то, как люди ведут себя на сайте. Это можно применять не только в рекламе, но и в PR. Если какие-то СМИ разместили у себя на сайте новость о каком-то событии, то потом через "Яндекс.Метрику" можно отслеживать, из каких источников к вам на сайт переходили люди. Сколько времени на нем проводили, оставляли ли заявки, — завершил выступление Степан Пташкин.
— Степан, а как давно вы работаете, и есть ли у вас база постоянных клиентов? — задала вопрос Оксана Ракитина (ООО "Центр развития робототехники", г. Владивосток).
— В самой рекламе я работаю с 4 курса бакалавриата. Изначально мой путь начался с того, что я делал свой интернет-магазин и настраивал рекламу для него. Развивался в этом. А само агентство начал с коллегами раскручивать с магистратуры — практически три года прошло.
Что касается постоянных клиентов, то мы работаем по такой системе, что они обращаются к нам не один раз. Человек пришел, мы ему рекламу настроили, и он остается с нами надолго. У нас очень хорошие рекомендации, поэтому нас часто советуют своим друзьям, знакомым. И это — один из основных каналов привлечения продаж. А "жизненный цикл" нашего одного клиента — полгода. Если говорить о количестве, то в сумме у нас около 50 клиентов, включая довольно именитых.
— Степан, расскажите, пожалуйста, зачем клиенту обращаться в агентство, если по сути, всеми инструментами можно пользоваться самостоятельно? Рекламные механизмы не такие сложные, — спросил Гавриил Семенов (ресторанный холдинг А.Скрипина, г. Якутск).
— Да, я согласен. Можно даже чуть глубже развернуть эту мысль и дополнить, что агентства, как правило, еще и недешево берут за свои услуги. Начну с того, какие у человека есть варианты, если ему нужна реклама. Первый — сесть и разобраться самостоятельно. Лично я так и начинал. Второй вариант — обратиться к фрилансеру. У фрилансеров обычно не так много клиентов, и работа будет более погруженная. Третий вариант — нанять сотрудника к себе в штат.
Настроить рекламу в Facebook и Instagram несложно, трудно сделать ее в Яндексе и Гугле. И для того чтобы анализировать весь этот момент, нужен опыт большой и разноплановый. Какой есть у рекламных агентств. Вот запустили вы рекламу в Instagram, сработала она — круто. А если нет? Вы поняли, почему? Что нужно делать для того, чтобы она сработала? Плюс, помимо этого, алгоритмы постоянно меняются, и нужно в соответствии с ними, скажем так, дорабатывать рекламу. А если у человека нет времени занимается этим всем, то лучше делегировать обязанности. У нас даже есть клиенты, которые обращаются к нам с готовыми рекламами. Во-первых, они просят нас, как специалистов, посмотреть? можно ли сделать рекламу лучше? И во-вторых, просят именно заниматься их рекламой, чтобы они этого не делали, — рассказал Степан.
— Мы сейчас вот все находимся в ситуации, которую кто-то называет экономическим кризисом, кто-то стагнацией. В любом случае, у нас идет падение темпов развития. Падение в бизнесе. Степан, расскажите, пожалуйста, на ваш взгляд, продвижение в интернете должно обладать какой-то спецификой в нынешних условиях? Или, быть может, вы уже какие-то модели даже инновационные придумали. В нынешних условиях, когда ваши клиенты должны экономить свой рекламный бюджет.
— Спасибо за вопрос, он очень актуальный. Вообще, когда режим самоизоляции только начался, было много переживаний, и у меня, как у предпринимателя, и у клиентов. Кто-то рекламу останавливал из-за того, что испугался кризиса, кто-то по этой же причине урезал бюджет. Кто-то вообще отказывался. Тогда мы начали мотивировать людей на выход в интернет и даже запустили всякие акции, направленные на оффлайн-бизнес. Мы под эгидой помощи предпринимателям могли бесплатно настраивать рекламу, бесплатно консультировать. То есть, у нас есть ресурсы на это. Хочешь жить — умей вертеться. Мы тоже пытались в этом кризисе выжить и не утонуть, делать все, что в наших силах.
