14 августа 2020. Работа на четвертом, "административном" этаже Чехов-центра не останавливается. Театр переживает сложные времена — артисты играют перед пустым залом, без оваций. Держать бодрость духа помогают новые проекты, которые находят зрителя в формате видеоконтента, на ютубканале и в социальных сетях. Продолжается подготовка к церемонии награждения большого областного конкурса "Сахалинский маяк". Приближается юбилей — 90 лет с тех пор, как был основан Сахалинский Международный театральный центр им. А.П. Чехова. О том, чем сегодня живет Чехов-центр, рассказал его художественный руководитель Александр Агеев.
— Вы родом из поселка Солнечный, 25 км от Комсомольска-на-Амуре. Кроме спортзалов и дома культуры, как следует из одного вашего интервью, там не было ничего. Как в таких условиях вырастает художник? Что его вдохновляет?
— Если говорить про творчество, искусство, художника вообще, то его как раз может вдохновлять отсутствие всего вокруг. Мы ведь можем опираться только на то, что происходит с нами — жизненный опыт, багаж, эмоциональную память. Я никогда не занимался театром, пока не прилетел на Сахалин. Более того, изначально выбрал совсем другие профессии. Учился на бухгалтера-экономиста, параллельно заочно получал юридическое образование. И только потом поступил в театральный — на среднее специальное, актерское. Мне было 19 лет. И я понимал, что хочу скорее заниматься театром, чем работать юристом-правоведом широкого профиля. Потом был театральный институт имени Бориса Щукина — режиссерский факультет. Ни друзья, ни родственники, ни учителя не повлияли на мой выбор, он родился спонтанно. Помните, как у Достоевского Раскольников задавался вопросом, человек ли рождается преступником или его формирует среда. Я думаю, здесь все в одну копилку. Я рос и вырос в режиссера драматического театра. Кстати, другие мои профессии очень пригодились на этом месте.
Александр Агеев. Фото: ИА PrimaMedia
— Работа администратора не мешает режиссеру?
— Не сказал бы так, потому что у нас подобралась отличная административная команда. Финансово-хозяйственной частью занимается директор Татьяна Николаевна Корнеева. Я — по художественной части. С нами главный художник-постановщик Кирилл Валерьевич Пискунов. Вместе мы как трехголовый змей. Работаем в удовольствие и поэтому делаем мощнейшие проекты — на спектакли часто не достать билетов.
— Наверное, от молодого режиссера многие ждали реформаторства. Вы можете назвать себя реформатором? Оправдал новый режиссер ожидания?
— Не могу. В моем понимании реформатор в театре — это слон в посудной лавке. Честно говоря, сложно оценивать самого себя, гораздо лучше это сделают коллеги и зрители. Но, наверное, есть позитивная динамика в театре. В первую очередь, я доволен репертуарной политикой, ведь Чехов-центр — единственный драматический театр в Сахалинской области. Здесь так же нет отдельного театра с антрепризами и комедиями. Нет какого-нибудь экспериментального театра "в подвальчике". Мы одни, и поэтому особенно важно правильно подходить к решению вопросов репертуарной политики. Люди хотят и комедию, и трагедию. Нужно сбалансировать репертуар, чтобы "всем сестрам раздать по серьгам". Это первоочередная самая главная моя задача.
Александр Агеев. Фото: ИА PrimaMedia
— Можно ли сказать, что зритель изменился, и к нему нужно искать новые подходы?
— Театр не стоит на месте. Он точно так же развивается, как и мир вокруг. Сейчас меняется подход режиссеров, особенно молодых, к текстам. Вы можете увидеть совершенно другое прочтение с точки зрения анализа классических пьес. Возьмем спектакль "Гроза" прекрасного режиссера Саши Созонова — там и видеоконтент, и современные костюмы, и другая хореография — не классическая. Этот спектакль проходил в пяти номинациях в самом престижном театральном конкурсе нашей страны "Золотая маска". И, конечно, зритель его очень хорошо принял.
— Как у вас складываются отношения с министерством культуры Сахалинской области, поддерживаете их подход к развитию культуры в регионе?
— Что касается политики министерства культуры и лично министра, то мне очень приятно, что Нонна Владимировна понимает специфику островных театров, чувствует их, поддерживает наши идеи, иногда даже безумные и авантюрные. И самое главное, что она эмоционально подключена к театрам Сахалинской области.
Ежегодная премия губернатора "Сахалинский маяк". Фото: ИА PrimaMedia
— Один из проектов, над которым вы сейчас работаете, — подготовка к ежегодной премии губернатора "Сахалинский маяк" (16+). Как думаете, что поможет сделать этот конкурс поистине народным?
— Буду не оригинален — в любом проекте нужна крутая команда. Со своей стороны скажу — она у нас есть. Это Чехов-центр, это наша Сахалинская филармония, с которой мы сделали уже ни один проект. Сейчас готовим церемонию награждения и закрытия ежегодной премии губернатора "Сахалинский маяк". Подбираем артистов, которых хотели бы видеть на сцене. Уже есть одна концептуальная идея по сценографии. Карты раскрывать пока не буду — я человек суеверный.
