Креативность в корпоративной культуре: приятный бонус или острая необходимость

Директор по маркетингу школы инноваций ИКРА Виталий Микрюков выступил на площадке журналистского форума
МедиаСаммит
Тематическое изображение
Фото: https://pixabay.com

29 июля 2020. Секция "Как развитие креативности меняет корпоративную культуру" (12+) прошла на площадке "Дальневосточного МедиаСаммита" (12+) в пятницу, 17 июля. Директор по маркетингу школы инноваций ИКРА Виталий Микрюков выступил перед зрителями с рассказом о креативных методиках и корпоративной культуре. Основные тезисы выступления Виталия — в материале PrimaMedia. Выступление целиком — в записи.

Четкого определения слова "креативность" не существует. С одной стороны, это плохо, а с другой — хорошо, потому что у каждого из нас есть возможность обогатить этот термин. Я понимаю креативность как одну из самых трансформационных и созидательных сил в мире. Сегодня я расскажу о двух вещах: о культуре и креативности. Попробуем выяснить, как использовать креативные методики для того, чтобы менять культуру.

Креативность — одна из составляющих системы "4К". Это система навыков, которые в современном мире необходимо развивать и прокачивать; это метанавыки. Эту систему не изучают в школе или институте, хотя есть приятные исключения.

В систему "4К" входят критическое мышление, креативность, коллаборация и коммуникации. Это четыре столпа для развития любого человека в сегодняшнем мире. Только используя синтез этих навыков, можно справляться с трудностями и находить решения непривычных проблем.

Ещё три месяца назад никто не представлял, в какой ситуации окажется весь мир. Но именно благодаря этим вызовам Саммит проходит в онлайне.

Этого бы не было, если бы у организаторов МедиаСаммита не были бы сформированы эти компетенции. Они подумали так: наверное, в этом году надо переносить мероприятие в онлайн и растянуть его нужно на несколько месяцев, чтобы людям было комфортно и полезно — это критическое мышление. Придумали разные темы, выбрали спикеров — это креативность. Связались со спикерами — это коллаборация — и договорились с ними — это коммуникация

Мы сегодня поговорим только о креативности. Креативность — это способность создавать принципиально новые идеи и концепции на основе приобретенных ранее знаний и навыков. Креативность уместна в любой профессии, она позволяет человеку найти новое решение известной задачи, разрешить проблему или открыть новое направление.

Характеристики креативности, описаные Торренсом:

  1. Беглость — скоростная характеристика.
  2. Гибкость — адаптационная характеристика.
  3. Оригинальность — нетривиальная характеристика.
  4. Возможность выявлять стереотипы и сопротивляться им.
  5. Способность подробно разрабатывать идеи.

Культура — совокупность устойчивых форм человеческой деятельности и поведения, без которых эта деятельность не может существовать. Культура компании — сумма правил и систем ценностей всей вашей команды. 

В культуре компании Виталий выделяет 10 основных составляющих: видение и миссия, стратегия, люди, процессы и метод, окружение и обстановка, традиции и ритуалы, символы, истории и легенды, искусство отдыха и личное время.

Существует пять систем организации компании: 

  • импульсивная, где всё четко разграничено и управление идет сверху вниз;
  • конформистская, в которой существует стабильная и регулируемая иерархия;
  • конкурентная, основные принципы которой — новаторство, ответственность и меритократия ("власть достойных"); 
  • плюралистическая, в которой расширяются права и возможности, существует система культурных ценностей и заинтересованность;
  • эволюционная — самоорганизованная и целостная система, у которой есть эволюционная цель.

Согласно исследованию интернет-сообщества HR&Management в Facebook, проведенному в августе 2018 года, причины профессионального выгорания сотрудников следующие: 62% — неудобный или некрасивый офис; 38% — тотальный контроль руководителя; 27% — бесполезная трата времени, долгие совещания; 25% — низкая оплата труда.

Чем переманивают сотрудников конкуренты? Исследование центра НАФИ в июне 2018 года показало, что в 25% случаев — это предложение более высокой зарплаты, в 21% — интересная корпоративная культура, в 19% – расширенный социальный пакет.

Виталий отметил следующие триггеры слабой корпоративной культуры:

  • тотальный контроль;
  • токсичная среда;
  • неуютный офис;
  • бесполезные совещания;
  • низкая оплата труда;
  • плохой соцпакет;
  • отсутствие свободы;
  • нет перспектив;
  • нет доверия;
  • хроническая перегрузка.