Из-за нового режима, как ни странно, с ног на голову стратегии менять не пришлось. Кроме одного проекта музыкальной студии. В ней обучают игре на фортепиано, вокалу. И вот и представитель сказал: "Давайте сделаем онлайн-обучение". Мы настроили всю рекламу, и люди начали оставлять заявки. Вообще хочу отметить, что коронавирус нас, рекламные компании на ДВ, подтолкнул к развитию, к тому, что давным-давно пора было начать реализовывать, — заключил Степан.
Следующим спикером секции стала Оксана Ракитина из "Центра развития робототехники", (г.Владивосток). Эксперт представила доклад на тему: "Медиа сопровождение детского робототехнического центра в период перехода на онлайн-формат".
— Я поделюсь тем, как мы занимались продвижением нашего центра. Из-за эпидемиологической ситуации нам пришлось перейти на онлайн-формат и полностью перестроить бизнес-модель. Так что, с точки зрения PR, у нас была задача сделать так, чтобы остались наши постоянные клиенты и привлечь в процесс новых.
Сначала расскажу о самом центре. У нас в нем по 60 различным направлениям робототехники обучаются дети от 5 до 18 лет. До карантина наши офисы были во Владивостоке и в других городах и поселках Дальнего Востока.
Когда наступила самоизоляция, мы полностью перешли на онлайн-формат. Хочу тоже отметить, что карантин стал для нас не только кризисом, который снизил прибыль и уменьшил поток клиентов, но и толчком к открытию новых возможностей для продвижения. Например, мы смогли вести занятия сразу для всех клиентов по всем филиалам. Также появились клиенты и из других городов, в том числе и с западной части страны. И не только. У нас теперь обучаются пара детей из других стран.
Когда кризис только начался, мы проанализировали деятельность своих конкурентов и выяснили, что всего 20% из них перешли на онлайн-формат. Большая часть решила, что карантин продлится несколько недель, и решила подождать. А все мы знаем, что это в итоге затянулось. Так что нам удалось быстро занять лидирующую позицию, — поведала Оксана.
За период карантина у центра произошло продвижение:
Кроме того, центр стал проводить онлайн-соревнования. К примеру, в их олимпиаде по математике поучаствовали дети со всей России.
— Как мы себя продвигали? Размещали информацию на сайтах и в соцсетях. К примеру нашли портал, благодаря которому к нам присоединились дети из Тюмени, Томска. На нем мы рассказали, что проводим дистанционные занятия. Размещались в СМИ и на сайтах школ. Также провели PR-акцию "Проведение бесплатных дистанционных занятий для школьников Дальнего Востока". Нам удалось охватить аудиторию в 300 человек. Просто звонили директорам школ и предлагали услуги, — поделилась Оксана Ракитина.
— Я предлагаю подвести итоги нашего содержательного диалога. Мне кажется, что можно сделать три основных вывода. Первый: интернет и в эпоху кризиса, в котором мы находимся, сохраняется как доминирующее средство коммуникации. Все то, о чем мы сегодня рассказывали, только это подтверждает. Второй вывод: ростом популярности интернета в кризисный период можно объяснить желание наших клиентов экономить на рекламных услугах. Поскольку реклама в традиционных медиа дорогостоящая. Ну и третье: нынешних условиях нам еще предстоит осознать и придумать новые модели информационной работы в кризисной ситуации, — подытожил Петр Самойленко.
Отметим, что организаторами "Дальневосточного МедиаСаммита-2020" выступают Фонд информационной поддержки социально-экономического развития Дальнего Востока, правительство Приморского края, Союз журналистов России, Приморское региональное отделение Союза журналистов России и Дальневосточный федеральный университет. Генеральный партнер форума — РусГидро.