Александр Агеев. Фото: ИА PrimaMedia
— Само название "про маяк" как-нибудь обыграете?
— Конечно. Думаю, мы сделаем очень крутой промовидеоролик, специально для этого проекта напишем музыку. Есть понимание, в каком жанре. Я хочу, чтобы она возбуждала, будоражила. И, конечно, это будет "про маяк".
— Театр подразумевает работу с энергией зала. Художник знает своего зрителя и подходы к нему. А как вы видите аудиторию этой ежегодной премии? Для кого светит "Сахалинский маяк", и почему нужно в нем участвовать?
— Потому что это перспектива заявить о себе в таком большом областном конкурсе. Чтобы тебя, во-первых, увидели, как специалиста в своей области, во-вторых, оценили твою работу. Человеку, у которого есть целеустремленная энергия, важно признание. И любой режиссер, артист нацелен в первую очередь на зрительское признание. "Сахалинский маяк" — ровно о том же.
Александр Агеев. Фото: ИА PrimaMedia
— Как лично вы относитесь к инициативе губернатора учредить такую премию?
Я думаю, что проведение конкурса областного масштаба — это очень хорошо! Номинации, которые представлены внутри конкурса, и их разнообразие — это очень важно и для конкурсантов, и для каждого учреждения и для каждого министерства, задействованного в нем. Хотелось бы, чтобы он стал ежегодной традицией. Потому что каждый специалист на своем месте делает уникальную работу и лучших необходимо отмечать, причем с помощью голосования жителей Сахалинской области.
— Насколько нам известно, вы будете в жюри одной из номинаций…
— Да, меня пригласили в жюри номинации "Энергия молодых". Я пока только знакомлюсь с условиями проведения конкурса и с требованиями к участникам. Позже уже буду знакомиться с заявками номинантов.
Александр Агеев. Фото: ИА PrimaMedia
— "Чехов-центр" запустил новый проект "про Сахалин", где жители области рассказывают о разных достопримечательностях, природных красотах, любимых местах. Как родилась такая идея?
— В отпуске, совершенно случайно. Мне пришла мысль снять "театральных" детей в патриотичных роликах. Например: "Всем привет! Меня зовут Игорь Сергадеев. Мне 12 лет. Я родился и живу на Сахалине и очень люблю свой остров. А сейчас я нахожусь на своем любимом месте, которое называется "Лягушка". И дальше мы снимаем, как Игорь поднимается на эту вершину и рассказывает о ней — какая у нее высота, почему ее назвали "Лягушкой" и так далее. Затем я хочу пригласить в проект врачей, учителей — очень крутых людей. Не политический, а именно социальный слой. И буду делать такой большой обзор по уникальным местам Сахалинской области. Директор Татьяна Николаевна идею поддержала, благословила меня, готово уже семь выпусков.
Александр Агеев. Фото: ИА PrimaMedia
— Ваше любимое место на Сахалине? Прилетаете вы, допустим, из командировки. И куда душа просится?
— В театр. Из аэропорта сразу еду на работу, поднимаюсь в кабинет, а потом уже еду домой. На самом деле мест очень много. Когда выхожу из самолета, на 30 секунд задерживаю дыхание, а потом делаю глубокий вдох. Сразу по коже бегут мурашки. Воздух Сахалина пахнет морем, как-то по-особенному, такого больше нигде нет. Это мое любимое место на земле, несмотря на то, что я не коренной сахалинец.
— Сейчас сложный период. Что помогает держаться театру в отсутствие зрителей?
— Театру очень нелегко, и надо понимать, что зритель вернется не сразу. Сохранять бодрость духа помогают новые проекты. Их очень много. Мы быстро адаптировались — стали заниматься видеоконтентом, пришли к зрителю в формате ютуб-канала и социальных сетей. Даже сняли музыкальное ревю "Ради жизни на земле". Сейчас работаем над открытием следующего сезона. Скоро юбилей — Чехов-центру исполняется 90 лет. Хочется по этому поводу сделать максимально много классных проектов — актерские читки, фотосессии, встречи с артистами, квартирник.
Александр Агеев. Фото: ИА PrimaMedia
Придумал одну идею концерта-капустника. Назовем его "Здравствуйте!" Это будет капустник с юмором, песнями, веселыми читками, с таким в хорошем смысле актерским дураковалянием, потому что мы очень соскучились по зрителям. Самое страшное для артиста — когда выходишь на сцену, и перед тобой пустой зрительный зал. Это просто очень страшно, до панической атаки, потому что все, что делает театр, направлено на зрителя. И этот капустник будет первое, что мы покажем нашему зрителю, когда он придет в зрительный зал. Мы скажем: "Ребят, Мы по вам очень соскучились. Привет! Здравствуйте!".
Информацию об участии в премии губернатора "Сахалинский маяк" можно посмотреть на официальной странице конкурса страницах Министерства государственного управления в Инстаграм, Фейсбук, "Одноклассниках" и "ВКонтакте".