С помощью креативного мышления мы можем перепридумать любой из элементов этой системы. Когда вы думаете о культуре через призму креативности, вы создаете устойчивую форму среды компании — инновационную среду.

Как поменять культуру? Обычный цикл изменения состоит из всем понятных этапов. Это постоянная петля изменений. Нужно понять ситуацию (провести "аудит" состояния культуры), разработать решения на основе полученной информации, затем — постепенно внедрить новые процессы и методы. В процессе нужно контролировать ключевые метрики изменений и наблюдать за результатом, а по завершении — провести повторное исследование и внести корректировки.

В ИКРЕ мы используем систему развития сотрудников Yva.ai. Это автоматизированный сервис, который анализирует коммуникации внутри компании. Кто кому ответил, как скоро, в какой интонации. К ней подключается корпоративная почта и рабочие мессенджеры. Эта система точно помогает увидеть ситуацию в компании. 

"Корпоративную культуру нельзя внедрить силой. Если вы попытаетесь это сделать, паттерн насилия станет частью корпоративной культуры. Только и всего. Корпоративная культура строится изнутри, и чем меньше насилия сверху, тем она богаче" — процитировал Виталий Арама Пахчаняна, вице-президента ABBYY.

Первый инструмент, который мы используем для развития корпоративной культуры — сбалансированная обратная связь. Любая обратная связь должна помочь осознать полученный опыт и улучшить работу партнера. Сначала подсвечиваются положительные моменты работы, потом даются рекомендации по улучшению и объясняется, почему результат после этого станет лучше. 

Ещё один инструмент — практика мозговых штурмов. Этот процесс нужно адаптировать для интровертов. Они не готовы высказывать свои мысли по ряду причин — дайте им делать это в комфортной среде. Давайте время подумать над задачей до мозгового штурма, внедрите трехэтапные штурмы: подготовка и сбор информации, проведение сессии по поиску идей, оценка и подготовка плана действий. Позвольте людям не "штормить", если им плохо или они устали. 

Давайте всем слово в самом конце, спрашивайте и слушайте, у каждого свой опыт и свой багаж знаний. Помните: нет ничего лучше, чем внедрить идею сразу после штурма. Не затягивайте, внедряйте и развивайте. 

Важный инструмент для развития корпоративной культуры — свобода экспериментов. Это про пространство, — и физическое, и ментальное — для того чтобы ваша команда могла предлагать идеи. Накапливайте идеи, создавайте пространство для их генерации и цените время своей команды.

Последний инструмент — start, stop, continue. Эта система позволяет разделить все процессы на три группы: что нужно начать делать, что нужно прекратить и что продолжить. Самостоятельно или вместе с командой напишите, что вы должны начать делать. Честно признайтесь себе, какие действия бессмысленны или больше не нужны. И обязательно составьте список задач, которые нельзя бросать.

Полезные ресурсы

  1. ikraikra.ru;
  2. 4k.ikraikra.ru — форум Soft Skills;
  3. cyber.ikra.ru — марафон креативных методик;
  4. creqativehappens.ru;
  5. g2.com/categories/employee-engagement.

Школа инноваций ИКРА впервые запускает флагманский курс "Кибермарафон креативных методик" (12+) специально для жителей Дальнего Востока. Марафон пройдёт в формате live-обучения. Лучшие кураторы Московской ИКРЫ проведут погружение в креативные методологии: дизайн-мышление, CRAFT, ТРИЗ и латеральное мышление. Кибермарафон креативных методик — это четырёхдневное погружение в методологии креативного мышления, генерации идей и запуска инноваций. Отправить заявку на участие можно по ссылке.

Проведет ИКРА и практическую онлайн-конференцию "Soft Skills для развития бизнеса и команд" (12+). В течение трех дней перед участниками выступят более 10-ти спикеров из разных индустрий, которые расскажут о 24-х инструментах для применения на собственных бизнес-задачах. Отправить заявку на участие можно по ссылке.

Отметим, что организаторами "Дальневосточного МедиаСаммита-2020" выступают Фонд информационной поддержки социально-экономического развития Дальнего Востока, правительство Приморского края, Союз журналистов России, Приморское региональное отделение Союза журналистов России и Дальневосточный федеральный университет. Генеральный партнер форума — РусГидро.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость